Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЦЕННОСТЯХ ГУМАНИЗМА И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Ключевым требованием к результатам освоения обучающимися основной программы основного общего образования, установленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, является «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [7, с. 8].

Проблема реализации гуманистического потенциала литературы как пред- мета преподавания и формирования мировоззрения учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентации процесса образования на воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

В трудах в области методики преподавания литературы в школе Л.С. Айзермана, Г.И. Беленького, Е.О. Галицких о нравственном потенциале уроков литературы, Г.С Меркина о сотворчестве и воспитательных возможностях урока литературы, Н.Я. Мещеряковой о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы, В.Ф. Чертова об истоках, эволюции, концепциях преподавания литературы в российской школе обозначены перспективные пути решения проблемы аксиологизации литературного образования [1 – 5, 7].

Исследование философских, педагогических, литературоведческих и методических источников позволили выдвинуть идею о необходимости теоретического обоснования, классификационного и программно-методического обобщения идей, связанных с проблемой реализации гуманистического потенциала уроков литературы в 5 – 8 классах с целью последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать на основе гуманистических идеалов отношение к себе, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Изучение литературы в 5 – 8 классах, ориентированное на поэтапное формирование знаний об аксиологии гуманизма и гуманистических убеждений учащихся, будет способствовать развитию навыка анализа и интерпретации художественного текста, пониманию ключевых проблем русской и зарубежной литературы, выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих гуманистических ценностей, если будет обеспечена системность формирования знаний об аксиологии гуманизма и создания условий для его переживания как личностно-значимого на пропедевтическом (5 класс), формирующем (6 класс), систематизирующем (7 класс), творческом (8 класс) этапах; реализована схема освоения понятий аксиологии гуманизма и формирования гуманистических убеждений учащихся, составленная с учётом общих педагогических принципов гуманизации, вариативности, научности, верифицируемости и ориентированная на развитие теоретического мышления, восприятие знаний в единстве с приемами их применения в различных ситуациях.

В основе процесса формирования гуманистических убеждений учащихся находятся закономерности и принципы концепции актуализации творческого потенциала личности на уроках литературы в 5 – 8 классах. Комплекс указанных выше закономерностей состоит из трёх групп: закономерности обусловленности (отражающие факторы, определяющие исследуемый феномен), атрибутивные закономерности (раскрывающие его внутренние характеристические особенности и свойства), закономерности эффективности (вскрывающие обстоятельства продуктивного функционирования).

Исходя из выделенных закономерностей, выявляются общие педагогические принципы, носящие универсальный характер и связанные со всеми  закономерностями,  и  частные  (специфические),  определяющиеся выявленными закономерностями исследуемого педагогического феномена [6, с. 64].

 Общими являются принципы гуманизации, вариативности, научности, верифицируемости. Частными принципами, вытекающими из атрибутивной закономерности, являются 1) принципы партисипативности, дифференциации и индивидуализации; 2) принципы свободы выбора и личностного целеполагания, связанные с закономерностями внешней обусловленности; 3) принципы педагогической поддержки и открытости заданий, основанные на закономерности внутренней обусловленности; 4) принципы актуализации витагенного опыта и образовательной рефлексии, учета сензитивности и субъектности, связанные закономерностью эффективности.

Закономерность внутренней обусловленности определяется двумя тенденциями: стремлением личности к инновациям, содействующим самоактуализации, и к консервации, обеспечивающей безопасность. Закономерность внешней обусловленности определяется связью содержания и результата актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе с внешними факторами, в частности, с наличием свободы.

Общий принцип гуманизации, определяющий правила осуществления практической деятельности, в системе уроков литературы в 5 – 8 классах актуализируется в процессе обращения к идеям гуманистической педагогики и психологии, утверждающим приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, самореализации и самоактуализации; ценностно-деятельностного подхода, направленного на формирование гуманистических убеждений учащихся.

Принцип научности предполагает сближение предметного содержания научно-образовательной деятельности с её аксиологической направленностью; опору на научные знания в области философии гуманизма; установление причинно-следственных связей между художественными явлениями   и   событиями   действительности   в   процессе   реализации внутрипредметных    и     межпредметных     связей,     анализа    текста     в культурологическом аспекте.

Реализация принципа вариативности связана с возможностью выбора учащимися индивидуальных траекторий саморазвития; необходимостью учёта концептуальных идей в области психологии деятельности и нравственного развития личности и гуманистической педагогики – природосообразности индивидуального развития, диалогичности природы человека, субъективности восприятия времени жизни и субъектности познающего сознания, открытости образования и многообразия форм, средств и сфер воплощения гуманистических идей в педагогической действительности.

