Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Преступность среди  несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так  и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер [2].

И девиантом можно называть того подростка, кто не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение, которое носит социально-негативный характер [2].

Под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением [1, 2, 3, 4,].

Следует подчеркнуть, что отклоняющееся и делинквентное поведение у подростков является результатом нарушения процесса социализации [1,2] При чем процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего окружения индивида [2].

Нередко отношения педагогов с трудными подростками сводятся к запретительным, даже карательным мерам воздействия, которые не только не устраняют причин отклоняющегося поведения, но, напротив, способствуют развитию аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. В качестве закономерного результата - числа педагогически запущенных учащихся [2]. И как следствие общеобразовательные школы отказываются работать с данными подростками и они оказываются в спецшколах закрытого типа.

Мы считаем, что для предупреждения и эффективной коррекции противоправного поведения у подростков важнейшим направлением является его психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого- педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого предполагается формирование нормативного поведения. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает отслеживание динамики социально-психологической адаптации подростков, их профессионального становления, своевременное выявление возможных проблем в поведенческой и эмоциональной сферах и обеспечение психолого-педагогической поддержки в преодолении подростками трудных жизненных ситуаций.

Наш опыт психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением состоялся на базе Приморской спецшколы им. Т.М. Тихого. Согласно требованиям к работе педагога-психолога в данном учреждении организована работа с воспитанниками по направлениям: психодиагностика, коррекционные индивидуальные и групповые занятия.

Организована групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми с использованием методов арт- коррекции, песко-коррекции, телесно-ориентированной коррекции и введены метафорические ассоциативные карты..

С учетом результатов психодиагностики и специфики учреждения определяется приоритет коррекционно- развивающих мероприятий и предполагается оформление сопутствующей документации (индивидуальные маршруты и специальные карты  психолого-педагогического сопровождения).  В ходе проведения первичной диагностики  (при  поступлении  воспитанников  в  учреждение)  выявляем  индивидуальные  особенности, определяем соответствие интеллектуального развития возрастному и определяем возможные перспективы поведения подростков.

Все  100-  процентно  воспитанники  Приморской  спецшколы  участвуют  в       программе психолого-педагогического сопровождения, при чем длительность пребывания воспитанника на том или ином этапе зависит от индивидуальных особенностей, результатов психологического обследования.

Ссылаясь на собственный опыт, мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения воспитанников с девиантным поведением в Приморской спецшколе, которая включает:

1 .Тренинг адаптации воспитанников к условиям спецшколы.

2 .Развитие познавательных процессов.

3 .Тренинг развития сплоченности школьного коллектива. 4.Тренинг по формированию позитивных жизненных планов. 5.Тренинг управления агрессией.

6.Тренинг управления чувств и эмоций.

6.Тренинг расширения ролевого репертуара подростков. 7.Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний. 8.Развитие навыков социального конформизма.

9.Тренинг подготовки к жизни вне школы.

Все занятия сопровождаются развитием навыков саморегуляции.

Таким образом каждый воспитанник учреждения участвует в программе психолого-педагогического сопровождения и за три года проходит все этапы.

Оценивая результативность деятельности, используем данные изменения статуса воспитанников за 3 года (2012, 2013, 2014 гг.) с использованием критерия знаковых рангов Уилкоксона. Соответственно критерии знаковых рангов Уилкоксона. 0,007; 0,001; 0,031. С одной лишь разницей, что в 2012 году увеличилось количество воспитанников с повышением статуса, а в 2013 году увеличилось количество воспитанников с понижением статуса. Это и показатель ослабления активности сотрудников спецшколы по психолого- педагогическому сопровождению воспитанников с учетом как объективных так и субъективных причин. Это был сигнал к необходимости пересмотреть направление деятельности сотрудников школы. Как указывают многие авторы в настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, который, прежде всего, отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно- профилактической работы всей системы органов  социальной профилактики отклоняющегося  поведения несовершеннолетних [2].

Также были проведены исследования, с помощью критерия математической статистики Спирмена, связи статуса воспитанников Приморской спецшколы с индивидуально-личностными особенностями  и диагносцируемым поведением (всего 65 критериев). Мы выявили связь статуса  воспитанников Приморской спецшколы с показателями социальной желательности поведения ( -0,253*), чем более социально приемлемое поведение, тем ниже статус воспитанников. Делаем вывод, что бунтующие, несогласные с правилами поведения в школе воспитанники имеют более высокий статус. Что касается структуры семьи (0,273*), воспитанники с высоким статусом из полных семей, из неполных и с повторным браком статус воспитанников ниже. Связь представления о счастье ( -0,280*) и веселье (-0,272* ) и статуса воспитанников, свидетельствует о том, что понимание радости и представление о счастье не помогают воспитанникам повышать свой статус в спецшколе.

Таким образом, обозначенные значимые направления в формировании общественного мнения и деятельности в учреждении по показателям социальная желательность поведения, формирование представления о семье, формирование представления о счастье и веселье.

Также, используя критерий Спирмена, мы рассмотрели наличие связи года пребывания воспитанников в спецшколе и выяснили, что чем дольше подросток в школе тем ниже склонности к преодолению норм и правил поведения ( - 0,254*), воспитанники становятся менее аккуратными( - 0, 249*), у них снижается спокойствие (- 0,267* ), однако возрастает любознательность (0,324**). Данные выводы помогают определить основные задачи деятельности педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов и обозначена необходимость вариативности работы по преодолению склонности к отклоняющемуся поведению, формированию аккуратности, развитию спокойствия и снятия напряженности и поддержание любознательности подростков с учетом времени пребывания в спецшколе. На основании полученных данных выявлены дополнительные направления деятельности ПМПК и сотрудников учреждения с учетом индивидуально- возрастных особенностей воспитанников.

Консультативный беседы и индивидуальная работа осуществляется чаще всего по запросу воспитанников и рекомендациям воспитателей. Чаще всего приходится работать с наличием страхов и тревожности (личностной и ситуативной), конфликтности, последствиями стрессовых ситуаций, проблемы адаптации, желание сбежать от всей школы и смерть близких.

Для определения динамики сопровождения воспитанников в Приморской спецшколе два раза в год проводятся исследования выраженности внутреннего конфликта воспитанников [5]. Данные используются как основание для индивидуального приема так и для анализа динамики психолого-педагогического сопровождения воспитанников спецшколы. На основании полученных данных и проведенных мероприятий, мы имеем статистически значимые результаты динамики по показателям – усердие, справедливость, доверие, духовность. Объяснить можно полученные результаты удачно выбранной формой деятельности учреждения и увеличения степени доверия к миру со стороны воспитанников, также значимым можно рассматривать показатель сформированности важного отношения к категории справедливость. Это заслуга деятельности всего коллектива по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников Приморской спецшколы.

Мы присоединяемся к мнению авторов, которые условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, и именно с подростками. Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым [2].

 

 

Список литературы

1.      Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. /Г. Э. Бреслав, Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2005. – 186 с.

2.      Дмитриев, М. Г., Белов, В. Г., Парфенов, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2008. – 207 с.

3.      Егоров, А.Ю., Игумнов, С.А. Растройства поведения у подростков. /А.Ю. Егоров , С.А.Игумнов Клинико- психологические ампекты- Речь, Санкт-Петербург - 2005 - 434 с.

4.      Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. / В.Д. Менделевич, Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

5.      Слабинский, В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции. / В.Ю. Слабинский, Диагностика, формирование, методы коррекции.- Изд. Наука и Техника, 2012 - 320 с.