Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАК УСЛОВИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Как то ни грустно сознавать, но нельзя не заметить, что существующая практика учебных занятий основами изобразительного искусства давно обрела пассивный характер эмпирически-тренировочного рисования/краскописания с единственной целью максимального или относительного приближения к формо- и цветоподобию изображаемого объекта. Попутно сложилось пренебрежительное отношение к теории предметов рисунка, живописи, композиции с параллельным упованием на интуицию, талант, вдохновение со святым убеждением, что колорит, например, достояние врожденное и научиться или научить ему невозможно.

Хотя без особых доказательств ясно, что тот же талант, включая талант колориста, достоинство мало полезное, если его обладателю неизвестно, что оно означает, к чему его приложить или как им воспользоваться. Ниже, как условие обновления, предлагается несколько иная возможная позиция учебных отношений к занятиям изобразительной деятельностью, в которой тот же колорит рассматривается как понятие вполне объяснимое, притом универсальное, имеющее отношение не только к станковой живописи, но и к любой необходимости пользования цветом. Например, в графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне. В силу естественного единства природы изобразительного мышления в предлагаемой версии учебных отношений затронуты аспекты тоновидения и композиции. Содержание позиции/версии изложено в форме проекта возможной программы занятий с необходимым теоретическим обеспечением пакета профессиональных понятий и практического их испытания (верификации).

I.         Теоретическое обеспечение занятий: объективные основы субъективного тоно- и цветовидения.

1.1      Определение, содержание и связь понятий: цветовосприятие, цветоведение, цветовидение; цветовая гармония/дисгармония, цветовая гамма, цветовая доминанта; тоно- и цветовидение; константность/аконстантность; краскописание и живопись; колорит.

1.2   Универсальный смысл понятия колорита. Качественное значение категории колорита. Практическая возможность научения колориту. Явление цветового взаимовлияния, взаимовоздействия (цветовой дополнительности). Практическое значение понятий для занятий живописью и пользования цветом в графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне.

1.3     Визуально-чувственные особенности восприятия спектрального цветоряда: теплохолодность, яркость (звучность), плотность (тональная насыщенность), дистальность. Практическое значение понятий для занятий живописью, цветной графикой, декоративно-прикладным искусством, дизайном.

1.4 Эмоциональное содержание и символика спектральных категорий цвета. Факторы темперамента, традиций, идеологии (позиционирования, внушения). Опыты канонизации эмоциональных смыслов цвета. Явление синестезии. Изображение и образ. Практическое значение понятий для занятий живописью, цветной графикой, декоративно-прикладным искусством, дизайном.

1.5   Устроение   зрелищной  структуры  изображения.  Особенности визуального восприятия двухмерного пространства (формата):    движение вверх/вниз,   вправо/влево;   устойчивость/неустойчивость,   геометрический центр,             «перекрестья»  золотых   сечений.   Поле   основного   внимания   и зрелищная субординация композиции (изображения, мизансцены): главное, второстепенное, третьестепенное, дополнительное. Композиционный центр. Трехмерное пространство - естественное и условное. Значение понятий для композиционных   решений      –     изобразительных    и     постановочных. Универсальный      смысл     и       объективное      постоянство      категорий композиционного мышления, независимо от рода и вида изобразительных занятий.

II.    Практическое содержание занятий: изобразительная реализация объективных основ субъективного тоно- и цветовидения.

2.1 Упражнение 1. Целенаправленное структурирование тоновых отношений в трехмерном изображении (рисунок). Задача: выполнить тоновой рисунок постановки из белых предметов (гипсовая голова, натюрморт) на фоне белых драпировок или белого экрана с непременным условием зрелищной субординации и пространственности изображения, чтобы изображение предметов смотрелось не «на фоне», а «в пространстве фона». Цель: преодоление стереотипа механического «срисовывания» объектов внимания; испытание возможности изображения «белизны» без условия темного окружения.

