Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСКУССТВОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Аннотация

Главной ценностью общества является здоровая нация. Формирование в подрастающем поколении

здорового образа жизни, культуры здоровья возможно при условии включения в семантическое поле теории педагогики феномена искусствотерапевтической деятельности, которая развивает и обогащает возможности гуманизации   и   гуманитаризации   образования.   В   статье   раскрывается   понятие   «искусствотерапия», «искусствотерапевтический подход», «искусствотерапевтическая деятельность» как компоненты педагогической деятельности каждого педагога образовательного учреждения, в том числе культуры физической. Дается характеристика, цель, задачи, мотивы, функции искусствотерапевтической деятельности.

Ключевые     слова:    духовное,     физическое,      психическое     здоровье,     искусство,     искусствотерапия, искусствотерапевтический подход, искусствотерапевтическая деятельность.

 

Abstract

The Main value of the company is a healthy nation. The formation of the younger generation, healthy lifestyle, health culture is subject to inclusion in the semantic field of the theory of pedagogy phenomenon ecustomeropinions.com activity, which develops and enriches the possibility of humanization and humanitarization of education. The article reveals the concept of "isostearate", "ecustomeropinions.com approach", "ecustomeropinions.com activity as components of the pedagogical activity of each teacher in the educational institution, including physical culture. Characteristics, purpose, objectives, motives, features ecustomeropinions.com activities.

Key words: spiritual, physical, mental health, art, isostearate, ecustomeropinions.com approach, ecustomeropinions.com activities.

 

Деятельность современного человека стала так велика, что ее последствия выходят из-под контроля. Анализ сложившейся в России ситуации выделил характерные явления: депопуляция, резкое ухудшение качества воспроизведения рабочей силы, снижение уровня потребления духовных (культурных) ценностей, распространение среди населения чувства социального дискомфорта, пессимизма, апатии, усиление социальной напряженности и т.д. (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев).   Данная проблема волнует многих ученых. На сессии «Образование: будущее России и человечества» А.И. Субетто сформулировал мысль, что выживание мировой цивилизации все в большей степени зависит от состояния образования и выжить в усложняющемся мире может человек, вооруженный соответствующими знаниями не только о своей природе, но и знаниями о биосфере, Земле и Космосе. Требование универсально-целостного и творческого развития личности в XXI в. становится требованием экологического и экономического развития общества. Человечество сможет выжить, при осознании роли образования как одной из основных систем выживания [1, 81-83]. Следовательно, необходимо все большее внимание уделять различным аспектам проблемы формирования здорового образа жизни.

