Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Психологами и педагогами обращается внимание на роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. «Для успешного учения наиболее конструктивна положительная мотивация, которая вызывает активность ученика, его позицию как субъекта учения» [6, с. 27]. При этом отмечается, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. В обратном направлении, как отмечает А.А. Реан [8], этот фактор не срабатывает, ибо никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учѐбе.

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной учебной работе, т. е. формировала бы положительное отношение школьников к учебному процессу, к учебному предмету. Очевидно, что без такого отношения деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Для изучения отношения школьников к уроку физической культуры применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой, предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [3]. Данная методика применялась нами в некоторой модификации.

Школьникам предлагалась следующая инструкция:

Отметьте доводы, характеризующее ваше отношение к предмету «Физическая культура»: поставьте знак «+» напротив суждения, если согласны с ним или «–», если не согласны с данным суждением.

    

Текст опросника

 

 

№ п/п

 

Люблю предмет «Физическая культура», потому что

 

№ п/п

 

Люблю предмет «Физическая культура», потому что

 

1

 

данный предмет интересен

 

12

 

интересны отдельные факты

 

2

 

нравится, как преподаѐт учитель

 

13

 

родители считают этот предмет важным

 

3

 

предмет нужно знать всем

 

14

 

у меня хорошие отношения с учителем

 

4

 

предмет нужен для будущей работы

 

15

 

учитель часто хвалит

 

5

 

предмет легко усваивается

 

16

 

учитель интересно объясняет

 

6

 

предмет заставляет думать

 

17

 

получаю удовольствие при его изучении

 

7

 

предмет считается выгодным

 

18

знания по предмету необходимы для поступления в институт

 

8

 

требует наблюдательности, сообразительности

 

19

 

предмет способствует развитию культуры

 

9

 

предмет требует терпения

 

20

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

 

10

 

предмет занимательный

 

21

 

просто интересно

 

11

 

товарищи интересуются этим предметом

 

Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов – 137 человек, из 9-х классов – 89 человек, из 11-х классов – 56 человек. Анкетирование проводилась анонимно, регистрировались № школы, класс, пол школьника.

Результаты анкетирования школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» представлены в Табл.1.


   Таблица 1

Число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»


 

Классы

 

Общее число школьников

 

Число лиц мужского пола

 

Число лиц женского пола

 

4

137/64,9

73/66,0

64/64,2

 

9

89/47,8

49/53,7

40/40,7

 

11

56/50,5

24/60,7

32/42,5

Примечание. В числителе – количество школьников, в знаменателе – процентное отношение.

 

 

Анализ полученных результатов позволяет заключить, что наиболее высокое положительное отношение к предмету «Физическая культура» проявляют школьники 4-х классов. В дальнейшем оно снижается как у лиц мужского, так и женского пола. Причем у последних это проявляется в большей степени. Схожие результаты были получены более 20 лет назад Е.Г. Писанниковой [7] и позднее Д.Р. Кадырбаевой, которая установила, что положительно относятся к урокам физической культуры 67% третьеклассников и только 18% десятиклассников. Девочки раньше мальчиков и более массово меняют отношение к уроку физической культуры с положительного на отрицательное [4]. В диссертационном исследовании Е.Г. Еделевой установлено, что только 50% юношей и 40% девушек старших классов положительно относятся к урокам физической культуры [2]. Сниженный интерес девочек к физической культуре обусловлен, в частности тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. В отличие от данных авторов в нашем исследовании проявляется не прямолинейное снижение положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура», а U-образное – от 4-го класса к 9-му снижение и некоторое повышение к 11-му классу.

В формировании мотивов учения большую роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. В качестве мотива учебной деятельности выступает и отметка, которая, согласно Л.И. Божович [1], воплощает в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет товарищей, и многие другие потребности.

