Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА МЕТАПСИХОЛОГИИ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ СРЕДСТВА В ИЗУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ПСИХИКИ, ДУШИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Сегодня уже мало только знать человека; сегодня важно уметь научить его эффективно использовать

свои физические, душевные и духовные ресурсы.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что доминирующая физиологическая парадигма изучения психики человека рассматривает психику человека как рефлекторно-функциональную, обусловленную, врождѐнной, высшей нервной деятельностью и головным мозгом человека, что вошло во все отечественные учебники по психологии. «Научная парадигма ─это существующая некоторое время модель научного исследования, которая признается научным сообществом как основа дальнейшего развития науки и является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида». Т. Кун 1975.

На протяжении истории своего развития отечественная «физиологическая психология» решала в основном задачи диагностики психики человека с позиции статистической нормы поведения и здоровья на основе рефлекторной теории психики, которая, по сути, опирается на прошлые, эволюционные достижения предков человека и понимания его как биологического индивида и разумного животного.

В отечественной психологии образца 20 века, еѐ научная парадигма была строго регламентирована политическими целями и предписывала только одну, физиологическую интерпретацию психики. Т.о. психология стала наукой без души, в которой совершенно абсурдно звучала постановка задачи о развитии психики, души и сознания человека. Эта парадигма получила своѐ  завершение в определении психики как «свойства высокоорганизованной материи (имеется в виду только головной мозг) и как «субъективного отражения объективного мира», которые полностью верны и для всех животных, у которых наблюдается и то, и другое.

Оба определения ничего не говорят о человеке как субъекте психофизической жизнедеятельности, что полностью снимает проблему воли и свободы человека в выборе психофизических средств его взаимодействий с природой, другими людьми и для ответа на острые вызовы научно-технической революции.

В эволюции человека можно выделить два этапа. Первый этап-это естественная эволюция человека в процессе его взаимодействия с окружающей природой. Природа оказалась хорошим учителем, во-первых, в силу своей безграничности и неопределенности, которые стимулировали человека использовать свой внутренний потенциал для поиска эффективных средств адаптации, выживания и развития. Во-вторых, благодаря еѐ неспециализированному воздействию на человека, которое оставляло ему свободный выбор формы и направлений ответных реакций.

На первом этапе эволюции человек приобрел прямохождение, развил психику, сознание и мышление, почему получил название Xomo Sapiens.

Второй этап эволюции связан с развитием человека в социальной среде. Социум и сегодня формирует из индивида личность как инструмент достижения своих целей и защиты своего суверенитета, оказывая на неѐ специфическое давление, которое навязывает человеку образ жизни; форму и направление ответного поведения, что все более противоречит его душевной природе и ускоряет процесс «дауншифтинга» (стремление современного человека уйти из города для жизни в лесу или деревне). Сегодня уже многие подростки, даже не знают, что у них есть душа.

Человек, не осознавший своей души – бессердечный, разумный «компьютер», способный на преступление против человека и человечества.

Человек по происхождению в природе явление вторичное; его рождение, жизнь и развитие подчиняются еѐ объективным законам. Поэтому человек изначально обладает энергоинформационным единством с природой. Здесь надо отметить, что ко второму, социальному этапу эволюции человек подошел, будучи ещѐ незавершенным человеком, которому не хватало речи, что он и приобрел в социуме.

По нашему, мнению человеческий ребенок рождается, слабоструктурированной, психофизической, энергоинформационной, живой, незавершенной, социально-психологической,разумной системой с открытой душой, готовый к дальнейшей эволюции психики, души и сознания.

Внутренней основой энергоинформационной природы человека и его души является врожденная, многоклеточная деятельность его организма, в котором 1,5 миллиардов его клеток получая из кровеносной системы энергию питания и информацию, в свою очередь, сами отдают в кровеносную систему, постоянно вырабатываемую ими энергию и информацию, которые  сердцем доносятся до всех  других клеток и внутренних органов организма человека. Т.о. в организме человека возникает с сердцем во главе душа как единая энергоинформационная система, объединяющая все его внутренние органы и подсистемы с внешним миром.

Внешней основой энергоинформационной природы человека выступают рецепторы, расположенные на внутренней и внешней стороне физического тела человека. Как известно рецептор возбуждается только при достижении раздражителем достаточной силы энергии воздействия. Каждый рецептор специализирован на свою модальность восприятия и ощущение. Поскольку в организме человека существуют десятки тысяч рецепторов, постольку в своей совокупности они представляют человеку как субъекту жизни достаточно разнообразную информацию о внутреннем состоянии души и внешнем, окружающим, мире. Полнота информации определяется уровнем развития его психики, души, сознания, самоконтроля, мышления и наблюдательности.

Приобретенная в эволюции, как оказалось, очень полезная, слабая структурированность, т.е. не специализированность психики человека при рождении делает его не только чувствительным  к неопределенности внешней среды, так как она переживается им как эмоция страха, что стимулирует ее познание для его снижения, но и лежит в основе адаптивной способности человека к овладению в процессе онтогенеза новыми видами трудовой деятельности и формированию из предложенных социумом, своего, индивидуального образа и стиля жизни.

