Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Липецк
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Проблема художественно-эстетического воспитания является актуальной проблемой воспитания детей и юношества в современном мире. Социально-культурная ситуация, реформы системы образования, акцент на точные науки и компьютерные технологии, изменение задач общего образования с воспитания «гармонично развитой личности» на воспитание «успешной личности» обусловливают ослабление внимания к развитию художественных и эстетических сфер, что ни в коей мере не умаляет их значения в процессе формирования личности.

Вокально-исполнительская деятельность предполагает, помимо чисто технического управления мышечной деятельностью, включение психологических и эмоциональных механизмов, без которых невозможно качественное исполнение вокального произведения. Эмоциональность в вокальной деятельности является не только средством выразительности, но  и средством достижения вокально-технического мастерства. Следовательно, задача развития эмоциональных сфер личности  входит в основные задачи вокального образования.

Художественно-эстетическому воспитанию способствует как учебно-методический материал (репертуарные произведения), так и методы работы с ним. Важную роль играет метод знакомства с репертуарным произведением, которое начинается со знакомства с творчеством поэта, композитора, исполнителей. Кроме того, необходимо получить общее представление о социально-культурной ситуации в конкретной стране в определенную историческую эпоху, охватывающую период жизни и творчества авторов. Если репертуарное произведение является частью вокального цикла, оперы и т. д., необходимо ознакомиться с содержанием всего произведения, историей его создания. Затем проводится анализ музыкального, стихотворного текстов и прослушивание произведения в исполнении профессиональных певцов. Данный вид деятельности расширяет общий кругозор, способствует приобретению новых слуховых стереотипов, накоплению знаний в области истории, поэзии, вокальной музыки, музыкальных жанров, вокального исполнительства.

Следующим этапом в работе с репертуарным произведением является анализ эмоционально-образного плана. Желательно проводить данный анализ с учетом восприятия исполнителя. Например, смысловое и эмоциональное содержание романса «Я вас любил» совершенно индивидуально воспринимается исполнителями разного возраста, социального статуса, психологического склада. Одни считают, что данная ситуация должна вызывать чувство потери, другие – чувство ревности и т. д. Анализируя произведение, исполнитель одновременно анализирует собственные эмоциональные и психологические приоритеты, характерные особенности, что способствует приобретению навыков рефлексии.

Методика преподавания вокала раскрывает широкие возможности для формирования и развития эмоционально-чувственных сфер личности. Испытываемые чувства оказывают огромное влияние и на качество вокально-технического исполнения (качество, сила, позиция звука и т. д.), и на качество вокально- исполнительской деятельности (нюансировка, мимика, жестикуляция и т. д.), и на смысловое наполнение (смысловые акценты, отношение и характеристика поющим ситуации при помощи выразительных средств). Как правило, чувства наиболее близкие к замыслу авторов способствуют наиболее качественному исполнению. Следовательно, выбрав эмоционально-образный план, соответствующий индивидуальным данным, необходимо откорректировать его в аспекте более «высокого» восприятия ситуации с точки зрения понятия чести, патриотизма, благородства, истинно «чистых» или очень «глубоких» чувств и т. д. (в зависимости от содержания произведения).

Таким образом, наступает этап, на котором исполнитель должен сублимировать эмоции и чувства, соответствующие исполнительским задачам, привести их в соответствие с замыслом авторов и при этом предложить слушателям собственную трактовку смыслового и эмоционального содержания, которая должна быть логична и убедительна. Именно поэтому работа с репертуарным произведением имеет большое значение в вопросе художественно-эстетического воспитания.

При выборе репертуарных произведений следует учитывать как трудности, возникающие при работе над вокально-техническим исполнением, смысловым и эмоциональным содержанием (которые должны соответствовать уровню профессиональной подготовки исполнителя), так и влияние их изучения и исполнения на формирование художественного вкуса, эстетических приоритетов и развитие чувственной и эмоциональной сфер личности. Продиктована эта необходимость еще и тем обстоятельством, что вокально-исполнительская деятельность является активным видом творчества, в процессе которого поющий не просто поет мелодию со словами – он изучает, анализирует, «пропускает через себя», сублимируя необходимые для исполнения данного произведения чувства, наполняет собственными эмоциями и, в итоге, создает собственное произведение с заданной мелодией и текстом. При исполнении вокальных произведений классиков появляется возможность испытать чувства и эмоции не доступные в повседневной жизни. Переживая «высокие» чувства исполнитель приобретает собственный эмоциональный опыт, оказывающий влияние на формирование личностных приоритетов.

Практика показывает, что, по мере накопления данного опыта, качественный уровень исполнения повышается, вызывая положительные ассоциации и мотивируя к работе с классической музыкой. Как правило, к 3 – 4 году обучения кардинально меняются музыкальные и поэтические предпочтения, как в эстрадных жанрах, так и в соотношении эстрадной и классической музыки, что легко прослеживается при анализе выбора произведений для самостоятельного изучения, личной фонотеке и даже смене мелодий на сотовых телефонах учащихся. Кроме того, расширяется палитра эмоциональных, чувственных оттенков и нюансировки, появляется музыкальность, чуткое понимание смыслового содержания, потребность в изучении произведений с более глубокими чувствами и широкими выразительными возможностями. На этом этапе обучения появляется не только возможность работы с более сложными репертуарными произведениями, но и возможность выбора педагогом произведений с целью коррекции нежелательных психологических и эмоциональных реакций или формирования новых.

Полученный в ходе вокальной подготовки багаж знаний, слуховой опыт и эмоциональное развитие в совокупности с рефлексией, умениями анализировать стихотворный, музыкальный материал вокального произведения, качество исполнения и образно-художественного воплощения позволяют более профессионально разбираться в потоке звукового (музыкального) материала современного общества и отсеивать примитивные, некачественно сочиненные или исполненные образцы музыкального творчества, отбирая только лучшее.

Приобретенный опыт пережитых во время работы над произведением и его исполнения эмоций и чувств оказывает позитивное влияние на восприятие действительности, поведение, общение, интересы учащихся. Косвенным образом приобретенные в процессе вокально-исполнительской подготовки знания, умения и навыки оказывают влияние на смену приоритетов во всех видах искусства и творческой деятельности, включая кинематограф, дизайн, моду и т. д.

Таким образом, практическая деятельность по изучению и исполнению вокальных произведений в значительной мере способствует художественно-эстетическому воспитанию. Отличительной особенностью данного метода художественно-эстетического воспитания является то, что, кроме накопления знаний, приобретения умений и навыков вокально-исполнительская деятельность формирует принципиально новый эмоционально-чувственный опыт, способствуя воспитанию гармонично развитий личности.