Учёт принципа верифицируемости открывает возможности для соотнесения каждого последующего действия с результатом, проявляющимся в рефлексивных умениях, навыках адекватной самооценки, степени развития творческой индивидуальности в процессе реализации схемы, включающей осмысление эмпирических, идущих от упрощённых обыденных представлений суждений о гуманистических ценностях; знакомство с базовым определением аксиологии гуманизма и выявление его смысла; обогащение полученных знаний в процессе изучения литературной темы, конструирование примерных промежуточных суждений как итогов работы в ценностном аспекте, создание высказываний о гуманистических ценностях, обобщающих полученные ранее знания.

Следование частному принципу партисипативности позволяет организовать активное диалогическое взаимодействие участников образовательного процесса с учётом их личных интересов, потребностей и особенностей, интенсифицировать учебную деятельность.

Созданию оптимальных условий для реализации гуманистического потенциала уроков литературы, развития творческих способностей в процессе использования различных приёмов работы, обеспечению перехода от фронтальной к индивидуальной работе, интеграции учащихся в различные временные творческие коллективы, исследовательские группы содействует соблюдение принципов индивидуализации и дифференциации в процессе моделирования таких ситуаций, когда созданное учеником приобретает социально значимый статус.

Следование принципам свободы выбора и личностного целеполагания, связанным с закономерностями внешней обусловленности, открывает путь для творческого самовыражения, проявления индивидуальности в рамках «позитивной свободы» как осознанной активности, опосредованной ценностным «для чего», полностью контролируемой и управляемой со стороны участника образовательного процесса.

Учёт принципов педагогической поддержки и открытости заданий, основанных на закономерности внутренней обусловленности, позволяет преодолеть противоречия между потребностями и возможностями личности; внешними  условиями  и  требованиями;  разработать  систему  заданий «открытого типа», составленных с учётом дидактических правил наглядности, доступности, сочетания индукции и дедукции, умения видеть сложное в простом, новое в хорошо известном, характеризующихся множественностью решений, полнотой, связностью, возрастанием трудности на каждом уровне, психологической комфортностью.

Реализация принципов актуализации витагенного опыта, образовательной рефлексии, сензитивности и субъектности, связанных с закономерностью эффективности, позволяет актуализировать личный и коллективный витагенный опыт как совокупность знаний о гуманистических ценностях в процессе осмысления сущности понятия аксиологии гуманизма как средства развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала; определить цели творческой деятельности, формы и методы её достижения, сравнить полученные результаты с поставленной целью; скорректировать процесс формирования убеждений учащихся, возраст которых сензитивен к развитию творческой самоактуализации;  оказать  помощь  учащемуся  в  становлении  его  как субъекта своей жизнедеятельности, способного планировать осваивать, творчески преобразовывать и оценивать стратегию и тактику собственной деятельности.

Формирование знаний об аксиологии гуманизма как средстве развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала на уроках литературы в 5 – 8 классах с учётом закономерностей и принципов концепции актуализации творческого потенциала личности максимально содействует интеграции на уровне мировоззрения и образа жизни учащихся нравственных, эстетических, научных, экологических и других ценностей, обретающих статус гуманистических при условии их соответствия «критерию человечности», т. е. всему тому, что связано с положительными качествами людей, с творчеством добра в его многообразных формах.

Список литературы

 

 

1.                 Айзерман, Л. С. Уроки гуманизма и гуманизм уроков / Л. С. Айзерман// Литература в школе. – 1989. – № 4. – С. 116 – 127. 

2.                 Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: раздумья о преподавании литературы в школе / Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 1990. – 190 с.

3.                 Галицких, Е. О. Духовный опыт детства: в творч. лаб. учителя [лит. гуманит. гимназии г. Вятки]: нравственное воспитание на уроках литературы / Е. О. Галицких // Литература в школе. – 1995. – № 4. – C. 62 – 66.

4.                 Меркин, Г. С. Служение и жертвенность: к вопросу о воспитательных возможностях урока литературы / Г. С. Меркин // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 23 – 25.

5.                 Мещерякова, Н. Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI – VII классах / Н. Я. Мещерякова. – М.: Просвещение, 1984.– 159 с.

6.                 Уварина, Н.В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе / Н.В. Уварина // General and Professional Education. – 2011. –  № 2. – С. 57-64.

7.                 Чертов, В. Ф. Становление курса литературы в российской школе / В. Ф. Чертов // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 77 – 85.

8.                 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.