Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «ИНФОРМАТИКА»

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Образование в современных условиях в лучших своих образцах ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно как во время обучения в вузе, так и в течение всей жизни. Именно поэтому образование должно быть неразрывно связано с практикой.

В мировой практике применяются различные формы реализации практико-ориентированного подхода [3], эффективность которых зависит от направления подготовки специалиста:

формирование профессионального опыта студентов путем их погружения в профессиональную среду при прохождении учебной, технологической, производственной и преддипломной практики;

применение профессионально-ориентированных технологий обучения, направленных на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков;

использование профессионально-направленного (контекстного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин;

внедрение деятельностно-компетентностного      подхода     в      практико-ориентированном обучении, основанного в формировании профессионально и социально значимых компетенций в ходе получения студентами знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

В сложившейся ситуации высшей школе надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта. Новую технологию необходимо разрабатывать на основе практико-ориентированного обучения, которое должно способствовать повышению мотивированности студента на приобретение профессиональной компетентности.

Можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию [3]:

1.     Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2.   Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3.   Создание в университете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4.   Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.

Выделенные подходы нельзя реализовать без приобретения студентами опыта деятельности, уровень которого определяется в логике компетентностного подхода. При этом компетентность следует понимать, как способность мобилизовать свои знания и опыт для решения конкретных задач по профилю будущей деятельности.

Практикоориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определѐнным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Исходя из этого, практику необходимо сделать непрерывной, желательно в одном и том же образовательном учреждении.

Факультет компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета разработал и внедрил в учебный процесс собственный образовательный стандарт прикладного бакалавриата по направлению 44.33.01 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»). Предпосылкой внедрения в учебный процесс университета прикладного педагогического бакалавриата послужило несоответствие между высоким уровнем академической базы выпускников и их недостаточным опытом работы в реальных педагогических условиях. [2]

Учитывая необходимость повышения качества педагогического образования,  подготовка будущих учителей на факультете компьютерных наук и информационных технологий носит практикоориентированный характер. Данная особенность реализована за счет последовательности практик, которая обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника (компетентностных характеристик):

1.     Ознакомительная практика (учебная 1 курс 2 семестр). Цель практики – введение в «профессию педагога». По итогам практики бакалавры предоставляют педагогический проект.

2.    Педагогическая практика 1 (учебная 2 курс 3 семестр). Цель практики – знакомство с организацией учебного процесса в школе. По итогам практики бакалавры предоставляют педагогический отчет (описание наблюдений).

3.   Педагогическая практика 2 (распределенная 2 курс 4 семестр). Цель практики – знакомство с основными направлениями деятельности педагога-информатика в условиях летней площадки. По итогам практики предоставляется педагогический отчет (описание наблюдений, планов и содержаний внеклассных мероприятий, связанных с предметной областью «информатика»).

4.     Научно-исследовательская практика (распределенная 3 курс 5 семестр). Цель практики – изучение методов планирования и проведения педагогического исследования, знакомство со способами представления результатов педагогического исследования. По итогам практики предоставляется отчет по практике. В ходе прохождения научно-исследовательской практики формируется готовность студента к проведению педагогического исследования, написанию научных статей и выступлению на конференциях (студенческих конференциях – факультетской и вузовской, Всероссийской конференции «Информационные технологии в образовании», Международной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии» и др.).

5.    Педагогическая практика 3 (производственная 3 курс 6 семестр). Цель практики – проведение учебных занятий по информатике и ИКТ в средней школе. Педагогический отчет включает в себя описание наблюдений, технологические карты уроков и внеклассных мероприятий, анализ уроков, описание проведенного педагогического исследования. По результатам отчета работа студента может быть рекомендована к представлению на конференции и/или публикации.

В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажѐров  или дублѐров учителя информатики и ИКТ:  изучение технологии организации учебного процесса по информатике и ИКТ, ознакомление с материально-техническим оснащением кабинета информатики и ИКТ, особенности организации и проведения контроля на уроках информатики и ИКТ и т. д.

6.     Производственно-технологическая практика (распределенная 4 курс 7 семестр). Цель практики – использование дистанционных образовательных технологий для организации внеурочной деятельности. Во время прохождения практики студент разрабатывает структуру и содержание электронного образовательного ресурса, описывает технологию реализации внеклассного мероприятия с использование дистанционных образовательных технологий, реализует мероприятие с реальными обучающимися в удаленном режиме. Данная практика неразрывно связана с педагогической практикой 3, студенты работают удаленно с уже знакомыми обучающимися одного и того же образовательного учреждения.

7.    Педагогическая практика 4 (производственная 4 курс 8 семестр). Цель практики – проведение учебных занятий по информатике и ИКТ в старшей школе. По итогам практики бакалавры предоставляют педагогический отчет (описание наблюдений, технологические карты уроков и внеклассных мероприятий, анализ уроков, описание проведенного педагогического исследования).

