Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Происходящие в мире процессы  глобализации культурного и образовательного пространства, частью которых являются интегративные процессы, несут в себе большой потенциал для развития гуманитарного образования  в  нашей  стране.  Перспективы  его  обновления  делают  настоятельной  задачу  подготовки профессионала, способного к проектированию собственной деятельности в различных социокультурных ситуациях, готового находить пути решения возникающих проблем независимо от частных обстоятельств, вырабатывать особую стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

Требования к уровню подготовки педагога, к его профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Ориентация на функционализм в подготовке и мышлении специалиста уходит в прошлое. Педагогу – работнику средней и высшей профессиональной школы необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость и его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и воздействию культуры. Отсюда, основным условием реализации этих требований, определяющих ориентиры среднего и высшего образования, является переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры».

Проектную культуру педагога можно рассматривать как специфический способ реализации индивидуальных качеств человека. Вариативность, находчивость, умение генерировать идеи, смелость, инициативность, нетрадиционность идей – это не полный перечень особенностей человека, которые позволяют ему эффективно выполнять проектно-творческую деятельность.

В современном технократическом обществе, развитие которого характеризуется необычайной подвижностью, изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать, становясь одним из центральных механизмов будущетворения, обнаруживая при этом универсальный и синтетический характер проектной деятельности, в которой прослеживается соединение технократического и гуманного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и  социально-преобразовательного начал, а это приводит к тому, что каждому педагогу необходимо овладеть проектной деятельностью в ее различных вариантах. Проектирование не только педагогического процесса, но и педагогической системы в целом, особенно ее методологической составляющей, является одной из важных составляющих профессионально-педагогической деятельности педагога.

В современной научной литературе исследователи выделяют различные методологические подходы к анализу проблемы формирования проектной культуры педагогов. В качестве ведущих можно выделить: идеи целостности и системности педагогического процесса, а также деятельностно-параметрический и задачный подход к педагогической деятельности. Дадим краткую характеристику указанных подходов в контексте проблемы исследования.

Как отмечают современные педагоги-исследователи [2; 7; 8], если в результате парадигмального самоопределения мы понимаем сущность образовательного процесса как процесса «образования личности в смысле ее становления, созидания, самоосуществления», то формирование проектной культуры, наряду с традиционным обучением, играет в этом самую существенную роль. Сформулированное нами определение проектной культуры в соотнесении с определением личности, данным К. К. Платоновым, полностью подтверждает сделанный вывод.

По мнению К. К. Платонова [5], «личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой, обществом и своей совестью». Признаки, содержащиеся в данном определении, как нельзя лучше передают сущность того, что происходит в реальном процессе совместного со студентами проектирования.

Процесс формирования проектной культуры может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящее из элементов: объективной стороны, т.е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е. отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Для нас продуктивен динамический подход, который позволит изучить поведение и деятельность педагога в развитии.

Анализ опыта педагогов-практиков позволил сделать вывод о том, что процесс формирования проектной культуры – это сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс самодвижения личности, в котором проходят этапы зарождения, становления, совершенствования (отсутствие последнего может привести к затуханию процесса). Движущая сила процесса формирования проектной культуры – мотивированность субъектов образовательного процесса, проявляющаяся в их стремлении к личностному рефлексивному профессионализму, самореализации.

Одним из центральных вопросов исследования процесса формирования проектной культуры является вопрос о личностных механизмах, обеспечивающих восхождение к проектной культуре. На основе анализа работ А. В. Кирьяковой [2], П. Титера [6] и других сделано предположение о необходимости интеграции механизмов исследования — оценивания — самоопределения — целеполагания — действия.

Основными  детерминантами,  задающими  конкретные  задачи  формирования  проектной  культуры, являются:

1)      движение в сторону самостоятельности и индивидуальности; в самом общем виде этот вектор определяет прерывность непрерывного в общем процессе развития как последовательность его стадий и ступеней;

2)        проект и программа организации образовательного процесса как особой (ведущей) формы деятельности развития;

3)        промежуточные результаты общего хода развития как нормативно проектируемые индивидуальные способности, обеспечивающие рефлексию;

4)        социально-педагогическое проектирование образовательной среды, в которой реализуются соответствующие процессы [3].

Обращаясь к механизмам формирования проектной культуры, отметим, что, по мнению В. И. Чернобытова [8], они включают в себя не просто все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую, – а их сложную взаимосвязь.

Научно-исследовательская область требует разработки теоретических основ самого феномена проектной культуры, выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная область направлена на создание педагогической системы образовательной организации, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и описание технологии ее функционирования. Воспитательная – ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие администрации, коллектива воспитателей и воспитанников с целью формирования проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности у всех участников образовательного процесса. Образовательная – ориентирована на включение технологий проективного образования непосредственно в процесс обучения как по основным, так и по дополнительным образовательным программам. Управленческая – требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проективного образования в жизнедеятельность образовательной организации.

Формирование проектной культуры педагога невозможно без ценностно-смыслового самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме, поскольку именно в ее контексте истинным признается то, что составляет ценностные основания для самоопределения любого субъекта педагогического процесса [4]. И если в результате парадигмального самоопределения в контексте гуманитарной парадигмы мы понимаем сущность образовательного процесса как процесса «образования личности в смысле ее становления, созидания, самоосуществления», то формирование проектной культуры, наряду с традиционным обучением, играет в этом самую существенную роль [7].