Многие философы, психологи, педагоги, медики обращались и обращаются к проблеме формирования здорового образа жизни человека, начиная с его раннего детства. Декларируемая Всемирной организацией здравоохранения и рассчитанная на XXI столетие современная политика достижения здоровья для всех должна осуществляться национальной стратегией. Согласно постулатам Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а обладание таковым здоровьем является одним из основных прав каждого человека [3, 26-27]. Отсюда важная миссия современного отечественного образования – помочь педагогам, студентам овладеть передовыми психолого-педагогическими технологиями и методами, ориентированными на формирование здорового образа жизни, самоопределение, самоуправление и саморазвитие школьника, студента, а искусства и всей сферы гуманитарной культуры способствовать становлению и развитию духовно, психически и физически здоровой личности. Искусствотерапевтическая деятельность (далее ИТД) учителя – развивающаяся в соответствии с этой миссией направление целостного педагогического процесса. Понятие «искусствотерапия» в педагогической деятельности можно считать новым, требующим раскрытия своей сущности. Его составляющие – «искусство» и «терапия». Специфика искусства выражается в познании (отражении) мира посредством создания художественных образов в чувственно-эмоциональной сфере личности, влияя на центральную нервную систему (структуры мозга), психику, соматику, то есть искусство способно оказывать терапевтическое воздействие на человека в целом, формируя и развивая его как личность. Но создание художественных образов, символов, новых продуктов деятельности, специфическое для искусства, необходимо происходит и в мастерском труде педагогов. «Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека… есть уже искусство» - так аргументировал К.Д. Ушинский свое убеждение в том, что педагогику следует называть искусством (!), опирающимся на науку, а не просто «наукою воспитания». А.С. Макаренко утверждал, что –«воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало. … Я убежден, … в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя, … так как все это вопросы воспитательной техники». В.А. Кан-Калик убедительно доказывает взаимосвязь педагогики и искусства: «И художественная и педагогическая деятельность, будучи близкими, по ряду содержательных и процессуальных признаков, направлена на познание и преобразование человека; … Если в научной деятельности эмоциональное не составляет существо науки, то в искусстве и в педагогическом творчестве эмоциональное отношение творца к предмету творчества является содержательным компонентом». Осознание педагогики как искусства предполагает работу учителя с такими понятиями как самоопределение, самоорганизация, личностное творчество, свобода, выбор, альтернатива, автономность, культура взаимопонимания, взаимодействие, диалогическое общение, другодоминантность, ориентация образования на личностные структуры сознания, ценности партнерства, педагогической поддержки, саморазвития, событийной общности и творческого сотрудничества. Следовательно, применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, а соответствует главной идее гуманистической педагогики - развитию творческого потенциала личности и ее силы. Если педагогика - искусство, а терапия – в изначальном смысле уход, забота о (ребенке, взрослом человеке), то правомерно рассматривать педагогическую деятельность как искусствотерапевтическую. Если образование – «процесс  педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества», то искусствотерапевтический (ИТ) подход в образовании – это использование возможностей искусства в качестве необходимого фактора социализации, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуализирующейся личности. Терапевтический, фасилитаторский подход, всегда, осознанно или нет, имеет место в работе любого учителя – мастера. Он выражается в двух направлениях: - использование специфических возможностей своего предмета для коррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка; - межпредметные и интегративные связи с искусством в предметах любого цикла (то, о чем А.Г. Асмолов писал, что искусство должно «пронзить» всю школьную систему), и владение при этом ИТД. В этом случае знание основ ИТД должно включаться в профессиограмму любого учителя – мастера. В отличие от психотерапевта, «педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и, в известной мере, предвосхищала возникновение тех самых конфликтов и несогласий с  окружающим миром и внутри самого человека», - в совершенном согласии с ИТ подходом рекомендуют авторы учебного пособия В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. Таким образом, деятельность по оказанию содействия ребенку в определении отношения к самому себе, своему здоровью, своим взаимосвязям с другими людьми и окружающим миром – это составная часть педагогической деятельности. Организация ее средствами искусства является ИТД. Сущность ИТ – в поддерживающем, исцеляющем, возвышающем и развивающем воздействии искусства на субъект воспитания; в возможности реконструкции психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, в создании новых позитивных переживаний; в рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также в воспитании и развитии личности, способной к саморазвитию и самоорганизации психического и физического здоровья на духовном стержне.

Исследования различной литературы и собственный опыт, помогли выделить  несколько направлений использования искусства в поддерживающей, профилактической и коррекционной работе: - психофизиологическое, психотерапевтическое, психологическое, социально-педагогическое. Реализация этих направлений в работе с детьми на уроках может осуществляться через различные формы учебной деятельности.

