04 сентября 2016г.
Как то ни грустно сознавать, но нельзя не заметить, что существующая практика учебных занятий основами изобразительного искусства давно обрела пассивный характер эмпирически-тренировочного рисования/краскописания с единственной целью максимального или относительного приближения к формо- и цветоподобию изображаемого объекта. Попутно сложилось пренебрежительное отношение к теории предметов рисунка, живописи, композиции с параллельным упованием на интуицию, талант, вдохновение со святым убеждением, что колорит, например, достояние врожденное и научиться или научить ему невозможно.
Хотя без особых доказательств ясно, что тот же талант, включая талант колориста, достоинство мало полезное, если его обладателю неизвестно, что оно означает, к чему его приложить или как им воспользоваться. Ниже, как условие обновления, предлагается несколько иная возможная позиция учебных отношений к занятиям изобразительной деятельностью, в которой тот же колорит рассматривается как понятие вполне объяснимое, притом универсальное, имеющее отношение не только к станковой живописи, но и к любой необходимости пользования цветом. Например, в графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне. В силу естественного единства природы изобразительного мышления в предлагаемой версии учебных отношений затронуты аспекты тоновидения и композиции. Содержание позиции/версии изложено в форме проекта возможной программы занятий с необходимым теоретическим обеспечением пакета профессиональных понятий и практического их испытания (верификации).
I. Теоретическое обеспечение занятий: объективные основы субъективного тоно- и цветовидения.
1.1 Определение, содержание и связь понятий: цветовосприятие, цветоведение, цветовидение; цветовая гармония/дисгармония, цветовая гамма, цветовая доминанта; тоно- и цветовидение; константность/аконстантность; краскописание и живопись; колорит.
1.2 Универсальный смысл понятия колорита. Качественное значение категории колорита. Практическая возможность научения колориту. Явление цветового взаимовлияния, взаимовоздействия (цветовой дополнительности). Практическое значение понятий для занятий живописью и пользования цветом в графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне.
1.3 Визуально-чувственные особенности восприятия спектрального цветоряда: теплохолодность, яркость (звучность), плотность (тональная насыщенность), дистальность. Практическое значение понятий для занятий живописью, цветной графикой, декоративно-прикладным искусством, дизайном.
1.4 Эмоциональное содержание и символика спектральных категорий цвета. Факторы темперамента, традиций, идеологии (позиционирования, внушения). Опыты канонизации эмоциональных смыслов цвета. Явление синестезии. Изображение и образ. Практическое значение понятий для занятий живописью, цветной графикой, декоративно-прикладным искусством, дизайном.
1.5 Устроение зрелищной структуры изображения. Особенности визуального восприятия двухмерного пространства (формата): движение вверх/вниз, вправо/влево; устойчивость/неустойчивость, геометрический центр, «перекрестья» золотых сечений. Поле основного внимания и зрелищная субординация композиции (изображения, мизансцены): главное, второстепенное, третьестепенное, дополнительное. Композиционный центр. Трехмерное пространство - естественное и условное. Значение понятий для композиционных решений – изобразительных и постановочных. Универсальный смысл и объективное постоянство категорий композиционного мышления, независимо от рода и вида изобразительных занятий.
II. Практическое содержание занятий: изобразительная реализация объективных основ субъективного тоно- и цветовидения.
2.1 Упражнение 1. Целенаправленное структурирование тоновых отношений в трехмерном изображении (рисунок). Задача: выполнить тоновой рисунок постановки из белых предметов (гипсовая голова, натюрморт) на фоне белых драпировок или белого экрана с непременным условием зрелищной субординации и пространственности изображения, чтобы изображение предметов смотрелось не «на фоне», а «в пространстве фона». Цель: преодоление стереотипа механического «срисовывания» объектов внимания; испытание возможности изображения «белизны» без условия темного окружения.
