Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОДВИЖЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций.

Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора и его развитие происходит на базе дистантных рецепторов – зрения и слуха, а также тактильно – мышечного анализатора. Они играют важнейшую роль в психо–физическом развитии ребенка.

За период действия происходит сложнейший процесс формирования нервной системы, который очень многогранен и характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением[5].

Для формирования двигательного стереотипа требуется определенная повторяемость и последовательность применения раздражителей. К таковым относят физические упражнения, соответствующие возрасту ребенка.

Под воздействием упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие.

Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие детей, их телосложение, но и развитие, и совершенствование массы головного мозга.

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости мягкие гибкие, недостаточно прочные. Окостенение начинается с 2-3 лет и происходит постепенно в течение всего дошкольного возраста. Физиологическое развитие позвоночника играет важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояния внутренних органов, дыхательной и нервной системы.

Развитие костной ткани скелета тесно связано с формированием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно и составляет около 25% массы тела.

По мере развития движений увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани под воздействием физических упражнений, растет сила мышц.

С 4 лет появляются различия в показателях мальчиков и девочек. Становая сила мышц туловища возрастает к 7 годам вдвое (32-34 кг) по сравнению с показателями в возрасте 3-4 лет.

Сердечнососудистая система в дошкольном возрасте претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г (3-4 года) до 92,3г. (в 6-7 лет).

Растет    сила    мышечных    сокращений    и    работоспособность   сердца. Артериальное давление составляет в возрасте 3-7 лет -80/50-110/70 мм.рт.ст.

По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, а в 4-7 лет -22-26.Нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция, что свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей [4].

Исследования показали, что в процессе возрастного развития ребенка проходят критические этапы совокупности морфологических и функциональных сдвигов. Так в период с 3-до 7 лет выделяют третий, пятый, седьмой год жизни существенным количественным ростом и перестройкой функций организма.

Наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития отличается возраст от 4 до 5 лет. За год организм увеличивает свой вес на 1,5-2 кг, а рост – на 6-7 см. Средней вес ребенка достигает 17,5-19 кг, его рост составляет 107-110см.

Возрастает естественность и легкость выполнения основных движений, совершенствуются умения планировать свои действия, воплощать замысел различными способами[1,2,4].

Для детей этого возраста важно на занятиях демонстрировать целостную программу движения для формирования обобщенных представлений и возможностей включения его в различные виды деятельности.

Особое значение приобретают сюжетно - ролевые игры, которые становятся ведущим видом деятельности и обуславливают значительные изменения в психике ребенка.

Существенное значение имеют подвижные игры с элементами спортивных, формирующие у детей познавательные процессы, развивающие умение подчиняться правилам, совершенствующие основные движения. У детей появляется чувство ответственности за порученное дело, умение быстро реагировать на оказание помощи, проявление сдержанности: формируется стремление быть полезным окружающим.

Обогащение двигательного опыта влияет на развитие психических процессов: более устойчивый характер приобретает внимание, процессы запоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия; вырабатывается умение анализировать предметы, выделять их общие признаки, активно овладевают связной речью и пониманием окружающих.

На пятом году жизни ребенок ориентируется в новых ситуациях, выполняет ритмически согласованные простые движения, делает успех в беге, метаниях, прыжках.

В шестилетнем возрасте у большинства детей происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма. Увеличивается масса тела, более координированными становятся движения.

Перестраивается функциональная организация мозговых структур, определяющих важные психофизические функции, более стабильным становятся процессы возбуждения и торможения, появляется устойчивость произвольного внимания.

Сердечнососудистая система развита слабо: на высоком уровне ЧСС(90-100 уд.мин.), после физической нагрузки она нередко достигает 200 уд.мин.

К занятиям физической культурой дети быстро адаптируются и разница в показателях  работы сердца снижается.

Система мышц, особенно спины - еще слаба, увеличивается темп роста мышц верхних и нижних конечностей.

С шестилетнего возраста значительно повышается потребление кислорода, особенно под влиянием мышечной деятельности. Показатели аэробных возможностей растут до 10-12 лет.

Двигательный аппарат детей приспособлен к динамическим нагрузкам и трудно переносятся - статические. Хорошим отдыхом для детей становятся подвижные игры, которые можно проводить на переменах такие, как «Делай как я», «Запрещенное движение», «Карлики и великаны» и др.

Процесс восстановления проходит очень быстро т.к. в крови накапливается молочная кислота. Наиболее эффективно чередование игр большой подвижности с малоподвижными, с воздействием на разные группы мышц[2,3,4].

Особая чувствительность позвоночного столба делает нежелательными в играх 6-7 летних детей чрезмерные вращения или перегибания головы, т.к это может привести к тяжелым повреждениям шейных позвонков. Не рекомендуются игры с кувырками, требующие силового напряжения позвоночного столба.

Общая направленность морфологических и функциональных перестроек организма детей младшего школьного возраста условны, т.к. темпы развития их различны. Девочки обгоняют мальчиков почти на год.

Биологическая зрелость детей неодинакова, поэтому необходим индивидуальный подход к учащимся.

Воля и тормозные процессы у детей развиваются слабо, в связи этим применяется образный, короткий рассказ с небольшим количеством правил игр.

Лучшему использованию двигательного опыта способствует формирование творческой направленности деятельности детей в подвижных играх. Творческая активность имеет важнейшее биологическое значение и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основной его здорового образа жизни.

Таким образом, основные возрастные особенности детей дошкольного возраста такие, как недостаточность мышечной силы, неустойчивость сердечнососудистой системы, повышенный обмен веществ, несовершенство координации,   силы   и   быстроты   движений,   быстрая   утомляемость, недостаточный уровень волевых качеств, указывают на необходимость широкого применения подвижных игр и игр с элементами техники спортивных игр, которые являются наиболее действенным средством в процессе физического воспитания.

 

 

Список литературы

 

 

1.    Баршай, В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие / В.М. Баршай. - Ростов Н/Д: Феникс, 2001. -320с.

2.     Горшков, В.М. Подвижные игры при обучении баскетболу / В.М. Горшков. - Физическая культура в школе. – 2007.- №7. – С.61-67.

3.     Капустин, А.Г. Технология игровой деятельности / А.Г. Капустин. -Физическая культура в школе. -2007. №7.-С.41-42. 

4.     Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: Спорт Академ Пресс, 2003. -303с.

5.     Финогенова, Н.В. Подвижные игры в физическом       воспитании детей в период подготовки к обучению в школе: учебно – методическое пособие. Н.В. Финогенова. – Волгоград: ВГАФК, 2003 – 52с.