Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

На длительном пути развития современного общества физическая культура представлялась как совокупность ценностей, представленных в воплощении материальных и духовных потребностей общества. Роль физической культуры зависит и меняется в процессе развития общества и определяется характером ее использования, начиная от установок «Чем я сильнее, тем добуду больше пищи» и заканчивая «Здоровье – главная ценность жизни». Таким образом, физическая культура, а именно ценностные ориентации личности в области ее развития могут рассматриваться как мерило уровня развития общества в целом.

В современной высшей школе формирование системы ценностей личности обучающихся в процессе компетентностного подхода носит приоритетный характер. Однако педагогическая практика и результаты педагогических исследований позволяют утверждать, что попытки решения проблемы формирования профессиональных компетенций будущих военных специалистов только за счет введения в учебный процесс вуза новых педагогических технологий малопродуктивны, если не учитывается необходимость формирования системы ценностей личности. Вместе с тем, теоретический анализ многочисленных опубликованных работ в области теории и методики профессионального образования, свидетельствует о том, что проблема формирования профессиональных компетенций будущих военных специалистов остается малоисследованной в аспекте влияния на этот процесс системы ценностей личности.

Научные сведения, отражающие ту или иную сферу человеческой деятельности, иногда носят разрозненный характер. В связи с этим в процессе развития личности не всегда присутствует целостность понимания, того как формировать индивидуальную физическую культуру молодых людей. Обучающиеся, осознавая важность сохранения и укрепления здоровья, то есть, признавая его приоритетную ценность, в силу воздействия внутренних и внешних факторов (слабая сила воли, отсутствие комфортных мест для занятий, недостаток знаний для самостоятельных тренировок, неумение планировать свободное личное время, отсутствие четких целевых установок и т.д.) не всегда прикладывают должные усилия для достижения необходимых результатов. Следовательно, наряду с умениями анализа своей деятельности, навыками применения современных технологий, инновационных методов и форм обучения курсантов вузов не менее важно научить преподавателя разбираться в психолого-педагогических вопросах, в проблеме формирования системы ценностных ориентаций обучающегося в вузе, самоанализу своей педагогической деятельности, в частности ее гуманистической направленности [1]. На взгляд авторов статьи, формирование системы ценностных ориентаций курсанта военного вуза необходимо осуществлять с позиций технологического, личностно ориентированного, рефлексивного и компетентностного подходов.

Одним из определяющих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя диагностику, анализ, прогнозирование и проектирование деятельности, своевременное внесение корректирующих воздействий (по результатам текущего контроля) в течение всего цикла занятий. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности преподавателя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и обучающихся.

Таким образом, технологию конструирования педагогического процесса в вузе, например, по физической подготовке целесообразно представить как, единство следующих структурных компонентов: конструирование содержания дисциплины в контексте будущей профессиональной деятельности; внедрение в процесс обучения целесообразных методов и средств, необходимых при изучении дисциплины и гарантирующих достаточно высокий уровень эффективности и качества дидактического процесса и формирование ценностной системы личности обучающегося.

Исходя из этого, совокупность вышеуказанных элементов можно представить как комплексную систему последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации развивающей деятельности в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка», стимулирования активности курсантов, осуществления коррекции в ходе учебного процесса, организации текущего и итогового контроля.

Немаловажное место среди других структурно-дидактических компонентов, которые могут быть использованы для физической подготовки будущих военных специалистов, занимает аспект формирования системы ценностей личности, являющийся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

Содержание модели формирования     системы     ценностей курсанта в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка», может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических звеньев, как определение наиболее значимых целей и задач; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его успешного протекания; применение выбранных средств, методов и приемов осуществления педагогического процесса; использование необходимых приемов стимулирования активности курсантов; установление обратной связи и своевременная корректировка хода учебно-воспитательного процесса.

Перед преподавательским составом военных вузов стоит важная задача реализации требований в соответствии с ФГОС ВПО, формирование профессиональных компетенций будущих военных специалистов. Стратегическая цель: повышение качества подготовки выпускников вузов, подготовка личностно зрелого специалиста [2]. Однако без решения проблемы формирования системы ценностей личности, в процессе получения ею высшего военного образования, такая стратегическая цель не может быть достижима.

 

Список литературы

1.      Кошелева А.О. Концептуальные подходы к подготовке личностно-зрелого специалиста в условиях вуза/ А.О. Кошелева// Высшее образование сегодня. – № 3. – М., 2009. – С. 71 – 73.

2.      Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. – №3.