Таким образом, неопределенность окружающей природы является стимулом развития познавательной деятельности человека, которая в его эволюции становится необходимым механизмом сохранения его жизни и развития.

Поскольку будущая жизнь для  человека полная неопределенность, постольку он вырабатывает  такие точки опоры как смысл жизни и веру в Бога, которые снижают неопределенность его будущего.

Поэтому психику и сознание человека мы определяем как негэнтропийные механизмы и развитые при жизни произвольные инструменты познания и энергоинформационного взаимодействия человека с внутренним и внешним миром.

История показывает, что психическое поведение человека как личности может кардинально отличаться от психического поведения человека как биологического индивида. Если психика человека как биологического индивида полностью опосредована биологическими потребностями и рефлексами его организма, то психическая деятельность человека как личности может быть детерминирована не только его духовными целями, но и потребностями, социальной среды. В крайнем выражении душевная, субъективная «Я-деятельность» человека как личности может вступить в конфликт с физиологическими инстинктами человека по сохранению жизни и победить. С позиции Л.Н.Гумилева это отличительный признак пассионарных личностей.

Общемировая практика показывает, что везде, где хотят достигнуть высоких результатов, человеку ставят эффективный стиль деятельности. Певцу ставят голос; пианисту ставят руку; боксеру ставят удар и т.д, и т.п. Именно поэтому спортсмены постоянно развиваются и превышают мировые рекорды.

Вышесказанное предполагает, что для достижения вершин духовной зрелости необходимо целенаправленное развитие души и психологической компетентности человека посредством формирования эффективных механизмов психики и сознания как произвольных инструментов его общения, раскрытия всех его потенций и реализации душевных, энергоинформационных, ресурсов.

Духовные уровни и направления развития души человека. Схема 1 ниже.


Человек приходит к гармонии жизни, с природой входя в еѐ сферу через любую из вершин души: энергию Чувств, энергию Ума и энергию Воли, замыкая все еѐ вектора в духовной, деятельности сознании, направленного на освобождение человека от животных инстинктов и жизни в гармонии с самим собой и окружающим миром. Душа ─ это органическая по происхождению жизненная сила организма и развитая в онтогенезе психологическая компетенция, лежащая в основе эмпатии и интуиции человека. В тоже время, душа — это осознаваемый вербально образный психофизический механизм сохранения человеком своей жизни и «Я – целостности» на основе энергоинформационного единства с природой, еѐ законами и постоянного энергоинформационного, духовного взаимодействия с самим собой, другими людьми, и окружающей средой. Часто человек развивается по дуге: овладев одной вершиной, идет к другой, затем к следующей; и так по кругу пока не обретет полной гармонии душевной жизни. Схема 1. Но человек как пассионарная личность может стать, субъектом развития своей души начиная с любого уровня:

1.    Овладения энергоинформационной основой деятельности своего ума и сознания как негэнтропийного механизма, способного информацию превращать в Знания и в духовную силу. Следует отличать Знания, полученные через Труд и Любовь от Знаний, полученных дистанционно, умственно, в процессе наблюдения и традиционного обучения. Знание, рожденное из Любви и Труда, уже есть освобождающая, духовная энергия и сила жизни человека. Знание человека, полученное дистанционно и умственно, становится духовной силой развития только благодаря вере в его истинность; а вера в знание рождается только через труд в практическом опыте его использования.

2.   Овладения энергоинформационной основой своих физических действий. Энергией духовной силы Воли, лежащей в основе опредмечивания целей, убеждений и ценностей человека в его жизни, деятельности и поведении.

3.     Овладения энергоинформационной основой своих эмоций и чувств. Энергией состояния Любви, приводящей человека к служению людям и патриотизму. Любовь есть сущность жизни человека как личности и потому она сама по себе уже есть дар Божий и Духовная энергия, но без Знания и Труда Любовь слепа и бесплотна.

4.     Уровень синергии: овладения энергоинформационными законами природы текущей ситуации как ступенькой развития своей души.

Принятие энергоинформационной  парадигмы,  позволит  современной  психологии  перейти от субъективных, бумажных тестов к техническим средствам объективного измерения динамики энергоинформационных свойств, состояний и характеристик психики, души и сознания человека и приобрести статус метапсихологии, как единой, объективной науке о психики человеке, способной создавать межнациональные программы по целенаправленному развитию психики, души и сознания человека.

Главный вывод: Эксперименты, проведенные классиками физиологии в 19 веке - гениальны, но развитие души, психики и сознания человека 21 века с опорой только  на врожденную физиологию есть возврат  к прошлому и игнорирование будущей эволюции его психики.

 

Список литературы

1.      Снетков В.М. «Методологические подходы к изучению человека и его здоровья». Глава в коллективной монографии «Здоровая личность» под ред.Г.С.Никифорова. Изд. Речь 2013г. стр.66-96.

2.      Снетков В.М. «Энергоинформационная природа организма, психики и сознания спортсмена как врожденная основа его психофизического развития, взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром». Статья в Ученых Записках ун-та им. П.Ф.Лесгафта №9 (103) 2013 г. стр.158-169.

3.      Снетков В.М. «Модель психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов». Статья в коллективной монографии Modern Studies of Russian society. Хельсинки.2014г. стр.212-223.