Необходимо отметить, что процесс формирования проектной культуры, если мы действительно хотим, чтобы он вносил глубинные, сущностные изменения в личность, невозможен без самоопределения субъектов в гуманистической парадигме, осмысления ими понятия «личность», создания условий для овладения проектной культурой. Без такого осознания, без рефлексии, направленной на развитие в себе потребности в овладении проектной культурой, приступать к взаимодействию с учащимися по разработке реальных проектов вряд ли имеет смысл. В этой связи особую значимость приобретает проблема реализации творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

Одним из продуктивных путей решения этой проблемы является построение содержания деятельности по формированию опыта творческой деятельности как составляющей проектной культуры на основе реализации деятельностно-параметрического подхода. С точки зрения Е.В. Бережновой [1], опыт творческой деятельности включает в себя следующие содержательные компоненты:

1.       Конструирование и проектирование деятельности, предусматривающие: умение проектировать содержание будущей деятельности; умение проектировать систему и последовательность собственных действий; умение проектировать систему и последовательность действий иных участников проектировочного процесса.

2.      Осознание, формулирование и творческое решение задач, включающие в себя умения: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выразить проблему в конкретной задаче; выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент; ясно видеть несколько различных возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективный; распределить решение на «шаги» в оптимальной последовательности.

3.      Педагогическая рефлексия не столько констатация наличия или отсутствия проектной культуры, сколько стимулирование ее развития, обогащения, усиления.

4.      Опыт педагогической рефлексии, интегрирующий самоанализ, включенный в непосредственную проектировочную деятельность, осуществляемый в ходе проектировочного процесса, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка; самоанализ ретроспективного типа, обращенный в прошлое; самоанализ прогнозирующего типа, обращенный в будущее: самопредвидение, самообязательство, самоотчет.

Суть реализации деятельностно-параметрического подхода заключается в том, что:

1)           особый акцент в формировании опыта творческой деятельности делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности субъектов образовательного процесса по решению задач,  связанных с  разработкой и реализацией социального проекта, позволяющими максимально актуализировать ценностные ориентации субъектов проектировочного процесса в ходе деятельности, носящей креативный характер;

2)           при выборе, разработке или реализации социального проекта каждый параметр его качества (постановка целей, ценностно-смысловое самоопределение проектировщиков, выбор логики проектирования и т.п.) выступает как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля со стороны его участников. Необходимо подчеркнуть, что параметрический подход позволяет формировать знания и умения достаточно высокого уровня обобщения, что способствует широкому их переносу, обеспечивая необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности.

Формирование системы умственных и практических действий является важной задачей становления проектной культуры. Такая система необходима для осознания самостоятельной работы, осуществления целенаправленной деятельности, выбора методов достижения поставленных целей и оценки полученных результатов. Другими словами, каждый из субъектов, участвующих в образовательном процессе, должен быть надлежащим образом подготовлен к индивидуальной или коллективной разработке и осуществлению определенного проекта. Результаты проектной деятельности должны фиксироваться в виде описания методов, целей и условий их достижения с учетом социальной, педагогической и экономической целесообразности. Данное условие описывает продуктивно ориентированный характер деятельности. К тому же необходимо четко фиксировать педагогический результат деятельности ибо рабочие материалы по осуществленной деятельности, а также сам проект в совокупности дают представление об уровне владения проектной культурой.

Вместе с тем, необходимо  помнить, что проектная культура формируется поэтапно и эффективность данного процесса раскрывается при осуществлении рефлексивного управления им. Проектная культура педагога оценивается как основа динамической стратегии ее формирования и развития, а внутренние процессы интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного развития будущего педагога, вплоть до начала его профессиональной деятельности, предполагают постановку целей формирования проектной культуры. Такой подход подкрепляется общей установкой на то, что именно проектная культура сегодня обеспечивает высокую эффективность профессиональной деятельности педагогических кадров [8]. Кроме того, формирование проектной культуры педагога современной образовательной организации является непременной составляющей профессиональной подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.

Таким образом, методологические подходы, обозначенные в процессе исследования, образуют единый методологический комплекс, позволивший целостно представить проблему формирования проектной культуры педагога и непротиворечиво подойти к ее решению в русле тенденции современного среднего и высшего образования, направленного на формирование необходимых условий для воспитания личности, созидающей будущее: ориентация на создание развивающей образовательной среды; изменение целевой ориентации системы образования на формирование проектной культуры; переход от массовых, коллективных форм обучения к индивидуальным; развитие творческо-конструкторских способностей.

 

Список литературы

1.      Бережнова Е.В. Творчество в педагогической деятельности / Е.В. Бережнова. – М.: Педагогика, 1989. – 134 с.

2.      Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 187с.

3.      Крылов Д.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – №1 (16). – С. 31-36.

4.      Крылов Д.А. Техногенная цивилизация и культура: основные тенденции развития в современном контексте // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120- 16946 (дата обращения: 24.01.2015).

5.      Платонов К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. – М.: Мысль, 1972. – 216 с.

6.      Титер П. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание; пер. с англ. Н.Б. Демченко / П. Титер, Б. Бэррон-Титер. – М. : Армада, 1996. – 491 с.

7.      Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2008. – 45 с.

8.      Чернобытов В. И. Роль проектной культуры в профессиональном становлении педагога / В. И. Чернобытов. – М., 2002. – 49 с.