03 сентября 2017г.
Модернизация образования предполагает улучшение его качества. Современные требования к образованию в России нашли отражение в Федеральном законе Российской Федерации № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно вышеназванному закону, « образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4, с. 3]. Понятие «компетенция» в ФЗ РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включено в формулировку целого ряда основных понятий, используемых в данном законе с целью акцентирования внимания на результаты обучения.
«Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи – профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные» [2, с. 27].
Совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки отражена в образовательных стандартах. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень (бакалавриата), предусматривает в требованиях к результатам освоения программы формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3].
Согласно ФГОС, процесс изучения студентами ВУЗа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций:
- в области научно-исследовательской деятельности: готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-3);
- в области сервисной деятельности: готовность к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса (ПК-10); готовность к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов (ПК-12).
Методическими условиями, способствующими формированию и развитию вышеназванных профессиональных компетенций при изучении студентами темы: «Национальные стандарты» в разделе:
«Стандартизация» могут быть:
1. Использование преподавателем активных и интерактивных форм проведения занятий.
2. Проведение практических занятий.
3. Написание курсовой работы по дисциплине.
4. Применение студентами знаний, умений и навыков на преддипломной практике на сервисном предприятии, а также при написании выпускной квалификационной работы.
Приведем пример реализации преподавателем первых двух условий в ходе изучения студентами дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Речь идет о проведении практической работы по теме: «Национальные стандарты». Цели проведения практической работы: в результате изучения национальных стандартов студент должен:
Знать: основные цели и принципы стандартизации.
Уметь: работать с нормативной и технической документацией (стандартами). Владеть: методологией использования действующих стандартов.
Форма организации деятельности студентов: работа в группах.
Форма выполнения и отчетности: выступление представителя группы с мини-лекцией, сопровождающейся презентацией.
Место проведения: компьютерный класс.
Источники: стандарты по конкретным видам сервисной деятельности.
Для успешного выполнения студентами практической работы, преподаватель просит их разделиться на группы для работы с несколькими стандартами и подготовки к мини-лекции. Перед студентами стоят задачи:
1. Определить структуру документа, понятийный аппарат, основное содержание, сферу применения и привести примеры использования документа на основе их опыта прохождения учебной и производственной практики на предприятии сервиса.
2. Подготовить презентацию для участия в мини-лекции.
Приведем перечень действующих стандартов в сфере сервиса и туризма для изучения на практической работе для каждой группы студентов. Далее речь идет о тех действующих стандартах, которые предлагает «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии» [1].
Группа № 1 «Национальные стандарты, касающиеся туристских услуг»:
- ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов.
- ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования.
- ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования.
- ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.
- ГОСТ Р 54600-2011 Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования.
- ГОСТ Р 55318-2012 Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и турагентов.
- ГОСТ Р 56643-2015 Туристские услуги. Личная безопасность туриста.
Группа № 2 «Национальные стандарты, касающиеся туристских услуг и сферы гостеприимства»:
- ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
- ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения.
Группа № 3 «Национальные стандарты, касающиеся предоставления туристских и экскурсионных услуг»
- ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения.
- ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования.
- ГОСТ Р 56197-2014 Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования.
Группа № 4 «Национальные стандарты, касающиеся конкретных видов туризма»:
- ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения.
- ГОСТ Р 54602-2011 Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования.
- ГОСТ Р 54605-2011 Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования.
- ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования.
- ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования.
- ГОСТ Р 55698-2013 Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования.
- ГОСТ Р 55881-2016 Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов.
- ГОСТ Р 57279-2016 Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов.
- ГОСТ Р 57280-2016 Туристские услуги. Общие требования к предоставлению услуг горнолыжного туризма.
- ГОСТ Р 57286-2016 Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования.
- ГОСТ Р 57287-2016 Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых территориях. Требования.
- ГОСТ Р ИСО 13810-2016 Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг. Группа № 5 «Национальные стандарты, касающиеся услуг общественного питания»:
- ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания.
Классификация и общие требования.
- ГОСТ 30390-2013 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия.
- ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.
- ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.
- ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.
- ГОСТ 31989-2012 Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочным предприятиям общественного питания.
- ГОСТ 32691-2014 Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания.
- ГОСТ 32692-2014 Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания.
- ГОСТ Р 54609-2011 Услуги общественного питания. Номенклатура показателей качества продукции общественного питания.
- ГОСТ Р 55051-2012 Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу.
Группа № 6 «Национальные стандарты, касающиеся методов оценки качества и лабораторного контроля продукции в общественном питании»:
- ГОСТ 31986-2012 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания.
- ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания.
- ГОСТ Р 54607. 1 -2011Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 1. Отбор проб и подготовка к физико-химическим испытаниям.
- ГОСТ Р 54607. 2-2012 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 2. Методы физико-химических испытаний.
- ГОСТ Р 54607. 3-2014 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 3. Методы контроля соблюдения процессов изготовления продукции общественного питания.
- ГОСТ Р 54607. 4-2015 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 4. Методы определения влаги и сухих веществ.
- ГОСТ Р 54607. 5-2015 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 5. Методы определения жира.
- ГОСТ Р 54607. 6-2015 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 6. Методы определения сахара.
- ГОСТ Р 54607. 7-2016 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 7. Определение белка методом Кьельдаля.
- ГОСТ Р 54607. 9-2016 Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 9. Методы микробиологических испытаний.
- ГОСТ Р 55323-2012 Услуги общественного питания. Идентификация продукции общественного питания. Общие положения.
- ГОСТ Р 55889-2013 Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания.
- ГОСТ Р 56725-2015 Услуги общественного питания. Хранение проб продукции общественного питания на предприятиях общественного питания.
- ГОСТ Р 56766-2015 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации.
В связи с тем, что выполнение студентами такой практической работы предусматривает процесс
учения и исследования, организацию мыслительного процесса, общение и сотрудничество в группе, можно утверждать, что профессиональные компетенции могут быть сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».
Эксперты утверждают, что « в стандартах высшего образования приводятся такие основные уровни усвоения компетенций: пороговый, повышенный, продвинутый» [2, с. 51-52].
В случае выполнения всех вышеназванных методических условий формирование профессиональных компетенций возможно на всех трех уровнях и, следовательно, студент станет профессионалом в своей сфере деятельности.
Список литературы
1. Национальные стандарты. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=1&year=2017&search. (дата обращения 03.02.2017 г.)
2. Троянская С. А. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учеб. пособие / С. А. Троянская. – Ижевск. : Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
3. ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 сервис (уровень бакалавриата). –URL:http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/93.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Проспект, 2015. – 160 с.