Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ПОВЫШЕННОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Авторы:
Город:
Запорожье
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Последние десятилетия характеризуются ухудшением состояния соматического здоровья населения многих стран, особенно выражены эти изменения у студенческой молодѐжи. Так, в частности, у девушек- студенток прослеживается тенденция к увеличению гинекологической и эндокринной заболеваемости, в структуре которой одно из ведущих мест занимают нарушение обмена веществ, повышенная  масса тела и ожирение [3-5]. В этой связи особое значение имеет комплексное исследование здоровья студенток, так как это особая социальная группа с повышенным риском функциональных нарушений организма [1,3,4]. Здоровье и здоровый образ жизни являются гарантией уровня физической активности и трудоспособности этих молодых




людей, их активного умственного и физического долголетия, способности к созданию полноценной семьи рождению здорового потомства, к их учебной и профессиональному деятельности [3,4].

Физическое воспитание в системе высшего образования является важным фактором укрепления и

сохранения здоровья современной молодежи. Вместе с тем, согласно ряду авторитетных исследований, значительная часть студентов по состоянию здоровья отнесена к специальной медицинской группе (далее СМГ) (Л.A. Семенов, 2005; С.П. Левушкин, 2007 и др.), что на практике означает частичное или полное игнорирование этими молодыми людьми двигательной активности (Андрющенко Л.Б., 2004; Померанцев А.А., 2006; Бондарь С.Б., 2007). Поскольку это сочетается с проявлениями той или иной нозологической формы хронического заболевания, а также ввиду отсутствия мотивации к занятиям физическими упражнениями, такие молодые люди чаще всего оказываются в состоянии гипокинезии на фоне повышенной массы тела, что нередко усугубляет их болезненное состояние и негативно сказывается на качестве их жизни и учѐбы [1,3,5].

Необходимость создания СМГ обусловлена тем, что в последние годы у студентов все чаще наблюдаются самые различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья, при которых они не  могут заниматься в основной группе при максимальной физической нагрузке, а так же справляться с ежедневными нагрузками [1,3- 5]. Целью создания СМГ является врачебный контроль, систематическое исследование уровня физического и психологического состояния и работоспособности таких студентов на занятиях по физическому воспитанию, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья и подготовке к будущей профессиональной деятельности данной группы студенческой молодѐжи [1,3]. В СМГ, после проведения расширенного медицинского осмотра в начале учебного года, отбираются студенты, у которых по результатам медицинского обследования диагностированы определенные нарушения в физическом развитии или в здоровье, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Такие студенты нуждаются в занятиях физическими упражнениями в СМГ по специальным программам [1,3-5]. Для студентов, отнесенных к СМГ, предусмотрено обязательное посещение уроков физической культуры, где они получают индивидуальные задания и находятся под наблюдением преподавателя физического воспитания и врача [1,3-5].

По нашему мнению, при комплектовании контингента СМГ можно порекомендуется выделять 2 подгруппы. Это поможет успешнее подойти к процессу проведения оздоровительных занятий и поможет более дифференцировано подбирать нагрузки и отслеживать результат [1,2,4,5]. Студенты с повышенной массой тела, отнесѐнные ко второй группе, с более худшими показателями, в результате проводимых реабилитационных мероприятий, с учѐтом всех изменений, которые они фиксируют при каждом занятии (АД, пульс, число дыхательных движений, проба Штанге, проба Генчи и др.) в своѐм индивидуальном дневнике, могут со временем быть переведены в более высокую по показателям и степени физической активности, первую группу [7]. Соответственно, студенты с повышенной массой тела, при контроле их функциональных проб, массы тела, показателей функционирования кардио-респираторной системы, объективном повышении уровня их физической работоспособности, имеют значительный шанс быть переведенными в течение года активных занятий в подготовительную группу [1,2,4,5].

Мы считаем, что такой подход к проведению занятий у девушек-студенток СМГ, с повышенной массой тела, в сочетании с учетом тяжести и характера их основного заболевания, может быть эффективен при разработке методик оздоровительной физической подготовки у данной группы студенток. [2,5]. Не секрет, что у этой группы студентов физическая активность возможна только во время занятий физической культурой, в остальном в их повседневной деятельности превалирует гиподинамия и неактивный, малоподвижный образ жизни. Эти индивидуально дозированные физические нагрузки нужны для большей физической активности у студенток с повышенной массой тела, для преодоления у них явлений гипокинезии. Только систематические, не менее 3 раз в неделю, занятия физической культурой могут служить средством активной профилактики снижения физической активности и помогут нормализовать хронически сниженное функциональное состояние у данной группы студенток, способствовать его выздоровлению [1,2,4,5]. Регулярные, дозированные физические нагрузки, с акцентом на выполнение силовых упражнений, дыхательные упражнения, дозированная ходьба, под строгим контролем витальных функций, способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардио-респираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить сниженные функции организма [1,2,4,5].

