Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Коломна
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Модернизация образования предполагает улучшение его качества. Современные требования к образованию в России нашли отражение в Федеральном законе Российской Федерации № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно вышеназванному закону, « образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4, с. 3]. Понятие «компетенция» в ФЗ РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включено в формулировку целого ряда основных понятий, используемых в данном законе с целью акцентирования внимания на результаты обучения.

«Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи – профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные» [2, с. 27].

Совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки отражена в образовательных стандартах. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень (бакалавриата), предусматривает в требованиях к результатам освоения программы формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3].

Согласно ФГОС, процесс изучения студентами ВУЗа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций:

-    в области научно-исследовательской деятельности: готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-3);

-    в области сервисной деятельности: готовность к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса (ПК-10); готовность к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов (ПК-12).

Методическими условиями, способствующими формированию и развитию вышеназванных профессиональных компетенций при изучении студентами темы: «Национальные стандарты» в разделе:

«Стандартизация» могут быть:

1.                   Использование преподавателем активных и интерактивных форм проведения занятий.

2.                   Проведение практических занятий.

3.                   Написание курсовой работы по дисциплине.

4.                   Применение студентами знаний, умений и навыков на преддипломной практике на сервисном предприятии, а также при написании выпускной квалификационной работы.

Приведем пример реализации преподавателем первых двух условий в ходе изучения студентами дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Речь идет о проведении практической работы по теме: «Национальные стандарты». Цели проведения практической работы: в результате изучения национальных стандартов студент должен:

Знать: основные цели и принципы стандартизации.

Уметь: работать с нормативной и технической документацией (стандартами). Владеть: методологией использования действующих стандартов.

Форма организации деятельности студентов: работа в группах.

Форма выполнения и отчетности: выступление представителя группы с мини-лекцией, сопровождающейся презентацией.

Место проведения: компьютерный класс.

Источники: стандарты по конкретным видам сервисной деятельности.

Для успешного выполнения студентами практической работы, преподаватель просит их разделиться на группы для работы с несколькими стандартами и подготовки к мини-лекции. Перед студентами стоят задачи:

1.                   Определить структуру документа, понятийный аппарат, основное содержание, сферу применения и привести примеры использования документа на основе их опыта прохождения учебной и производственной практики на предприятии сервиса.

2.                   Подготовить презентацию для участия в мини-лекции.

Приведем перечень действующих стандартов в сфере сервиса и туризма для изучения на практической работе для каждой группы студентов. Далее речь идет о тех действующих стандартах, которые предлагает «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии» [1].

Группа № 1 «Национальные стандарты, касающиеся туристских услуг»:

-   ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов.

-   ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования.

-   ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования.

-   ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.

-   ГОСТ Р 54600-2011 Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования.

-     ГОСТ Р 55318-2012 Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и турагентов.

-   ГОСТ Р 56643-2015 Туристские услуги. Личная безопасность туриста.

Группа № 2 «Национальные стандарты, касающиеся туристских услуг и сферы гостеприимства»:

-   ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

-    ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения.

Группа № 3 «Национальные стандарты, касающиеся предоставления туристских и экскурсионных услуг»

-    ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения.

-   ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования.

-     ГОСТ Р 56197-2014  Туристские информационные центры.  Туристская информация и услуги приема. Требования.

Группа № 4 «Национальные стандарты, касающиеся конкретных видов туризма»:

-          ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения.

-   ГОСТ Р 54602-2011 Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования.

-     ГОСТ Р 54605-2011 Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма.        Общие требования.

-   ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования.

-   ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования.

-   ГОСТ Р 55698-2013 Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования.

-     ГОСТ Р 55881-2016 Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов.

-    ГОСТ Р 57279-2016 Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов.

-   ГОСТ Р 57280-2016 Туристские услуги. Общие требования к предоставлению услуг горнолыжного туризма.

-     ГОСТ Р 57286-2016 Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования.

-    ГОСТ Р 57287-2016 Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых территориях. Требования.

-   ГОСТ Р ИСО 13810-2016 Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг. Группа № 5 «Национальные стандарты, касающиеся услуг общественного питания»:

-      ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного  питания.

Классификация и общие требования.

-       ГОСТ  30390-2013  Услуги  общественного  питания.  Продукция  общественного  питания, реализуемая населению. Общие технические условия.

-   ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.

-   ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.

-    ГОСТ 31987-2012  Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.

-       ГОСТ  31989-2012  Услуги  общественного  питания.  Общие  требования  к  заготовочным предприятиям общественного питания.

-   ГОСТ 32691-2014 Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания.

-     ГОСТ 32692-2014 Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания.

-      ГОСТ Р 54609-2011 Услуги общественного питания. Номенклатура показателей качества продукции общественного питания.

-   ГОСТ Р 55051-2012 Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу.

Группа № 6 «Национальные стандарты, касающиеся методов оценки качества и лабораторного контроля продукции в общественном питании»:

-    ГОСТ 31986-2012  Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания.

-    ГОСТ  31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания.

-      ГОСТ Р 54607. 1 -2011Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 1. Отбор проб и подготовка к физико-химическим испытаниям.

-      ГОСТ Р 54607. 2-2012 Услуги общественного питания. Методы лабораторного  контроля продукции общественного питания. Часть 2. Методы физико-химических испытаний.

-      ГОСТ Р 54607. 3-2014 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 3. Методы контроля соблюдения процессов изготовления продукции общественного питания.

-     ГОСТ Р 54607. 4-2015      Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 4. Методы определения влаги и сухих веществ.

-      ГОСТ Р 54607. 5-2015 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 5. Методы определения жира.

-      ГОСТ Р 54607. 6-2015 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 6. Методы определения сахара.

-      ГОСТ Р 54607. 7-2016 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 7. Определение белка методом Кьельдаля.

-      ГОСТ Р 54607. 9-2016 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 9. Методы микробиологических испытаний.

-   ГОСТ Р 55323-2012 Услуги общественного питания. Идентификация продукции общественного питания. Общие положения.

-     ГОСТ Р 55889-2013 Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания.

-    ГОСТ Р 56725-2015 Услуги общественного питания. Хранение проб продукции общественного питания на предприятиях общественного питания.

-      ГОСТ Р 56766-2015 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации.

В связи с тем, что выполнение студентами такой практической работы предусматривает процесс

учения и исследования, организацию мыслительного процесса, общение и сотрудничество в группе, можно утверждать, что профессиональные компетенции могут быть сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Эксперты утверждают, что « в стандартах высшего образования приводятся такие основные уровни усвоения компетенций: пороговый, повышенный, продвинутый» [2, с. 51-52].

В случае выполнения всех вышеназванных методических условий формирование профессиональных компетенций возможно на всех трех уровнях и, следовательно, студент станет профессионалом в своей сфере деятельности.

Список литературы

 

1.        Национальные стандарты. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=1&year=2017&search. (дата обращения 03.02.2017 г.)

2.        Троянская С. А. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учеб. пособие / С. А. Троянская. – Ижевск. : Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.

3.        ФГОС  ВО  по  направлению  подготовки  43.03.01  сервис  (уровень  бакалавриата).     –URL:http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/93.

4.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Проспект, 2015. – 160 с.