Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ С ПРЕДМЕТАМИ И ГИМНАСТИЧЕСКИХ ПИРАМИД НА ЗАНЯТИЯХ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Актуальной задачей современного урока физической культуры является повышение уровня здоровья детей, расширение двигательной активности, внедрение приоритетности направления оздоровительной гимнастики, поиск инновационных технологий физического воспитания школьников. В связи с этим становятся важными разработка и обоснование организационной, образовательно-содержательной направленности урока физической культуры в школе. Представляется возможным оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик и систем оздоровления, применения средств развивающейся фитнес-индустрии как для самостоятельных, так и для групповых занятий, имеющих свои характерные особенности.

От учителя физической культуры прежде всего зависит оздоровительное влияние физических упражнений, от выбора им средств и методов, применяемых на занятиях. Путем доступности упражнений, интереса к разнообразию двигательной активности возможно повысить познавательный интерес к текущей учебной работе.

Базовой составляющей знаний о физической культуре является гимнастика, ориентированная на овладение учащимися гимнастическими и акробатическими упражнениями, танцевально-ритмической гимнастикой, а также упражнениями в висах и упорах и комплексами художественной гимнастики с предметами.

Формами организации занятий по гимнастике, включающими упражнения художественной гимнастики с предметами и гимнастические пирамиды, могут быть как уроки физической культуры, включая третий урок как наиболее приемлемый, а также дополнительные занятия в секциях, кружках, в группах продленного дня. Такие уроки, помимо анатомо-физиологического и психического воздействия на занимающихся, повышают уверенность в своих силах, эмоциональный настрой, формируют положительное и активное отношение к занятиям, способствуют развитию личностных качеств, воспитанию у них интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга.

Упражнения с предметами в художественной гимнастике весьма разнообразны. Один и тот же предмет может иметь различные вес, размер, объем, фактуру, назначение. Кроме того, каждый предмет – скакалка, мяч, лента, обруч, булавы, - применяемые на уроке физической культуры, имеет свои специфические особенности и методику обучения.

Упражнения со скакалкой – эффективное средство для развития прыгучести, выносливости, быстроты и ловкости. Упражнения с мячами развивают психомоторные способности (чувство пространства и времени, быстроту реакции), требуют от учащихся внимания, способствуют развитию и совершенствованию умения быстро переходить от напряжения к расслаблению (при броске мяча) и, наоборот, от максимального расслабления к максимальному напряжению. Разнообразные приемы бросков и ловли мяча, выполняемые в сочетании с танцевальными движениями,  прыжками, поворотами и другими элементами способствуют совершенствованию координации движений.

Упражнения с лентой способствуют развитию и подвижности в суставах, силе плечевого пояса и рук, развитию тонкой и сложной нервно-мышечной координации, точности движения рукой и особенно кистью. Изменение плоскости ленты и её рисунка, вместе с этим, тренируют представление и воображение (например, змейка, спираль, круги в различных плоскостях и т.д.).

Упражнения с обручем самые разнообразные. Они могут быть использованы и при выполнении общеразвивающих упражнений, являясь их украшением. Специальные упражнения с обручем служат прекрасным средством для развития быстроты двигательной реакции, чувства пространства и времени, владения своим телом в сочетании с элементами этого предмета (перекаты, вращения, маховые движения, прыжки в обруч и через него и др.).

Упражнения с булавами требуют от занимающихся владения основами техники, специфичной для этого предмета, тонких мышечных ощущений, развитой силы и моторики рук, внимания и точности движений.

Составление различных комбинаций с предметами требуют от учителя специальной подготовки, творчества и владения методикой обучения этим упражнениям в сочетании с использованием танцевально- ритмической гимнастики, элементов классической аэробики и др.

Активировать двигательную деятельность учащихся, создать положительный эмоциональный фон и повысить интерес к заданиям помогают выбор и применение современной ритмичной музыки (учащиеся сами могут ее предложить). Как известно, человеком легко воспринимается и усваивается то, что действует на его эмоции. Кроме того, музыкальное сопровождение способствует развитию у детей музыкального слуха, чувства ритма, творческого воображения, двигательной и эмоциональной памяти, развивает мыслительные процессы.