В контексте данного вопроса интерес представляет исследование, выполненное А.В. Куликовским [5], которым установлено, что оценочная деятельность учителя оказывает существенно влияние на успешность обучения, но происходит это в том случае, если он оценивает не только результат, но и процесс его достижения учеником, ориентируя   ученика на личностное развитие. На связь отношения школьников к предмету «Физическая культура» и успеваемостью по данному предмету указывается в исследовательских работах В.П. Умнова с соавторами [9].

На основании сказанного выше можно полагать, что отношение школьника к физической культуре и спорту может оказывать влияние на отметку (количественное выражение оценки) по предмету «Физическая культура».

В Табл.2 представлены результаты успеваемости школьников по предмету «Физическая культура» (рассматриваются отметки школьников с положительным отношением к данному предмету).

Анализ успеваемости показал, что 2/3 школьников в среднем имеют по предмету «Физическая культура» отметку «5». Здесь наблюдается ранее выявленная нами тенденция в отношении школьников к изучаемому предмету: в 4-м классе успеваемость школьников выше, чем в 9-м и к 11-му классу несколько повышается (исключение составляют девушки), т.е. изменение успеваемости имеет криволинейный характер.

Таблица 2 Успеваемость (в %) школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»

 

 

 

Классы

 

Общая успеваемость

Успеваемость у мальчиков

Успеваемость у девочек

Оценка

«3»

Оценка

«4»

Оценка

«5»

Оценка

«3»

Оценка

«4»

Оценка

«5»

Оценка

«3»

Оценка

«4»

Оценка

«5»

4

4,3

5,1

90,6

4,7

4,2

91,1

3,9

6,1

90,0

9

7,5

12,8

79,7

6,7

12,0

81,3

8,4

13,6

78,0

11

7,2

11,0

81,8

5,5

9,1

85,4

8,7

13,1

78,2

 

Таким образом, анализ отношения школьников к физической культуре и успеваемости (отметки) по предмету «Физическая культура» показал, что между изученными показателями наблюдается положительная связь,: процент школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» снижается, что приводит к снижению числа обучающихся на оценку «5». Следовательно, для повышения успеваемости по предмету «Физическая культура» необходимо учителям искать пути изменения мотивации школьников с целью формирования положительного отношения последних к занятиям физической культурой. Вместе с тем следует помнить, что за отношением к учению у каждого школьника, согласно известному специалисту в области педагогической психологии А.К. Марковой, надо видеть сложное строение его мотивационной сферы и многие входящие в неѐ побуждения (смысл, мотивы, цели, эмоции, интересы), их качественные характеристики, их соотношение, т.е. видеть все составляющие, образующие мотивацию. «О состоянии мотивации нельзя судить по отдельным побуждениям, а надо стремиться охватить всю систему побуждений, специфическую для данного ребенка, характер доминирующих у него побуждений. Упрощенное понимание мотивации как неопределенного расплывчатого положительного отношения к учению затрудняет ее оценку и формирование» [6, с.29].

 

Список литературы

1.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 399 с.

2.      Еделева Е.Г. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе: Автореф. дис. …канд. психол. наук / Е.Г. Еделева. – Л., 1989. – 22 с.

3.      Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.

4.      Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и фак-тов физич. культуры: 2-е изд., испр. и доп. / Е.П. Ильин. – СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2000. – 486 с., ил.

5.      Куликовский А.В. Влияние оценочной деятельности учителя на успешность обучения учащихся (на примере уроков физической культуры в 7-8 классах): Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Куликовский. –   Петрозаводск, 2002. – 19 с.

6.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

7.      Писанникова Е.Г. Удовлетворенность школьников средних и старших классов уроками физической культуры /Е.Г. Писанникова //Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. – Л., 1984, с. 146-150.

8.      Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие /А.А. Реан. – СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.



9.      Умнов В.П. Психолого-педагогические основы дидактики физического воспитания и спорта: монография

/В.П. Умнов; Минобразования и науки РФ, ФГБОУВПО «Петрозаводский государственный университет».

–   Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 122 с.