Социально-педагогическое направление поддерживающей и коррекционной работы с детьми посредством ИТД может осуществляться двумя путями: 1 - воспитание способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства; 2 - деятельность, связанная с искусством (художественной, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой). Оказывая психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции, ИТД педагога способствует расширению его социального опыта, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Взаимодействие в организованной учителем-искусствотерапевтом среде с помощью искусства помогает ребенку «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. О катарсическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Соответственно этим системообразующим целям на основе теоретических рекомендаций В.В. Краевского была разработана модель формирования содержания ИТД, которая включает в себя следующие уровни: 1 уровень - общего теоретического представления, выражающегося в теоретической концепции проектируемого содержания ИТД, которое основывается на мировоззренческом подходе (на базе философских знаний) с гуманистической направленностью; методологическом подходе, центрированном на личностно ориентированном образовании и культурологическом подходе, связанном «с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др.» (В.А. Сластенин), ведущей идеей которых является представление о свободной, открытой опыту, ориентированной на высшие ценности и саморазвитие личности; 2 уровень - отбора психолого-педагогических, валеологических знаний и умений, необходимых для комплексной работы по воспитанию самосовершенствующейся личности; отбора знаний и умений в области искусства, опосредованно или непосредственно влияющих на развитие и воспитание личности; «самопогруженность» в моделируемый образ ИТД (А.М. Герасимов, И.П. Логинов). Этот уровень освоения содержания ИТД требует от студента, учителя высокой степени личностной зрелости, направленности на непрерывное совершенствование педагогической культуры и осознанной мотивации ИТД; 3 уровень - процесса обучения - осмысление и соотнесение возможностей ИТД с содержанием программы изучаемого школьного предмета и поставленной целью воспитания; планирование ИТД; «осмысление учителем собственных действий в ходе методической рефлексии» (Краевский В.В. 2001); 4 уровень - структуры личности учащихся, - отражающий диагностируемые изменения личностных качеств как результат реализуемой ИТД. Основное содержание ИТД – взаимодействие формирующейся личности ребенка (студента) и искусства посредством фасилитаторской и терапевтической функций педагога. Она может быть компетентной и успешной, если будет базироваться на сформированных функциях психолого-педагогической деятельности: исследовательско-творческой, диагностической, ориентационно-прогностической, конструктивно-проектировочной, аналитико-оценочной, информационной, коммуникативно-стимулирующей, организаторской (В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко), - а также, если здоровый образ жизни и искусствотерапевтический подход к своему здоровью стали слагаемыми личности самого педагога.

Нами разработан и внедрен курс-практикум «Искусствотерапевтическая деятельность учителя» далее (ИТД), который прослушало более 500 студентов факультета художественного образования (включая отделение «Народное художественное творчество»), около 800 студентов психолого-педагогического факультета (включая дошкольное). Хотелось бы отметить перспективность данного курса именно на этих факультетах, т.к. он дает возможность подготовить к ИТД воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, через которых проходит все подрастающее поколение. Все они являются и будущими потенциальными родителями. Если они сами прочувствуют значение ИТ для своего здоровья, будут владеть методами и приемами ИТ, следовательно, смогут передать свой опыт подрастающему поколению. Знания, умения и навыки ИТД студенты используют и проверяют во время педагогической практики, получая специальные задания,  составляя  отчеты  по  результатам  своей  ИТД,  отвечая  на  вопросы  анкет  для  выявления сформированности ИТ культуры и умений. Для более глубокого исследования данной проблемы многие студенты используют ее в качестве тем курсовых и дипломных работ.

Окончив  вуз,  многие      наши  студенты  не     только    используют    полученные  ЗУН  по     ИТД     в общеобразовательных школах, но и работают в различных реабилитационных центрах, специализированных школах-интернатах г. Воронежа и области, а также различных фитнес-центрах. Сотрудничество с ВОИПКРО в качестве внештатного методиста также дает возможность не только познакомить работающих учителей со структурой, сущностью и содержанием ИТД, но и проводить практические занятия (диагностики, тренинги, анкетирование, моделирование уроков с использованием ИТД и т.д.). На наш взгляд включение в профессиограмму педагога в любой образовательной области откроет большие возможности в сохранении, поддержании и коррекции здоровья учащихся. Это наш вклад в развитие здоровьесберегающей (здоровьесозидающей) воспитательной среды. Надеемся на это и, осознавая свою ответственность, работаем для этого.

 

Список литературы

1. Зорина Т.Е., Спасская Е.Б., Фатеева Л.В. Теория глобального образования в практической деятельности образовательных учреждений /Образование – XXI век «Гармонизация образования – формирование одухотворенной личности» - материалы международной научно-практической конференции. – Курск, 1997. – С. 81-83].

2. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогической вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки : монография / Н.Н. Лихолет. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 178 с.

3.      Вульфов Б.З., Синягина Н.Ю. Педагогика здоровья школьника / Мир образования – образование в мире. - 2007. - №3.