13 февраля 2016г.
Психологами и педагогами обращается внимание на роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. «Для успешного учения наиболее конструктивна положительная мотивация, которая вызывает активность ученика, его позицию как субъекта учения» [6, с. 27]. При этом отмечается, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. В обратном направлении, как отмечает А.А. Реан [8], этот фактор не срабатывает, ибо никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учѐбе.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной учебной работе, т. е. формировала бы положительное отношение школьников к учебному процессу, к учебному предмету. Очевидно, что без такого отношения деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Для изучения отношения школьников к уроку физической культуры применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой, предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [3]. Данная методика применялась нами в некоторой модификации.
Школьникам предлагалась следующая инструкция:
Отметьте доводы, характеризующее ваше отношение к предмету «Физическая культура»: поставьте знак «+» напротив суждения, если согласны с ним или «–», если не согласны с данным суждением.
Текст опросника
№ п/п
|
Люблю предмет «Физическая культура», потому что
|
№ п/п
|
Люблю предмет «Физическая культура», потому что
|
1
|
данный предмет интересен
|
12
|
интересны отдельные факты
|
2
|
нравится, как преподаѐт учитель
|
13
|
родители считают этот предмет важным
|
3
|
предмет нужно знать всем
|
14
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
4
|
предмет нужен для будущей работы
|
15
|
учитель часто хвалит
|
5
|
предмет легко усваивается
|
16
|
учитель интересно объясняет
|
6
|
предмет заставляет думать
|
17
|
получаю удовольствие при его изучении
|
7
|
предмет считается выгодным
|
18
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
8
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
19
|
предмет способствует развитию культуры
|
9
|
предмет требует терпения
|
20
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
10
|
предмет занимательный
|
21
|
просто интересно
|
11
|
товарищи интересуются этим предметом
|
|
|
Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов – 137 человек, из 9-х классов – 89 человек, из 11-х классов – 56 человек. Анкетирование проводилась анонимно, регистрировались № школы, класс, пол школьника.
Результаты анкетирования школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» представлены в Табл.1.
Таблица 1
Число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
Классы
|
Общее число школьников
|
Число лиц мужского пола
|
Число лиц женского пола
|
4
|
137/64,9
|
73/66,0
|
64/64,2
|
9
|
89/47,8
|
49/53,7
|
40/40,7
|
11
|
56/50,5
|
24/60,7
|
32/42,5
|
Примечание. В числителе – количество школьников, в знаменателе – процентное отношение.
Анализ полученных результатов позволяет заключить, что наиболее высокое положительное отношение к предмету «Физическая культура» проявляют школьники 4-х классов. В дальнейшем оно снижается как у лиц мужского, так и женского пола. Причем у последних это проявляется в большей степени. Схожие результаты были получены более 20 лет назад Е.Г. Писанниковой [7] и позднее Д.Р. Кадырбаевой, которая установила, что положительно относятся к урокам физической культуры 67% третьеклассников и только 18% десятиклассников. Девочки раньше мальчиков и более массово меняют отношение к уроку физической культуры с положительного на отрицательное [4]. В диссертационном исследовании Е.Г. Еделевой установлено, что только 50% юношей и 40% девушек старших классов положительно относятся к урокам физической культуры [2]. Сниженный интерес девочек к физической культуре обусловлен, в частности тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. В отличие от данных авторов в нашем исследовании проявляется не прямолинейное снижение положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура», а U-образное – от 4-го класса к 9-му снижение и некоторое повышение к 11-му классу.
В формировании мотивов учения большую роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. В качестве мотива учебной деятельности выступает и отметка, которая, согласно Л.И. Божович [1], воплощает в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет товарищей, и многие другие потребности.
В контексте данного вопроса интерес представляет исследование, выполненное А.В. Куликовским [5], которым установлено, что оценочная деятельность учителя оказывает существенно влияние на успешность обучения, но происходит это в том случае, если он оценивает не только результат, но и процесс его достижения учеником, ориентируя ученика на личностное развитие. На связь отношения школьников к предмету «Физическая культура» и успеваемостью по данному предмету указывается в исследовательских работах В.П. Умнова с соавторами [9].
