Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Ялта
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Социальный заказ современной системе образования обусловлен постоянно возрастающими требованиями информационного общества к качеству образовательных услуг. Несомненно, система образования призвана быть структурой ориентированной на результат, на формирование устойчивой мотивации всестороннего развития личности, на адаптацию  к глобальным вызовам современности, на готовность и объективную  возможность применить профессиональные знания, умения и навыки в разработке совместных глобальных и региональных проектов.

Актуальность исследования обусловлена изменением парадигм общественного развития, новизной личностных и социальных требований к системе профессионального образования учителя, неудовлетворённостью работодателей качеством результатов профессиональной деятельности преподавателей и недостаточным уровнем готовности к непрерывному профессиональному образованию. Такой подход обуславливает углублённое изучение процесса профессионального развития учителя в системе непрерывного образования как объективной закономерности, а также необходимость профессиональной стандартизации в системе образования.

Процесс стандартизации в производственной сфере является важнейшим элементом управления качеством. Стандартизация определяется как нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, т.е. комплексе средств, устанавливающих соответствие стандартам. По определению международной организации по стандартизации, это – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности[2].

В связи с тем, что современная система образования становится одним из основных ресурсов развития общества и направлена на обеспечение качественных образовательных услуг, возникла необходимость в активной стандартизации, установлении комплекса правил, норм, требований к учителю, как объекту стандартизации. Стандарты обычно представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы и являются обязательными[4].Несомненно, замысел и исходные положения стандартов педагога положительны и направлены на: определение точных ориентиров для определения профессиональных компетенций учителя, для оценки его подготовленности к профессиональной деятельности и результатов труда; сохранение творчества и профессиональной свободы учителя; упрощение квалификационных требований и характеристик; сосредоточение внимания учителя на непосредственной работе с учениками.

Законодательной базой данного процесса является Федеральный государственный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, Указ Президента Российской Федерации № 597 от 7.05. 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», приказ Министерства труда России №544-н от 18 октября 2013 г., утверждающий профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Предоставляя описание трудовых функций,  входящих в профессиональный стандарт, так называемую функциональную карту вида профессиональной деятельности, данный документ определяет обобщенные трудовые функции учителя: педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ, а также трудовые функции, среди которых: обучение, воспитательная и развивающая деятельность. Отдельной строкой выделены педагогическая деятельность по реализации программ различных ступеней образования, а также модули предметного обучения математике и русскому языку. Описание общепедагогической функции в области обучения предполагает целый ряд трудовых действий, среди которых: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; формирование универсальных учебных действий; формирование мотивации к обучению; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся [3].

Анализ требований предъявляемых к умениям учителя выявляет их многовекторность, комплексность и сложность в практической реализации. К необходимым профессиональным умениям относят владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.; объективное оценивание знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями, а также разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Особое  внимание уделено использованию и апробированию специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Несоизмеримыми являются объём требований к современному учителю в трёх основных направлениях деятельности – обучении, воспитании и развитии и требований к результатам деятельности, определённым федеральными государственными стандартами – предметным, метапредметным и личностным. Однако, предъявляя конкретные требования к образованию и обучению учителя, стандарт не предусматривает требований к опыту практической работы.

В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность учителей разных специальностей характеризуется одновременно и общими однородными элементами: организационными, педагогическими задачами. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой стандарта современного учителя. Рассматривая процесс стандартизации в образовании как деятельность по установлению норм, правил и характеристик для достижения качественного результата работы и образовательных услугв соответствии с уровнем развития современной науки, техники и технологии, для обеспечения информационной, технической и кадровой совместимости, необходимо выделить особые профессиональные стандарты учителей-специалистов в сфере каждого учебного предмета. В рамках нашего исследования перспективным является разработка стандартов учителей, преподающих естественнонаучные дисциплины. Профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов, методических материалов, программ профессионального обучения и установления квалификационных уровней. Профессиональный стандарт учителя является векторным документом, определяющим трудовые функции, квалификацию, личностные качества, а также направления и задачи профессионального развития учителя. Деятельностный подход, основополагающий для федерального государственного стандарта второго поколения, позволяет рассматривать профессиональное развитие процессуально и динамически как механизм формирования и развития субъекта профессиональной деятельности в контексте жизненного развития [1]. Профессиональное развитие педагогов можно определить как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов, определенных государственными образовательными стандартами, и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе формирования комплекса компетентностей. Стандарт профессионального развития учителей должен быть направлен на объединение в единую систему всех элементов, обеспечивающих применение новых знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, решения педагогических проблем,  достижения позитивных результатов в процессе непрерывного профессионального образования. В динамичных условиях современного общества деятельность успешного профессионала характеризуется готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений.

 

Список литературы

1.      Пуховська Л. Теоретичні засади професійного розвитку вчителів: рух до концептуальної карти // Порівняльна професійна педагогіка. — К.; Хмельницький: ХНУ, 2011. — Вип.1. — С.97-106.

2.      Ребрин Ю.И. Управление качеством [Электронный ресурс] / URL: http://www.aup.ru/books/m93/5_1.html(дата обращения: 28.07.2014).

3.      Об  утверждении  профессионального  стандарта  "Педагог  (педагогическая  деятельность  в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

: Приказ Мин. труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 / [Электронный ресурс] / URL:http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 28.07.2014).

4.      Энциклопедия. Социология / А. А. Грицанов [и др.]. — Минск: Интерпрессервис, 2003. — 1312 с.