03 сентября 2017г.
Учебно-полевая практика является неотъемлемым компонентом в системе подготовки студентов по специальности география и может рассматриваться как звено учебного, методического и научного становления будущих выпускников педагогических вузов. Особое место занимает практическое применение методик полевых исследований при изучении природных территориальных (ПТК) и территориально- производственных комплексов (ТПК), которые способствуют развитию у студентов географического мышления, формированию географической и экологической культур. Формирование умений выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами природы, способствует также формированию творческого мышления студента. Умение оценивать и рекомендовать меры для оптимального природопользования, способствует актуализации полученных теоретических знаний и формирует мышление студента, как самостоятельного хозяйственного деятеля. Одной из целей учебно-полевых практик является обучение будущих учителей географии простым и доступным, для средней школы, географическим методам исследования природы и хозяйственной деятельности человека. Следует отметить, что полевая практика предоставляет широкие возможности для воспитания студентов, как сознательных, грамотных членов общества. Относительная долгосрочность совместного проживания в полевых условиях, работа в больших и малых группах, совместное планирование и реализация учебных проектов, взаимопомощь в разных незапланированных ситуациях вне работы шлифуют характер, развивают чувство взаимопомощи, сострадания и ответственности за членов коллектива. Важно отметить, что учебно- полевые практики по географии создают уникальную возможность для воспитания художественного, эстетического восприятия мира посредством географических знаний. Это наиболее плодотворная почва для формирования эмоционально-ценностного компонента содержания географии. В АГПУ, так же как и во многих педагогических вузах, учебно-полевая практика по специальности география, включает в себя взаимосвязанные и взаимодополняющие направления: а) физико-географические- изучение природных объектов, явлений, ландшафтов и экосистем; б) социально-экономические- посещение промышленных и сельскохозяйственных объектов; в) географическое краеведение- всестороннее изучение природы, населения и хозяйства [2]. Теоретические знания должны подкрепляться на практике с целью формирования групп ключевых, базовых и профессиональных компетенций, таких как ценностно- смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально- трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [3;4]. Для достижения отмеченных целей и получения желаемого результата, необходимо подробное планирование учебной деятельности, где основной упор ставится на творческий подход при выполнении самостоятельных заданий, научно- исследовательских и методико-педагогических проектов. На основе вышеизложенного, мы попытались создать учебно-методический комплекс с применением педагогических технологий, которые направлены на достижение четко заданных результатов. В основе концепции лежит личностно-ориентированный подход в обучении. Учебно-методический комплекс состоит из взаимосвязанных структурных блоков –инструктивно- информационный блок включает разработку плана, программы и маршрутных карт; коммуникативно- полевой блок предусматривает разработку технологических карт для каждого рабочего дня и контрольно-камеральный блок включает разработку контрольно‐измерительных материалов и критерий оценок. Каждая технологическая карта является самостоятельным модулем, разбитым на смысловые блоки, они легко управляемы и могут поддаваться коррекции в зависимости от обстоятельств.
Учебно-полевая практика начинается вводной лекцией руководителя о природе изучаемой местности. В лекции дается краткое общегеографическое описание изучаемой местности и раскрывается логика организации и проведения практических работ. Целью практики является практическое применение усвоенных теоретических знаний по изученным дисциплинам, наглядное ознакомление с объектами и явлениями, изучение которых планируется в настоящем и в дальнейшем, а также формирование компетенций. Задачи комплексной учебной практики- закрепление теоретических знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях, выработка у студентов навыков наблюдений географических явлений и процессов, овладение методикой полевых исследований, ведение первичной документации (составление портфолио), выработка навыков самостоятельной работы в полевых условиях и формирование ключевых, базовых и профессиональных компетенций. Приведем пример
Таблица 1.
Технологическая карта содержания учебно-полевой практики
День
дата
|
Задание .
|
Деятельность
преподавателя
|
Деятельность
студентов
|
Место
проведения
|
Учебные
материалы
|
7.03.07.
