Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Единой апробированной процедуры проектирования содержания профессионального образования в рамках компетентностного подхода пока не выработано. Но существует несколько вариантов соответствующих методик:

1)    вариант НИИ общей педагогики; ) вариант, разработанный в проекте ―Tuning‖; 3) вариант МГУ. Общим для всех представленных выше методик является отсутствие в них конструктивных подходов (рекомендаций) по определению содержания обучения (учебных дисциплин), необходимого для формирования той или иной профессиональной компетенции.

Для решения задачи проектирования содержания общетехнической учебной дисциплины, ориентированной на формирования некоторого набора профессиональных компетенций представляется целесообразным выделить в этой задаче две подзадачи:

1.   Подзадача определения совокупности (номенклатуры) учебных элементов (УЭ), входящих в содержание учебной дисциплины. Учебные элементы (УЭ) - это―те объективные явления и предметы окружающего мира, методы и способы их использования в деятельности людей, которые отобраны из науки и внесены в программу учебного предмета для их изучения‖ [1].

2.   Подзадача определения структуры УЭ, входящих в содержание учебной дисциплины.

Целесообразность такого разделения рассматриваемой задачи обоснована В.В. Краевским и реализована в представленной выше методике НИИ общей педагогики (см. этапы 4 и 5 методики: 4) предметная систематизация содержания образования (структурирование по учебным предметам), 5) формирование учебного материала в соответствии с  предполагаемыми формами, методами и средствами обучения).  Эти рекомендации касаются выбора стратегии проектирования и определяют целесообразность использования двух основных стратегий: личностно-ориентированную и профессионально- ориентированную.

Профессионально-ориентированная стратегия проектирования содержания профессионального образования опирается на анализ конкретной профессиональной деятельности специалиста. Преимущества такого проектирования заключаются в достаточно жестком соответствии содержания образования требованиям профессиональной подготовки специалиста, что, безусловно, обеспечивает глубину и качество подготовки. Недостатком же является ―узость‖ профессионального образования, ограничивающее возможность личности сменить профессиональную деятельность. Личностно-ориентированная стратегия проектирования базируется не на технократических, а на гуманистических ценностях. Основная идея этого подхода заключается в том, что содержание образования обретает иной смысл и представляет собой не нормативный набор знаний и умений, а содержит потенциал, инициирующий саморазвитие личности. К недостатку следует отнести недостаточную сопряженность с будущей конкретной  профессиональной  деятельностью специалиста, в  результате которой иногда имеет место такое явление, как функциональная неграмотность выпускников профессиональной школы

Для решения задачи определения совокупности (номенклатуры) УЭ, входящих в содержание учебной дисциплины, предлагается следующий подход. В качестве основы для отображения содержания общетехнической учебной дисциплины предлагается использовать логико-структурную модель предметной области соответствующей научной дисциплины. В качестве такой модели целесообразно использовать апробированные в [1] графовые модели, в которых вершины графа рассматриваются как познавательные объекты (понятия, законы, методы, процессы и т.п.), а в дуги ¾ как отношения между ними.

Пусть имеется набор компетенций (см. Рисунок 1), формируемых в предметных областях некоторого числа k специальных дисциплин.


Пусть в результате анализа этих компетентностей в предметной области специальных дисциплин определены учебные элементы (УЭ), которые в рамках соответствующих специальных учебных дисциплин не изучаются, а рассматриваются в качестве исходных. Требуется определить содержание общетехнической учебной дисциплины, обеспечивающей изучение рассматриваемых специальных дисциплин. Решение рассматриваемой задачи целесообразно выполнить в два этапа.

На     первом      этапе     предполагается    использовать     профессионально-ориентированную    стратегию проектирования содержания обучения и на основе анализа структуры формируемых компетенций выделить в логико-смысловой структуре научной дисциплины ее компоненты, необходимые для адекватного формирования этих компетенций.

На втором этапе предполагается использовать личностно- ориентированную стратегию проектирования содержания обучения и в соответствии с приведенными выше принципами фундаментализации содержания обучения определить содержание общетехнической дисциплины, обеспечивающее решение не только задач реализации, но и задач развития (модификации) профессиональной деятельности.

Выполнение приведенного выше плана предполагает следующую последовательность действий:

1.      Выбрать из перечней исходных УЭ специальных дисциплин УЭ, определяемые и изучаемые в предметной области научной дисциплины, соответствующей проектируемой общетехнической учебной дисциплине (на Рисунке 1 эти УЭ выделены коротким пунктиром).

2.    На логико-структурной модели научной дисциплины выделить познавательные объекты, являющиеся компонентами компетенций.

3.       Построить на логико-структурной модели научной дисциплины логико-смысловые структуры выделенных компонентов компетенции (на Рисунке 1 дуги этих структур обозначены сплошной линией). Совокупность этих структур представляет собой логико-смысловую структуру содержания общетехнической дисциплины, обеспечивающую освоение обучаемым рассматриваемых профессиональных компетенций, т.е. соответствующую требованиям профессионализации обучения.

4.     Выделить на логико-структурной модели научной дисциплины все  взаимные связи вершин графа, входящих в логико-смысловые структуры формируемых компетенций, с вершинами графа, не входящими в эти логико-смысловые структуры (на Рисунке 1. эти дуги обозначены пунктиром). Совокупность всех выделенных на логико-смысловой структуре научной дисциплины вершин и дуг составит логико-смысловую структуру содержания общетехнической дисциплины, соответствующую требованиям фундаментализации и профессионализации обучения.

Содержание изучаемых объектов (подробность описания, язык описания, уровень формализации) в учебной дисциплине как инварианте научной дисциплины может быть различным, но структура связей между элементами этих объектов должна быть одинакова, соответствовать структуре связей научной дисциплины и отражать единый подход к познанию и описанию этих объектов. Приходим к выводу, что для выполнения сформулированных выше требований любая предметная область должна структурироваться в соответствии с принципами системного подхода. Принципы системного подхода при формировании учебной дисциплины должны выполняться на всех уровнях, а, в частности, — в отношении любого объекта, изучаемого в рамках этой дисциплины. Значит, решение задачи структуризации содержания учебной дисциплины в соответствии с требованиями системно-структурного подхода сводится к решению задачи системного представления любого познавательного объекта.

 

 

Список литературы

1. Печников А.Н., Ветров Ю.А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Ч.1. Концепция систем автоматизированного обучения и моделирование процессов деятельности. Кн.1. - СПб: БГТУ, 00. – 195с.