Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ К ПАЦИЕНТУ

Авторы:
Город:
Тернополь (Украина)
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Нестабильность и противоречивость моральной атмосферы в современном обществе обусловили особую остроту проблемы морального воспитания молодежи. Поэтому важно обеспечить в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений полноценное профессиональное и личностное развития личности. Основные требования к моральному воспитанию подрастающего поколения нашли свое отображение в Законе Украины „Об образовании‖, Государственной национальной программе „Освита‖ („Украина ХХІ столетия‖), Концепции национального воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, Национальной доктрине развития образования в Украине в ХХІ столетии, Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности и других нормативных документах, которые определили стратегию развития образования в Украине, приоритетные направления и пути обеспечения возможностей постоянного морально-духовного самосовершенствование личности.

На приоритетность общечеловеческих ценностей, гармонизацию отношений человека и природы направлен один из главных принципов реформирования образования в Украине – принцип гуманизации. В Белой книге национального образования Украины подчеркивается, что гуманизация образования предусматривает обращение к мировой культуре, духовным ценностям, которыми должны пронизываться все учебные предметы. В их основу положены идеи добра, человечности, мира, милосердия. Исследование отечественных и зарубежных ученых (Ш. Амонашвили, И. Беха, С. Сойка, О. Сухомлинской, В. Ясвина и др.) и собственный педагогический опыт показали, что сегодня существует необходимость органического включения в учебно-воспитательный процесс системы эмоционально-ценностных знаний и морально-этического воспитания студентов, которые базируются на гуманистических основах общечеловеческих ценностей.

Необходимость реформирования медицинского образования в Украине, его усовершенствование и повышение уровня качества является важной социокультурной проблемой, которая в значительной мере предопределяется провозглашением жизни человека высочайшей общественной ценностью и нуждами формирования положительных условий для индивидуального развития человека, ее социализации и самореализации. Одной из многогранных и сложных проблем морального усовершенствования личности, повышение уровня профессиональной подготовки медицинских сестер является воспитания милосердия как личностного профессионально значимого качества компетентного младшего медицинского работника.

Милосердие медицинских сестер проявляется через реализацию жизненной позиции благодаря внутренним ценностным ориентациям. Это, в свою очередь, влияет на взаимоотношения между медиком и пациентом, улаживание конфликтных ситуаций, удовлетворение профессиональных и личностных нужд. Усвоение личностью сущности моральных ценностей и развитие на этой основе внутренней потребности вести себя морально является основной задачей этического воспитания.

Результаты анализа педагогической литературы показали, что на сегодняшний день накоплен значительный опыт воспитания милосердия у подрастающего поколения. Тем не менее, несмотря на усиленное внимание научный работников к этой проблеме, воспитание милосердия у младшего медицинского персонала еще не получило достаточной конкретизации. Поэтому цель статьи – охарактеризовать педагогические условия воспитания милосердного отношения медицинской сестры к пациенту в процессе профессиональной подготовки.

Проведенный анализ научных исследований в области морального воспитания личности (Ш. Амонашвили, В. Бак, И. Беха, В. Билоусовой, Г. Васяновича, О. Вишневского, К. Черной) и практики подготовки медицинских сестер дал возможность определить педагогические условия воспитания милосердного отношения медицинской сестры к пациенту:

1.      Ориентация учебно-воспитательного процесса подготовки медицинских сестер на воспитание милосердия как профессионально значущего качества личности.

2.      Воспитание эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы и субъектам профессиональной деятельности.

Для раскрытия первого условия значимо то, что в данное время наблюдается общемировая тенденция слияния естественных и гуманитарных наук. Как считает Г. Гранатов: «Можно говорить о новом научном мировоззрении, в котором научная картина мира не противостоит гуманитарно направленному, мифологическому, религиозному, метафизическому и философскому мировоззрениям, которые сейчас имеют тенденцию к интеграции с естественным» [3, с.51]. Как обосновывает В. Бак, эту интеграцию воплощают в себе биоэтические знания. Их усвоение дает возможность преодолеть противоречие между научным и этическим подходами в познании мира, направляя человечество на выход из кризисного состояния антропоцентрического мировоззрения. При этом,  профессиональные  знания  превращаются  в  «живые»,  поскольку,  как  писал С. Гончаренко, «современное образование – это передача знаний, умений, техник, технологий, … стандартов действий и поведения, мертвых знаний. Живое знание, т.е. понимание (так как лишь в случае понимания оно становится живым), передать нельзя, поскольку достигается самым человеком, когда он старается понять, пережить, впервые увидеть по-своему» [2, с. 13-14]. Однако, в данное время проблемы интеграции фундаментальных знаний и морально-этического воспитания студентов рассматриваются, как правило, как отдельные объекты исследования. Поэтому изучение естественных дисциплин целесообразно переориентировать в направлении гуманизации и аксиологизации обучения путем интеграции научных знаний и моральных принципов.

