Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Создание возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей с ОВЗ, обладающая способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности.

Культурно-досуговая деятельность, являясь одним из видов деятельности в свободное время для детей с ОВЗ, отвечает их социальным и индивидуальным потребностям, обеспечивает организацию содержательного досуга, развивает творческие способности. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности ребенка с ОВЗ в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы.

В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Цель деятельности детско-юношеских объединений – повышение социальной значимости деятельности воспитанников. Этому способствует создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности. Создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов учащихся воспитанников. Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, методами работы и соответствует возрастным особенностям несовершеннолетних, их интересам и потребностям.

Три принципа деятельности в данных объединениях:

-   гармонизация общечеловеческих ценностей в рамках детских и юношеских объединений;

-     включенность детей с ОВЗ в социально-личностные значимые отношения, которые служат благоприятной базой для развития жизненных установок и социальных ролей;

-      взаимосвязи детского самоуправления и педагогического руководства, которые позволяют воспитанникам самоорганизовываться и самореализовываться в детском объединении.

В объединениях создаются реальные условия для динамического и интенсивного общения детей с

ОВЗ, предоставляются разнообразные варианты реализации творческой активности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2.       Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3.   Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4.   Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в н ем веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:

-   игровые ситуации;

-   дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

-   игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

-    психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость     мотивации    к    учебной   деятельности,     сниженный    уровень    работоспособности   и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Виды и формы этого процесса обучающихся варьируются в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. Вид внеурочной деятельности определяется из желания самого ребенка и его родителей, рекомендаций врачей и педагогов. Классные часы, вечера, экскурсии с участием детей с ограниченными возможностями здоровья тщательно продумываются.

Огромным подспорьем в организации внеурочной досуговой деятельности обучающихся специальной (коррекционной) школы № 91 является наличие групп продленного дня. В течение недели учащиеся с ОВЗ посещают кружок мягкой игрушки, студию оригами, получают азы работы на компьютере, занимаются ритмикой и английским языком. Таким образом, ребята с первых школьных дней привыкают к активной «послешкольной» жизни. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, – это итог совместной деятельности с воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, сотрудничества в реальных контактах друг с другом.

Конечная цель работы ГПД: максимальное развитие личности каждого воспитанника в современных условиях, формирование ее готовности к дальнейшей жизни.

Задачи:

-   способствовать гармоничному развитию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

-   помочь справиться со школьной программой, привить навыки самоорганизации, работы с учебной и справочной литературой;

-   дать дополнительные возможности для дальнейшей социализации;

-       психологическое развитие и адаптация, создание условий для выявления скрытых и компенсаторных способностей детей с ОВЗ;

-   формирование положительной самооценки, формирование коммуникативной компетенции

-      формирование качественно переосмысленного системного подхода к организации досуга учащихся.

Педагогический коллектив старается создать благоприятную адаптивную психологическую среду, располагающую к раскрытию дарований детей, проявлению их творческих способностей, развитию умственных, нравственных, эмоциональных, физических качеств и особенностей каждого воспитанника с ОВЗ.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на коррекцию, развитие творческих способностей детей, способствующих из дальнейшей профессиональной ориентации. Для каждого воспитанника составлена индивидуальная программа, построенная на основе опыта работы педагога, интересов и пожеланий ребенка и родителей. Педагоги и воспитатели восполнить дефицит общения, предоставить широкий спектр образовательных услуг по следующим направлениям деятельности: художественному, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному.

Формы работы: тренинги, игры, конкурсы, праздники, викторины, семинары, КВН, круглые столы т.д.

Примеры мероприятий по организации досуговой сферы детей с ОВЗ 

п/п

Тема:

занятия со школьниками

Форма проведения

Сроки

(академические часы).

1.

Развитие творческой активности в

игровой ситуации

Игры на знакомство:

интервью союзы тезок

знакомство в парах мячик

шляпа подарок

2 ч.

2

Раскрытие творческих способностей,

обучение установлению близких и доброжелательных отношений

Игры на взаимодействие:

магия слов ассоциации проникнуть в круг почта

колечко

2 ч.



В ГПД проводится большая работа по оздоровлению и коррекции, которая включает в себя комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук, пальчиковую гимнастику, лечебную гимнастику при близорукости, дидактические игры и упражнения, использование упражнений на релаксацию функций организма. Данная работа проводится и в рамках учебных занятий.

Активное использование ресурсов культурно-досуговой деятельности позволяет успешно решать основные социальные и социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями, способствует их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.

Список литературы

 

1.   Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2011. – С. 5.

2.        Гуслова М.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого- педагогического сопровождения ребенка-инвалида, его семьи // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2011. – С. 119-130.

3.    Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей с ОВЗ: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2004. – 20 с.

4.   Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2013. – 46 с.