Упражнение 2. Целенаправленное структурирование тоновых отношений  в  трехмерном  изображении  (рисунок).  Задача:  выполнить тоновой рисунок постановки из предметов тонально различных (светлых до белого и темных - до черного) на фоне темных драпировок или темного экрана с непременным условием зрелищной субординации, пространственности изображения и сравнительного тоноразрешения света на темных предметах с тенью на светлых предметах; тени на светлых предметах со светом на темных предметах, чтобы изображение смотрелось не «на фоне», а «в пространстве фона». Цель: аналогична цели упр. 2 с особым вниманием к условию предметно-тональной целостности изображения.

2.2 Упражнение 3. Извлечение цвета. Задача: выполнить живописный этюд постановки из «серых» тных) предметов (нат тных) драпировок, приводя результат к визуальной цветоносности (колориту, живописи), посредством условий цветовой дополнительности и тоновидения [1]. Цель: преодоление стереотипа цветоподобного «краскописания»; формирование представлений о живописи и колорите как следствии визуального взаимовоздействия соседствующих категорий цвета (цветовой дополнительности).

Упражнение 4. Устроение цвета. Задача: выполнить живописный этюд постановки из предметов намеренно «не созвучных» по цвету («случайных») на фоне «не созвучных» же драпировок, приводя результат к визуально целостной цветоносности (колориту, живописи) на основе условий цветовой дополнительности и тоновидения. Цель: аналогична цели упр. 3, п. 2.2.

Упражнение 5. Управление цветом, 1. Задача: выполнить живописный этюд постановки (полуфигура, натюрморт) в «теплой гамме» («мажорное» решение), соблюдая условия тоновидения и цветовой дополнительности. Цель: аналогична целям упражнений 3, 4, п. 2.2 с ориентацией на особенность эмоционального состояния изображения (образ).

Упражнение 6. Управление цветом, 2. Задача: выполнить живописный этюд той же постановки (см. упр. 5) в «холодной гамме» («минорное» решение), соблюдая условия тоновидения и цветовой дополнительности. Цель: аналогична цели упр. 5, п. 2.2.

2.3          Поэтика цвета. Практическое испытание возможностей приложения сведений об эмоциональном содержании и символике цвета к творческому замыслу образа.

Упражнение 1. Верификация цветовидения. Задача: на основе сведений об эмоциональном содержании различных категорий цвета выполнить живописный этюд постановки любого предметного содержания (натюрморт,            фигура,                       полуфигура,                 голова)  на основе выборочного    (по совпадению с собственным цветовосприятием) отношения к этим категориям с целью направленного моделирования образа: лирического, драматического, возвышенного, поэтического и т.п., соблюдая при этом условия тоновидения и цветовой дополнительности [2]. Цель: освоение опыта активного (намеренного) пользования цветом как средством эмоциональной (образной) характеристики объекта изображения, а не как средством имитации предметного цветоподобия.

Упражнение 2. Символика цвета. Задача: выполнить живописный этюд постановки любого предметного содержания (натюрморт, полуфигура, фигура, голова) на основе использования сведений о символике цвета, следуя при этом условиям тоновидения и цветовой дополнительности [2]. Цель: приобщение к возможностям метафизического (философичного) восприятия и использования цвета как средства создания образа-символа, метафоры, а не как средства имитации предметного цветоподобия.

Примечание: Религиозно-культовой предметностью постановок не увлекаться в силу банальности подобного творческого поведения.

Настоятельное смещение дидактического внимания с эмпирически- тренировочного накопления изобразительных навыков ради убедительного предметоподобия        изобразительного        результата        на        уровне «топографического» реализма в сторону интеллектуально-понятийного освоения формальных особенностей и визуальных возможностей рукотворного изображения в наше время тем более актуально потому, что благодаря колоссальным возможностям современных технических средств изображения, включая цифровую имитацию живописи на холсте, феномен изоподобия давно перестал быть сколь-нибудь значительной изобразительной        ценностью.        Именно        живописно-графические, «управляемые» автором визуальные особенности изображения привлекают внимание искушенного зрителя. Эта, независимая от «похожести», автономная удивительность зрелища изображений свойственна, между прочим, работам выдающихся мастеров всех времен. Вот она-то, автономная культура изображения, думается, и должна быть предметом ведущего дидактического внимания в процессе обучения началам изобразительного искусства.

Список литературы

 

 

1. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М.: 1983, с.71, 72.

2. Турчин В. Символика цвета// Юный художник, 1991, №7.