Упражнение 2. Целенаправленное структурирование тоновых отношений в трехмерном изображении (рисунок). Задача: выполнить тоновой рисунок постановки из предметов тонально различных (светлых до белого и темных - до черного) на фоне темных драпировок или темного экрана с непременным условием зрелищной субординации, пространственности изображения и сравнительного тоноразрешения света на темных предметах с тенью на светлых предметах; тени на светлых предметах со светом на темных предметах, чтобы изображение смотрелось не «на фоне», а «в пространстве фона». Цель: аналогична цели упр. 2 с особым вниманием к условию предметно-тональной целостности изображения.
2.2 Упражнение 3. Извлечение цвета. Задача: выполнить живописный этюд постановки из «серых» тных) предметов (нат тных) драпировок, приводя результат к визуальной цветоносности (колориту, живописи), посредством условий цветовой дополнительности и тоновидения [1]. Цель: преодоление стереотипа цветоподобного «краскописания»; формирование представлений о живописи и колорите как следствии визуального взаимовоздействия соседствующих категорий цвета (цветовой дополнительности).
Упражнение 4. Устроение цвета. Задача: выполнить живописный этюд постановки из предметов намеренно «не созвучных» по цвету («случайных») на фоне «не созвучных» же драпировок, приводя результат к визуально целостной цветоносности (колориту, живописи) на основе условий цветовой дополнительности и тоновидения. Цель: аналогична цели упр. 3, п. 2.2.
Упражнение 5. Управление цветом, 1. Задача: выполнить живописный этюд постановки (полуфигура, натюрморт) в «теплой гамме» («мажорное» решение), соблюдая условия тоновидения и цветовой дополнительности. Цель: аналогична целям упражнений 3, 4, п. 2.2 с ориентацией на особенность эмоционального состояния изображения (образ).
Упражнение 6. Управление цветом, 2. Задача: выполнить живописный этюд той же постановки (см. упр. 5) в «холодной гамме» («минорное» решение), соблюдая условия тоновидения и цветовой дополнительности. Цель: аналогична цели упр. 5, п. 2.2.
2.3 Поэтика цвета. Практическое испытание возможностей приложения сведений об эмоциональном содержании и символике цвета к творческому замыслу образа.
Упражнение 1. Верификация цветовидения. Задача: на основе сведений об эмоциональном содержании различных категорий цвета выполнить живописный этюд постановки любого предметного содержания (натюрморт, фигура, полуфигура, голова) на основе выборочного (по совпадению с собственным цветовосприятием) отношения к этим категориям с целью направленного моделирования образа: лирического, драматического, возвышенного, поэтического и т.п., соблюдая при этом условия тоновидения и цветовой дополнительности [2]. Цель: освоение опыта активного (намеренного) пользования цветом как средством эмоциональной (образной) характеристики объекта изображения, а не как средством имитации предметного цветоподобия.
Упражнение 2. Символика цвета. Задача: выполнить живописный этюд постановки любого предметного содержания (натюрморт, полуфигура, фигура, голова) на основе использования сведений о символике цвета, следуя при этом условиям тоновидения и цветовой дополнительности [2]. Цель: приобщение к возможностям метафизического (философичного) восприятия и использования цвета как средства создания образа-символа, метафоры, а не как средства имитации предметного цветоподобия.
Примечание: Религиозно-культовой предметностью постановок не увлекаться в силу банальности подобного творческого поведения.
Настоятельное смещение дидактического внимания с эмпирически- тренировочного накопления изобразительных навыков ради убедительного предметоподобия изобразительного результата на уровне «топографического» реализма в сторону интеллектуально-понятийного освоения формальных особенностей и визуальных возможностей рукотворного изображения в наше время тем более актуально потому, что благодаря колоссальным возможностям современных технических средств изображения, включая цифровую имитацию живописи на холсте, феномен изоподобия давно перестал быть сколь-нибудь значительной изобразительной ценностью. Именно живописно-графические, «управляемые» автором визуальные особенности изображения привлекают внимание искушенного зрителя. Эта, независимая от «похожести», автономная удивительность зрелища изображений свойственна, между прочим, работам выдающихся мастеров всех времен. Вот она-то, автономная культура изображения, думается, и должна быть предметом ведущего дидактического внимания в процессе обучения началам изобразительного искусства.
Список литературы
1. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М.: 1983, с.71, 72.
2. Турчин В. Символика цвета// Юный художник, 1991, №7.