На основании сказанного выше можно полагать, что отношение школьника к физической культуре и спорту может оказывать влияние на отметку (количественное выражение оценки) по предмету «Физическая культура».
В Табл.2 представлены результаты успеваемости школьников по предмету «Физическая культура» (рассматриваются отметки школьников с положительным отношением к данному предмету).
Анализ успеваемости показал, что 2/3 школьников в среднем имеют по предмету «Физическая культура» отметку «5». Здесь наблюдается ранее выявленная нами тенденция в отношении школьников к изучаемому предмету: в 4-м классе успеваемость школьников выше, чем в 9-м и к 11-му классу несколько повышается (исключение составляют девушки), т.е. изменение успеваемости имеет криволинейный характер.
Таблица 2 Успеваемость (в %) школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
Классы
|
Общая успеваемость
|
|
Успеваемость у мальчиков
|
|
|
Успеваемость у девочек
|
Оценка
«3»
|
Оценка
«4»
|
Оценка
«5»
|
Оценка
«3»
|
Оценка
«4»
|
Оценка
«5»
|
Оценка
«3»
|
Оценка
«4»
|
Оценка
«5»
|
4
|
4,3
|
5,1
|
90,6
|
4,7
|
|
4,2
|
|
91,1
|
3,9
|
|
6,1
|
90,0
|
9
|
7,5
|
12,8
|
79,7
|
6,7
|
|
12,0
|
|
81,3
|
8,4
|
|
13,6
|
78,0
|
11
|
7,2
|
11,0
|
81,8
|
5,5
|
|
9,1
|
|
85,4
|
8,7
|
|
13,1
|
78,2
|
Таким образом, анализ отношения школьников к физической культуре и успеваемости (отметки) по предмету «Физическая культура» показал, что между изученными показателями наблюдается положительная связь,: процент школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» снижается, что приводит к снижению числа обучающихся на оценку «5». Следовательно, для повышения успеваемости по предмету «Физическая культура» необходимо учителям искать пути изменения мотивации школьников с целью формирования положительного отношения последних к занятиям физической культурой. Вместе с тем следует помнить, что за отношением к учению у каждого школьника, согласно известному специалисту в области педагогической психологии А.К. Марковой, надо видеть сложное строение его мотивационной сферы и многие входящие в неѐ побуждения (смысл, мотивы, цели, эмоции, интересы), их качественные характеристики, их соотношение, т.е. видеть все составляющие, образующие мотивацию. «О состоянии мотивации нельзя судить по отдельным побуждениям, а надо стремиться охватить всю систему побуждений, специфическую для данного ребенка, характер доминирующих у него побуждений. Упрощенное понимание мотивации как неопределенного расплывчатого положительного отношения к учению затрудняет ее оценку и формирование» [6, с.29].
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 399 с.
2. Еделева Е.Г. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе: Автореф. дис. …канд. психол. наук / Е.Г. Еделева. – Л., 1989. – 22 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.
4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и фак-тов физич. культуры: 2-е изд., испр. и доп. / Е.П. Ильин. – СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2000. – 486 с., ил.
5. Куликовский А.В. Влияние оценочной деятельности учителя на успешность обучения учащихся (на примере уроков физической культуры в 7-8 классах): Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Куликовский. – Петрозаводск, 2002. – 19 с.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
7. Писанникова Е.Г. Удовлетворенность школьников средних и старших классов уроками физической культуры /Е.Г. Писанникова //Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. – Л., 1984, с. 146-150.
8. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие /А.А. Реан. – СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
9. Умнов В.П. Психолого-педагогические основы дидактики физического воспитания и спорта: монография
/В.П. Умнов; Минобразования и науки РФ, ФГБОУВПО «Петрозаводский государственный университет».
– Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 122 с.