Занятие в СМГ строится по стандартной методике: подготовительная, основная и заключительная части занятия. Занятия по физической культуре со студентами этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима ВУЗа. Студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой (ЛФК) и выполнения комплекса специально подобранных индивидуальных упражнений, с целью их физической реабилитации во время проведения занятий, с обязательной регистрацией в их индивидуальных дневниках здоровья, как объѐма физических нагрузок, так и основных физикальных данных – в начале, в процессе и в конце проводимого занятия [1,2,4,5]. В подготовительной части занятия (до 20 мин) студентками выполняются обще-развивающие упражнения в медленном и среднем темпе, которые чередуются с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части занятия. В основной части занятия (20-30 мин) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части занятия предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. При этом нами уделяется внимание развитию у студенток навыков гибкости и улучшению координации движений. В заключительной части занятия (от 15 до 20 мин) нами используются упражнения, на восстановление кардио- респираторной системы после физической нагрузки (медленная ходьба, дыхательные упражнения), подвижные игры. Помимо этого нами практикуется подготовка студентками тематических рефератов или мультимедийных презентаций по особенностям ЛФК и/или физической реабилитации при повышенной массе тела и индивидуальной сопутствующей соматической патологии, имеющейся у студенток СМГ [1,2,4,5]. При этом студенты на протяжении всего учебного года, во время каждого занятия ведут «Индивидуальный  дневник (паспорт) физического здоровья», куда вносят как антропометрические показатели и данные работы кардио- респираторной системы, так и индивидуальные физические нагрузки [7]. Нами и преподавателями физического воспитания в этих СМГ систематически проводится врачебно-педагогический контроль [2,3,5,7].

В нашем исследовании рассмотрены вопросы физического воспитания и определения ряда показателей у девушек-студенток, проведѐнных в 2014-2015 учебном году. Для проведения исследования нами, во время проведения медицинского осмотра студентов I-II курсов ЗГМУ, была выделена группа студенток, имеющих повышенную массу тела и отнесѐнных к специальной медицинской группе. На І курсе ЗГМУ СМГ в 2014-2015 учебном году составляет 93 человека, на II курсе – 112 человек, всего – 205 человек. Из них студенток СМГ на І курсе – 78 человек, на II курсе – 60 человек, всего – 138 человек, или 7,96% от общего числа студентов І-ІІ курсов, занимающихся физической культурой. Количество студенток СМГ с повышенной массой тела на I курсе –   17 (18,28%) человек, или 21,8% всех студенток данного курса. На II курсе количество студенток с повышенной массой тела – 21 человек, что составляет 18,75% всех студентов СМГ ІІ курса и 35% от общего количества студенток СМГ ІІ курса. В нашем исследовании мы сделали акцент на выявлении патологических изменений и нарушений у студенток с повышенной массой тела, в определении особенности ряда антропометрических показателей (рост, вес и связанных с ними значений специальных индексов – ИМТ (индекс массы тела), ИОТ (индекс ожирения тела по Р. Бергману) и др. [6,8]. Всего в исследовании приняли участие 38 студенток І-ІІ курсов с повышенной массой тела, в возрасте 18-23 лет (средний возраст 19,7±2,16 лет. Морфотип девушек юношеского и первого репродуктивного возраста определяли методом клинической антропометрии [4,7,9]. Индекс массы тела (ИМТ) определяли по формуле: ИМТ = масса тела (кг)/рост(м²). За нормативные показатели принимали значения ИМТ≥25 кг/м² – гиперстенический морфотип, ИМТ 25,0-29,9 – избыточная масса тела (предожирение), ИМТ – 30,0 – 34,9 – ожирение І степени, значение ИМТ 35,0–39,9 как ожирение ІІ степени [3,6]. Массо-ростовой индекс Рорера (ИР), определяющий плотность тела, зависит от линейных размеров и массы тела, рассчитывали по формуле: W/H3 кг/см3, где W – масса тела (кг), Н – рост тела (м) [3,6].