С целью достижения разнообразия занятий и развития интереса у школьников на уроках физической культуры возможно ознакомление и изучение ими наиболее доступных групповых акробатических упражнений, а на их основе – построение гимнастических пирамид. Такой практический материал можно включать как в основную, так и в заключительную часть урока. В дальнейшем можно ориентировать школьников различной физической подготовленности на спортивно-показательные выступления, при этом развивая у них творческие способности и творческое отношение к делу.

Предложенная структура урока с гимнастической направленностью позволяет педагогу ориентироваться в многообразии гимнастических средств, рационально подбирать их по признаку наибольшей эффективности при решении поставленных задач.

Качественное освоение содержания предложенных на уроке гимнастических комплексов с предметами и без предметов, а также акробатических пирамид дает возможность подготовить массовые гимнастические выступления. Они могут быть показаны при проведении спортивных праздников, концертов, городских фестивалей, смотров-конкурсов и др.

Показателями эффективности применения в учебном процессе средств и методов обучения и воспитания являются ход и успешность усвоения учениками предложенного материала, повышение их работоспособности, творческого подхода (импровизации) к выполнению заданий и их эмоциональный настрой.

Разнообразие упражнений с предметами, различными по сложности и структуре, построение доступных гимнастических пирамид, соответствующих возрасту и подготовленности детей, применяемых в учебном процессе, предусматривает необходимость индивидуального подхода к занимающимся и, в то же время, коллективной, слаженной работы участников. От них требуется хорошая физическая подготовленность, способность соразмерять движения во времени, в пространстве и по мышечному усилию, а также четкая согласованность движений различными частями тела (координация движений). Эти виды упражнений особенно активно оказывают воздействие на различные анализаторные системы человека и на их взаимосвязанную работу. Улучшение тактильно-мышечной чувствительности, функциональное совершенствование двигательного, зрительного анализаторов, способности распределять и переключать внимание помогают учащимся быстрее и более качественно овладевать новыми, ранее неизученными формами движений. Эти психофизиологические механизмы, лежащие в основе проявления многих психических и личностных свойств, считаются наиболее значимыми для  усвоения  детьми школьной программы, развития  у  них  умственных, нравственных  и эстетических способностей.

При подготовке к показательным выступлениям школьники совершенствуют свою физическую подготовленность, двигательную культуру, умение выполнять упражнения одновременно в сочетании с музыкой легко и точно, уверенно и выразительно.

Кроме того, массовые гимнастические выступления являются показателем силы, гибкости, молодости, красоты участников и являются не только примером  эстетического  воздействия на зрителя, но  и  наглядно убеждают в пользе занятий гимнастикой.

На занятиях предлагается использовать круговую форму организации занятий – «станционные занятия» и круговую тренировку. Это дает возможность школьникам самостоятельно получать дополнительные, уточненные знания, и одновременно всему коллективу класса, совершенствовать приобретенные умения и навыки с относительной самостоятельностью и с использованием индивидуальных заданий.

В процессе проведения урока предлагается использование карточек программного обучения предложенных упражнений. Для наглядного представления разработанных заданий художественной гимнастики с предметами (мячами, обручем, скакалкой, лентами, булавами) используются карточки с рисунками техники выполнения упражнений. Вместе с тем, для построения и перестроения гимнастических пирамид детям выдаются карточки с изображением готовых пирамид для двух, трех и более человек в зависимости от возраста и подготовленности школьников.

Таким образом, уроки физической культуры с применением комплексов художественной гимнастики и групповых акробатических упражнений формируют у учащихся представление о позитивном влиянии гимнастики на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие. В процессе занятий решаются задачи развития у занимающихся психомоторных, творческих способностей, находчивости, познавательной активности и самореализации, расширение их кругозора и самое главное – интереса к уроку физической культуры.



Список литературы

1.      Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А. Боброва. М.: Физк. и спорт, 1978. 208 с.

2.      Кенарева Л.Ф. Методические рекомендации к изучению курса «Массовые гимнастические выступления и праздники»: мет.рек. / Л.Ф. Кенарева. – Петрозаводск: КГПУ, 1999. – 56 с.

3.      Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец /Т. С. Лисицкая. М.: Сов.спорт, 1988. 135 с.

4.      Фирилева Ж. Е. Ритмика в школе: третий урок  физической культуры: учебно-метод. пособие / Ж.Е. Фирилева, А. И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 285 с.