2017г.
|
Составление характеристики крупного железнодорожного вокзала -как железнодорожно-автодорожного транспортного узла. Составление картосхемы местности.
|
Вводная беседа
на тему ,, Транспортные узлы,, Предлагает составить картосхему местности, сделать заметки и фотографии для составления очерка по теме
|
Составляют
характеристику транспортного узла по образцу.
Собирают фотоматериалы. Составляют картосхемы. Составляют очерк по заданной теме с включением сравнительного
|
Курский
железнодорож- ный вокзал
|
Рабочая тетрадь
для заметок.
|
|
|
,,Особенности
транспортного узла мегаполиса
,,.
|
анализа с
транспортной сетью Армении.
|
|
|
|
Изучение
ландшафтов центральной части Восточно- Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги.
Изучение коренных пород покрытых песчано-глинистыми отложениями юрского
и мелового периодов. картографирование.
|
Объясняет хода
выполнения работ. Предоставляет образец для выполнения работы.
Предлагает сделать заметки и фотографии для составления
художественного эссе, Особенности природы
России,, с совмещением географической терминологии и художественного слова.
|
Описывают отрезок
водораздела бассейнов верхней Волги и Оки. Составляют характеристики течения рек,
береговой линии, прибрежного ландшафта, верховых болот, хвойно- широколиственных, смешанных лесов и дерново-подзолистых почв. Картографируют местность методом глазомерной съемки. Составляют художественное эссе по заданной теме , включая сравнительный анализ равнинных ландшафтов России с горными
ландшафтами Армении.
|
Район
Клинско- Дмитровской гряды
|
Рабочая тетрадь
для заметок. Термогигрометр Эргономическое увеличительное стекло для детального изучения строения дерна и мха. Геологический компас
|
|
Посещение музея
|
Предлагает
сделать заметки и фотографии для составления эссе
,,Художественна я значимость и роль уникального музея декоративно- прикладного и народного искусства ,,
в формировании культуры человека,,
|
Составляют
аргументационное эссе, по ходу осмотра экспонатов, с выявлением связи между особенностями национальных костюмов и природными особенностями страны.
|
Музей
декоративно- прикладного и народного искусства.
г. Москва.
|
Рабочая тетрадь
для заметок.
|
|
Камеральная
обработка
|
|
Обрабатывают
накопленный материал и добавляют в портфолио.
|
|
Портфолио
|
технологической карты (таб.1) , которая предусмотрена для планирования практических работ в течении одного рабочего дня. Рассмотрим отдельные задания. Задание 1. Составить характеристику крупного железнодорожного вокзала. Формирует общепрофессиональные компетенции- владение понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения географических объектов, составление социально-экономической характеристики местности на основе наблюдений. Задание 2. Изучить ландшафты и коренные породы в междуречье Оки и Волги. Формирует учебно-познавательные компетенции- умение анализировать пространственные закономерности и взаимосвязи между природными системами. Задание 3. Составить картосхему местности. Формирует специальные компетенции- владение картографическим методом в географических исследованиях. Задание 4. Составить эссе при посещении музея. Формирует компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), религии собственной страны и иной страны.
В заключение хотелось бы отметить, что учебно-методический комплекс, составленный с применением технологических карт, способствует целенаправленному, согласованному развитию процесса формирования профессиональных компетенций студента, обеспечивает результативность и высокую эффективность реализации учебно-полевой практики.
Список литературы
1 .Бундин М.В., Кирюшина Н.Ю., Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов,Учебное пособие,Нижний Новгород,2012
2 .Колосова Г.В., Методические рекомендации по проведению учебной полевой практики по естествознанию. преподаватель БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова»,2015.
3 .Мосин В. В., Компетентностно-ориентированные программы полевых практик с позиций модульного подхода, Человек и образование № 1 (30) 2012.
4. Погодина В. Л., Формирование профессионально значимых компетенций бакалавров и магистров образования географического профиля, Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009