В нашем исследовании мы использовали новый индекс, предложенный в 2011 году американским учѐным Ричардом Бергманом [8]. Его расчет представлен в виде следующей формулы: ИОТ= окружность бѐдер (см) / рост (м) х √ рост (м) – 18. Согласно его расчѐтам, нормой считают значение индекса ожирения тела (ИОТ) в пределах от 8 до 20. Показатель менее 8 - недостаток массы, более 20 - лишний вес. Если значение превышает 25, то речь идет о разных степенях ожирения [3,6]. Обследованные девушки не имели достоверных различий по возрасту, но различались по длине и массе тела (р<0,05). При анализе полученных результатов были получены следующие показатели: массу тела более 85-90 кг имеют 38 (18,54%) студенток специальной медицинской группы І и ІІ курсов. При определении значений ИМТ было установлено, что во всей обследованной группе (n=38), показатель составил 28,78±1,59 кг/м² (р<0,01). На І курсе средний показатель массы тела составил 97,36±6,78 кг, ИМТ–28,56±1,81 кг/м², что соответствует избыточной массе тела. На ІІ курсе эти показатели были следующие: среднее значение массы тела – 100,58±3,73 кг, ИМТ – 28,96 ±1,40 кг/м², что также соответствует избыточной массе тела. При этом у 3 (17,65%) студенток І курса и у 4 (19,05%) студенток ІІ курса (18,42% всех студенток с повышенной массой тела), показатели ИМТ находились в пределах 30,0 – 34,9 кг/м², что соответствует І степени ожирения [3,5,6].

Значения массо-ростового индекса Рорера (ИР) во всей группе (n=38) составил 19,2± 1,08 кг/см3 (р<0,01). У студенток І курса ИР составил 18,97±1,37 кг/см3, у студенток ІІ курса – 19,38 ±0,75 кг/см3, что свидетельствует о повышеных показателях физического развития [3,6]. При определении значений индекса ожирения тела по методике Р. Бергмана [10], нами были получены следующие результаты: у всех студенток 2-х курсов ИОТ составил 28,92±3,9 (р<0,01), что указывает на повышение массы тела, соответствующее ожирению. У студенток І курса значение этого индекса соответствует 30,95±4,73, а у студенток ІІ курса значение индекса соответствует 27,28±1,98, что также соответствует ожирению. Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы:

1.      Студентки СМГ с повышенной массой тела требуют врачебного контроля на всѐ время проведения занятий по физическому воспитанию, с текущим и рубежным контролем индивидуальных показателей массы тела, ИМТ, артериального давления, проб Штанге, Генчи, индекса ожирения тела).

2.      При улучшении индивидуальных показателей кардио-респираторной системы и выполнения программы индивидуальных физических нагрузок, студентки могут быть переведены в более высокую подгруппу, но обязаны продолжать оставаться под врачебно-педагогическим контролем, с широким использованием «Дневников индивидуальных показателей здоровья».

 

Список литературы

1.      Бисмак Е.В. Анализ нозологий у студентов специальной медицинской группы в связи с применением современных средств лечебной физической культуры / Е. В. Бисмак, О. В. Пешкова // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2012. – №3. – С. 89–94.

2.      Блавт О.З. Индивидуальный подход к физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп высших учебных заведений / О.З. Блавт // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы ХІІ Международной науч. сессии по ит. НИР за 2010 г. – Минск, 2011. – С. 228–231.

3.      Горелов А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2008. – Вып. 6. – С. 28–33.

4.      Казантинова Г.М. Проблемы здоровья студентов / Г.М. Казантинова // Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в ВУЗах: Материалы междунар. науч.-практич. конф. — Волгоград, 2004. – С. 70–72.

5.      Корягін В.М. Оптимізація навчального процесу на заняттях спеціальних медичних груп вузу зі студентами, хворими на ожиріння / В.М. Корягін, О.З. Блавт, Л.П. Цьовх // Слобожанський науково-спортивний вісник : наук.-метод. журн. – Харків : ХДАФК, 2010. – №1. – С. 79–86.

6.      Лумпова О.М. Антропометрическая и индексная оценки показателей физического развития девушек юношеского возраста Прибайкалья / О.М. Лумпова, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский //Сибирский медицинский журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–101.

7.      Семенов Л.А. Паспорт физической подготовленности студента» как средство обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в вузе / Л.А. Семенов, С.П. Миронова // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 46–48.

8.      Richard N. Bergman, Darko Stefanovski, Thomas A. Buchanan, A Better Index of Body Adiposity. Obesity (Silver Spring). 2011 May; 19(5): Р. 1083–1089.