Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

В процессе обучения в современных вузах активно используются такие средства информационно- коммуникативных технологий, как электронные учебные пособия. Они представляют собой программное средство, обладающее тремя основными функциями. Первая функция отражает решение конкретной педагогической задачи в определенной предметной области. Вторая функция осуществляет законченный цикл обучения в этой области. Третья, фактически, реализует взаимодействие педагога с обучающимися.

Электронное учебное пособие позволяет включать в себя существенно больше учебных и наглядных материалов, тем самым обогащая традиционные формы обучения. Электронные учебные материалы в виде пособия или учебника облегчают понимание учебной дисциплины за счет иных способов подачи; допускают адаптацию в соответствии с уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и потребностями обучающегося; обеспечивает самоконтроль на всех этапах работы; дает возможность обращаться к подсказкам, получать необходимые разъяснения практически неограниченное количество раз.

В электронных учебных пособиях широко используются графические образы и мультимедиа. Такие пособия обладают интерактивностью, то есть обеспечивают обратную связь с обучающимися. Очень важно, что при использовании таких пособий имеется возможность моментального перехода на сопутствующий и дополнительный материалы. Однако, без создания специальных педагогических условий невозможно эффективно использовать электронные учебные пособия. Например, педагогу необходимо создавать условия для самостоятельного изучения материала студентами, учить их пользоваться навигацией по всему учебному материалу и активно использовать справочный раздел, осуществлять оперативный промежуточный и окончательный контроль уровня знаний.

Известно, что часто электронным учебником называют обычный текстовый учебник, представляемый обучающимся в электронном формате. То же самое можно услышать об учебниках, в которых обилие текстового материала сопровождается построчным голосовым чтением.

Чтобы учебное пособие стало хорошим электронным средством обучения, необходимо не только перевести его в «электронный вид», но и произвести качественные преобразования.

Вместе с тем, электронное учебное пособие является совместным трудом преподавателя вуза и программиста, обязательно требуется участие методиста в области компьютерной дидактики. Именно методист осуществляет разработку структуры курса и логической схемы функционирования обучающей программы, выдает рекомендации по формированию экранных модулей.

Сложным является этап структурирования учебного материала той или иной дисциплины, изучаемой в вузе, проработка текстов заданий, подбор иллюстраций, графиков, таблиц, раскрывающих содержание элементов учебного курса.

Кроме основного блока материалов, включающего в себя теоретико-познавательный компонент (ключевые понятия и термины, основные факты, процессы, эксперименты, описание основных теорий, выводы и т. п.) и инструментально-практический компонент (характеристики методов познания, способов самостоятельного поиска знаний, составление и описание практических задач и упражнений и т.п.) необходимо отработать и дополнительные блоки. Например, блок дополнительного разъяснения материала по наиболее сложным разделам, блок заданий и практикумов, интернет-ссылки, словарь терминов, справочных материалов за рамками учебной программы, а также нормативные базы и хрестоматии. Отдельные блоки учебного материала могут заменяться, добавляться или обновляться в ходе обучения. В отличие от традиционных «бумажных» учебников замена электронных блоков не обременяется существенными затратами по переизданию.

Если анализировать «техническую сторону» проблемы подготовки учебного электронного пособия, то много времени занимает определение форматов представления материалов, выбор инструментария и разработка пользовательского интерфейса.

Еще одним важным звеном в процессе подготовки учебного электронного пособия является разработка методики использования программы в учебном процессе.

Вместе с тем, создание электронного учебного пособия еще не гарантирует его успешного использования в практике преподавания вузовских дисциплин. Нужна специальная методика построения учебного процесса, нацеленная на использование электронных пособий в учебном процессе вуза, подготовка и переподготовка кадров для работы в условиях модернизации высшего образования.

Важно понимать, что при наличии этих условий электронные средства обучения могут стать эффективным инструментом учебного процесса вуза и позволяет повысить качество обучения студентов.

Рассуждая о том, какие дидактические средства активно используются в современном образовании

(вербальные и невербальные), следует отметить, что современный этап развития культуры характерен её девербализацией, при которой вербальные формы передачи информации заменяются невербальными во всех коммуникативных структурах [1].

В сфере образования широко используются электронные средства (аудио- и видеосредства, компьютерные технологии и т.д.) обучения. В будущем электронные учебные пособия должны стать основой вузовского обучения.

 

Список литературы

1.      Тюрина Л.Г. Вузовский учебник сегодня и завтра // Высшее образование в России. – 1998. - №1.