Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НАУЧНОМ ОБОСНОВАНИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ОСНОВЕ КИНЕЗИТЕРАПИИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Обеспечение полноценного коррекционно-оздоровительного сопровождения   детей  с     нарушениями   опорно-двигательного  аппарата является актуальной проблемой современного дошкольного воспитания. Одним из условий, диктующим необходимость научного обоснования содержания данного направления образовательной деятельности, является вступающее в силу инклюзивное образование. Его ведущим требованием является обеспечение равных образовательных условий любому воспитаннику, независимо от его возможностей и способностей[4].

В русле решения данной проблемы, на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 220 Тракторозаводского района г. Волгограда» ведется опытно- экспериментальная работа. Суть инновационной деятельности составляет научное обоснование возможности построения процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе кинезитерапии. В рамках реализации первого этапа научной деятельности проходило научное обоснование средств и методов кинезитерапии, обеспечивающих укрепление дыхательной системы воспитанников.

При разработке экспериментальной методики мы опирались на концептуальные положения теории и методики физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры [1,2,5], указывающие на совокупность и взаимосвязь таких её структурных составляющих как цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса (рисунок 1). Целью экспериментальной методики явилось – путем целенаправленного применения специальных средств физического воспитания способствовать повышению морфофункциональных возможностей дыхательной системы детей 4-7 лет с нарушениями ОДА.


Поставленная цель конкретизируется в следующем ряде задач:

 1. Укреплять здоровье детей и содействовать их гармоничному физическому развитию.

2. Содействовать повышению функциональных возможностей дыхательной системы детей 4-7 лет с ОДА.

3. Содействовать формированию полноценной двигательной базы детей.

 Для   решения   поставленных   задач   были   подобраны  специальные средства физического воспитания.

1.          Общеразвивающая гимнастика представляет собой комплексы общеразвивающих упражнений, построенных на согласованных движениях различными частями тела: упражнения на проработку мышц рук с одновременными движениями ногами и наоборот; повороты, наклоны, сочетаемые с движениями руками, кистями; приседания, выпады, махи ногами осложненные перекрестными движениями руками; прыжки с различными вариантами положения рук, ног и пр. Применение общеразвивающей гимнастики в наибольшей степени позволяет решать задачи формирования полноценного мышечного корсета.

2.          Дыхательные техники основываются на упражнениях различных оздоровительных систем [Г.А. Бутко, А.Н. Стрельниковой] и представляют собой адаптированные для детей дошкольного возраста организованные дыхательные упражнения, сочетаемые с физическими упражнениями (под музыкальное сопровождение и без него). Их применение позволяет повышать функциональную возможность дыхательной системы [3].

3. Кроссовые пробежки представляют собой преодоление дистанций 90, 150 и 300 м, организуются как на ровной, так и на пересеченной местности. Использование кроссовых пробежек позволяет функциональную активность кардиореспираторной системы.

4.     Подвижные игры на прогулке представляют собой игры высокой двигательной активности, основывающиеся на беговых и прыжковых упражнениях. Их применение на свежем воздухе способствует не только повышению общей выносливости организма, но и его общему укреплению и закаливанию.

5.           Корригирующая гимнастика представляет собой комплексы специальных упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса, голеностопа, свода стопы. Используются упражнения с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, массажные приспособления, гимнастическая   стенка).   Ее   применение   позволяет   целенаправленно воздействовать   на   дефекты   опорно-двигательного  аппарата,  укреплять необходимые мышечные группы.

Для повышения функциональных возможностей дыхательной системы детей применялись как общепедагогические, так и специфические методы физического воспитания. Их можно разделить на словесные, наглядные и практические, игровой метод организации двигательной деятельности, метод кинезитерпии.

Применение средств повышения функциональных возможностей дыхательной системы детей нашло отражение во всех формах коррекционно- оздоровительного процесса.

Так в организованных формах физкультурно-оздоровительной деятельности, а именно физкультурных занятиях, применяются: кроссовые пробежки, подвижные игры.

В утренней гигиенической гимнастике нашли свое применение дыхательная и общеразвивающая гимнастика. Процесс их выполнения способствует развитию дыхательной системы, формированию таких значимых качеств как способность к согласованию двигательных действий, ритмичности локомоций и дыхания, дифференцировке мышечных и дыхательных усилий.

Содержанием физкультурных минуток стали дыхательная, корригирующая гимнастика. Их выполнение позволяет развивать у детей необходимые мышечные группы, осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, повышать возможности дыхательной системы, согласованию двигательных действий, сочетанию движений и речи.

В побудках после дневного сна применяются корригирующая, дыхательная гимнастика, элементы ЛФК, стретчинга. Педагогическим эффектом их воздействия является развитие дыхательной системы детей, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование у детей общей моторики, гибкости мышц, силы мышечных групп спины и брюшного пресса.

Таким образом, экспериментальная методика представлена средствами, методами и формами педагогического воздействия, направленными на повышение функциональных возможностей дыхательной системы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Список литературы

 

 

1.     Евсеев, С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева.– М.: Советский спорт, 2013. – 388 с.

 2.     Максимова, С. Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /Максимова Светлана Юрьевна. – М.: РГУФК, 2002. – 22 с.

3.     Максимова, С.Ю. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике   адаптивного  физического  воспитания   детей   дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, С.С. Животова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012.- № 1 (83). – С. 86-90.

 4.     Максимова, С. Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : дис. ... докт. пед. наук :13.00.04 / Максимова Светлана Юрьевна. – Волгоград, 2014. – 455 с.

 5.     Орлова, Е. А. Клиническая психология : учебник для бакалавров / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник; отв. ред. Г. И. Ефремова. – М. : Издательство ЮРАЙТ, 2012. – 363 с.