8.      Предквалификационная практика (4 курс 8 семестр). Цель практики – завершение выпускной квалификационной работы бакалавра, проведение педагогического эксперимента, анализ результатов исследования. [1]

В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной педагогической задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы.

Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключѐнными университетом договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнѐрскими) связями с конкретными образовательными учреждениями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов. При внедрении профессионально-ориентированных технологий обучения компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессии. В этих условиях учебный процесс превращается в процесс учения/научения: научиться познавать,  научиться жить, научиться делать, научится быть [3].

Положительной особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов является наличие большой вариативной части, которая позволяет более гибко формировать основные образовательные программы, актуализировать их содержание с учетом запросов предприятий-работодателей. Таким образом, при составлении   учебного   плана   для   подготовки   прикладного   бакалавриата   по   направлению   44.33.01 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») мы включили в учебный процесс следующие дисциплины, отвечающие требованиям школ-работадателей: теория и практика педагогического эксперимента, современные информационно-коммуникационные технологии в образовании, программирование, высшая математика, теоретические основы информатики, архитектура компьютера, компьютерная графика, структуры данных и алгоритмы, технические и аудиовизуальные средства, педагогический дизайн, организация внеклассной работы, теория и методика обучения информатике, проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов, современные средства оценивания результатов обучения, методы и средства защиты информации, языки программирования в школьном курсе информатики/языки программирования высокого уровня, подготовка школьников к государственной итоговой аттестации/подготовка школьников к единому государственному экзамену, организация исследовательской деятельности школьников по информатике/организация проектной деятельности школьников по информатике, информатика и информационно-коммуникационные технологии в инклюзивном образовании/информатика и информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании, компьютерные сети и интернет технологии/компьютерные сети и их администрирование.

Практико-ориентированная деятельность прикладных бакалавров реализована и в рамках отдельных учебных дисциплинах. При изучении указанных выше учебных дисциплин преподаватели постоянно акцентируют практическую значимость изучаемых законов, процессов и явлений. По наиболее важным для понимания и использования в практике педагогическим ситуациям студентам даются задания на выполнение небольших по объѐму и затратам времени учебных проектов. Талантливым студентам, которых можно в будущем привлечь к научно-исследовательской работе по тематике кафедры, выдаются индивидуальные исследовательские, проектные задачи, имеющие научную и практическую значимость.

В процессе всего времени обучения у студентов формируется мотивация к практикоориентированной деятельности посредством привлечения их к следующим формам студенческой научной деятельности:

учебно-исследовательская работа (обзоры научной педагогической литературы по заданной проблематике, анализ, теоретически обоснованное решение педагогических задач); 

научно-исследовательская работа (теоретическое решение педагогической проблемы, планирование эксперимента, постановка эксперимента, обработка результатов);

В настоящий момент подготовка студентов происходит на втором курсе. Представители работодателей привлекаются к контролю за качеством подготовки выпускников. Данная особенность реализуется посредством организации первичного, промежуточного и итогового контроля, предусматривающего проверку и оценку качества подготовки студентов, а в перспективе, выпускников. [1]

Обучение студентов проходит в условиях тесного взаимодействия с Ассоциацией учителей и преподавателей информатики Саратовской области в подготовке студентов и поствузовской поддержке выпускников, что способствует выявлению и распространению передового опыта в преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий на всех ступенях образования, повышению уровня преподавания информатики в школах, развитие всестороннего сотрудничества между учителями информатики и преподавателями вуза, укреплению связи между наукой, образованием и практикой. [1]

Таким образом, практико-ориентированная деятельность студентов, нацеленная на решение актуальных прикладных задач, поставленных перед вузами работодателями, является основным фактором, определяющим устойчивый спрос на таких выпускников со стороны образовательных учреждений.

 

Список литературы

1.      Александрова Н.А., Кудрина Е.В., Храмова М.В., Федорова А.Г. Концепция собственного образовательного стандарта прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») / Компьютерные науки и информационные технологии : Материалы Междунар. науч. конф. – Саратов : Издат. центр «Наука», 2014. – С.19 – 23.

2.      Александрова Н.А., Храмова М.В. Практикоориентированная подготовка студентов по направлению «Педагогическое образование» профиль «Информатика» (прикладной бакалавриат) // материалы XXVI международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании», Троицк, 24-25 июня 2015 г. : Издат. центр «Тровант», 2015. – С.438 – 440.

3.      Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе [Электронный ресурс] // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: тр. I Всерос. науч. метод. конф., Томск, 20-21 марта 2014 г. – Томск, 2014. – [4 с.]. – URL: http://portal.tpu.ru:7777/f_dite/conf/2014/2/ c2_Polisadov.pdf, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2014).