Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ, ПРОХОДЯЩИХ КУРС РЕАБИЛИТАЦИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН) представляет собой особое государственное учреждение, деятельность которого направлена на организацию соответствующей помощи для лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В целом, КЦСОН создан для обслуживания несовершеннолетних от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных, беспризорных детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних из малообеспеченных семей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

В центре функционирует стационарное отделение с круглосуточным пребыванием для обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в условиях круглосуточного пребывания в учреждении.

В отделении сформированы реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по возрасту.

Продолжительность пребывания несовершеннолетнего в отделении определяется курсом прохождения реабилитации, установленным консилиумом или заявлением законного представителя.

С  дошкольниками  проходящими  курс  реабилитации  в  комплексном  центре  социального обслуживания населения работают педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, педагог-организатор, воспитатели.

Основными задачами деятельности стационарного отделения с круглосуточным пребыванием являются: выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних; определение форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних; разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации; экспертиза результатов социальной реабилитации несовершеннолетнего в учреждении и разработка мероприятий по постреабилитационной адаптации и закреплению результатов.

Мы рассмотрим организацию психологического сопровождения детей 5-7 лет, проходящих курс реабилитации в комплексном центре социального обслуживания населения в стационарном отделении для несовершеннолетних с круглосуточным пребыванием.

Под психологическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.

Целью психологического сопровождения ребенка проходящего курс реабилитации в комплексном центре социального обслуживания населения является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; предупреждение возникновения более серьезных проблем развития ребенка; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей.

Основными направлениями психологического сопровождения являются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Наше исследование показало, что дети пяти – семи лет проходящие курс реабилитации в КЦСОН имеют повышенную отвлекаемость, неусидчивость, неустойчивое внимание, недостаточный уровень самоконтроля. У них разный уровень кругозора, запаса конкретных знаний. В разной степени дети овладели мыслительными операциями, наблюдается снижение объема памяти.

Пестрая картина наблюдается в проявлениях самооценки детей пятого – седьмого года жизни (58% из них имеют низкую самооценку) и в особенностях их поведения. Так агрессивность наблюдалась у 39% детей исследуемой выборки, обидчивость - 28%, эмоциональная отгороженность - 33%, наличие страхов - 64%, тревога - 74%, скованность - 33%, заторможенность - 33%, застреваемость - 33% .

Все выше сказанное доказывает, что необходима систематическая  работа психолога с детьми, проходящими курс реабилитации в КЦСОН, который совместно с педагогами выстроит комплекс психологического сопровождения, чтобы помочь детям в преодолении психологических проблем.

Организацию сопровождения детей в центре осуществляет медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия, а также осуществляет: координацию деятельности всего коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка; диагностику уровня психического развития детей; индивидуальные и групповые занятия психолога; ведение индивидуальной психологической карты развития ребенка; составление маршрута сопровождения ребенка; консультативную психологическую помощь педагогам; консультативную психологическую помощь родителям детей.

Первостепенным и значимым этапом психологического сопровождения детей центра является диагностика психического развития.

Ее основой является комплексная многоаспектная квалификация состояния ребенка. Конечным итогом такой комплексной психологической диагностики становится описание уровня сформированности высших психических функций, мотивационно-волевой (в том числе зрелости произвольных форм поведения) и эмоционально-личностной сфер ребенка.

В ходе данной психологической диагностики (в рамках многоуровневого подхода) педагог- психолог выявляет основные причины той или иной специфики поведения ребенка и на базе этого анализа определить пути развивающей или коррекционной работы.

Так как в поведении детей дошкольного возраста, проходящих курс реабилитации в КЦСОН, часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), задержка психического развития и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) в обязательную программу психологического обследования детей мы добавили диагностику нарушений поведении.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Очень важно, поэтому своевременно выявить истинные причины поведения ребенка и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

Вторым важнейшим направлением психологического сопровождения детей, проходящих курс реабилитации в КЦСОН, составляет развивающая и коррекционная работа с дошкольниками.

Её целью является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, воспитателей, дефектолога, инструктора по физической культуре, инструктора по труду.

С детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться к условиям жизни.

Развивающие занятия на каждом году сопровождения имеют определённую направленность:

-   для детей 4-летнего возраста занятия ориентированы на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

-    для 5-7летнего  возраста – на развитие высших психических функций  и речевой активности, формирования коммуникативных навыков, подготовку к обучению в школе.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и  основных видов  деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Таким образом, психокоррекционная система в КЦСОН представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Примерные коррекционно-развивающие программы:

1.        Программа «Познавательное развитие дошкольников» (направлена на формирование навыков произвольного поведения, обучение детей умению выражать свои мысли, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления, мелкой моторики)

2.        Программа «Развитие эмоциональной сферы детей» (направлена на развитие умения дифференцировать эмоции, отреагирование негативных эмоций, преодоление страхов, тревожности).

3.        Программа «Давайте жить дружно» (направлена на формирование умений, устанавливать контакты, слушать и понимать других, отстаивать свою позицию развитие самостоятельности, уверенности в себе, формирование эмпатии).

Третьим важнейшим направлением психологического сопровождения детей, проходящих курс реабилитации в КЦСОН является психологическое консультирование, которое необходимо для оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказания им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития детей.

Задачи психологического консультирования: эмоциональная поддержка; повышение психологической компетентности родителей; изменение отношения к проблеме; разрешение личных проблем родителей, накладывающих отпечаток на характер воспитания дошкольников.

Психологическое консультирование в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях центра. Она заключается в опосредованном  характере консультирования, т.е. направленном на проблемы  развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.

Таким образом, под психологическим сопровождением детей дошкольного возраста, проходящих курс реабилитации в КЦСОН, понимается целостная, системно сформированная деятельность педагога- психолога, в ходе которой формируются психологические и педагогические условия с целью эффективного развития каждого ребенка.