Проведенный анализ диссертационных работ по проблеме исследования удостоверил, что в Украине наметилось мере два подхода к ее решению. Первый предусматривает включение элементов биоэтических знаний в содержание обучения (И. Назарко, О. Троцкая),  второй – интеграцию  знаний из биологии и этики путем использования метода идеализированных аналогий, предоставление учебному материалу личностно-ценностного значения, реализации принципа преемственности в формировании биоэтических знаний в процессе изучения инвариантной и вариативной составляющих содержания образования (В. Бак). Сопоставление этих подходов с особенностями подготовки будущих медицинских сестер удостоверило, что они оба имеют право на существование при разработке проблемы воспитания милосердного отношения к пациенту.

Концептуальным мы считаем определение биоэтических знаний школьников как интегрированных знаний из биологии и этики в контексте ценностей и смыслов человеческой жизни и культуры. Это емерджентное проявление интеграции этих знаний в пределах моральных ценностей общества, этическая рефлексия на биологические знания. Они формируются путем раскрытия и осознание аналогий между закономерностями природы и категориями морали. Эти знания способствуют объединению познания биологической картины мира с самопознанием личности, развитию этического отношения к жизни во всех его проявлениях на основании концепции био(эко)центризма. При этом мотивация поведения человека возникает только от познания законов природы, нарушение которых приведет к нежелательным результатам, а и от осознания их единства с моральными категориями и как следствие этого – морального единства человека со всеми проявлениями жизни на Земле [1].

При организации учебно-воспитательного процесса подготовки будущих младших медицинских работников на данное время не достаточно учитываются новые педагогические тенденции, которые очертились за последние годы в высшей школе. А именно: изменение целеустремленности в направлении гуманизации, культуросоответствия и природоцелесообразности; усиление личностной ориентации содержания и технологий обучения; индивидуализация образовательных траекторий студентов; творческая и развивающая направленность базового образования; технологизация и компьютеризация учебного процесса. Эти процессы мы рассматриваем основными факторами усовершенствования воспитательного компонента профессиональной подготовки будущих медицинских сестер, который мы толкуем как взаимосвязь субъекта образовательной деятельности (студента) с образовательной средой. Под образовательной средой понимаем естественное или искусственно созданное социокультурное окружение студента, что включает разные виды средств и содержания образования, которые способны обеспечивать воспитание гуманной личности, формирование активной продуктивной деятельности будущего медицинского персонала. При этом, мы базируемся на концепции И.Г.Сеченова (1861 г.) о неотделимости организма от среды своего существования, основной тезис которой заключается в том, что организм без внешней среды, которая поддерживает его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, которая влияет на него. Поскольку  без последнего существования организма невозможно, спор о том, что в жизни важнее – среда или само тело – не имеют ни единого смысла.

Результаты проведенного нами исследования (наблюдение за деятельностью преподавателей и медицинских сестер в реальных условиях профессиональной деятельности, анкетирование 28 педагогов, беседы и опрашивание 74 студентов – будущих младших медицинских работников) разрешают сделать вывод о том, что воспитанию милосердного отношения к пациенту более всего способствует использование метода личного примера преподавателя при организации учебно-воспитательного процесса в колледже. Это возможно при условии признания концепции педагогического процесса как диалога, который предусматривает взаимодействие участников учебного процесса. При этом педагогическое общение выступает главным механизмом достижения целей обучения и воспитание. Вместе с тем, результаты анализа практики обучения свидетельствуют, что педагоги не всегда готовы строить свои отношения со студентами  на принципах диалогического общения, взаимопонимание, сотрудничества и сотворчества. Некоторые из них считают диалог лишь формой организации, а не педагогической ценностью, важным средством взаимодействия участников образовательного процесса.

Итак, реализация выявленных педагогических условий предусматривает необходимость включения в содержание инвариантной и вариативной составляющих содержания профессионального образования медицинских сестер биоэтическиъ  знаний как интегрированных знаний естественных дисциплин и этики в контексте ценностей и смыслов человеческой жизни и культуры, использовать в учебно-воспитательном процессе технологию личностно-ориентированного воспитания и личного примера преподавателя.

 

Список литературы

1.      Бак В.Ф. Биология языком сердца / В.Ф. Бак. – Донецк: Издательство «Вебер», 2008. –176 с.

2.        Гончаренко С. Наука и учебный предмет // Путь образования. – 2006. – № 1. – С. 8-14. (украинский)

3.      Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в интеграции научных культур / Г.Г. Гранатов, Н.А. Плугина // Педагогические науки. – 2006. – № 6. – С. 46-52.