Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА О КАВКАЗЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В поисках ответа на вопрос, как привить иностранным учащимся любовь к русскому языку, как развить дополнительную мотивацию его изучения, предлагаем обратиться к потенциалу русской литературы, обладающей широкими образовательными возможностями. Учитывая взаимосвязь литературы и языка, считаем, что изучение литературного материала  открывает дополнительные перспективные направления «развития и продвижения русского языка и образования на русском языке» [9, с. 46].

Система обучения русскому языку как иностранному, основанная на коммуникативно-деятельностном подходе, с одной стороны, предполагает учет индивидуально-психологических, возрастных, национальных особенностей личности обучающегося, а с другой – означает организацию процесса обучения как  учебной деятельности учащегося по овладению иноязычной речевой деятельностью; иными словами, объектом обучения с позиции данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как аудирование, говорение, чтение, письмо [2, с. 19]. Устойчивую основу для развития всех этих видов деятельности и создает использование литературного материала на занятиях по РКИ. Литературный материал (художественные произведения, дневники писателей, мемуары, публицистика, биографические данные) открывает перспективу для выбора необходимых текстов как основной единицы обучения в языковом учебном процессе. Богатая русская литература дает возможность использовать в учебных целях художественные тексты, отобранные в соответствии с интересами и пожеланиями учащихся, что позволяет сделать учебный процесс более привлекательным для иностранного студента [1, с. 36]. В поле интереса иностранных учащихся, обучающихся в условиях поликультурного региона Северного Кавказа, попадают писатели и поэты, жившие на Кавказе, создавшие произведения о нем, а также биографический и мемуарный материал, связанный с ними. Созданию такого интереса способствует образовательный туризм: в ходе экскурсий по достопримечательным местам Северного Кавказа иностранные учащиеся получают первоначальные сведения о русских писателях и кавказской тематике их творчества.

В дальнейшем этот интерес реализуется на занятиях по изучению русского языка как иностранного и во внеаудиторной работе с иностранными учащимися. Литературный материал, представленный в виде текстов – отрывков из художественной литературы, прозы и поэзии, мемуаров, дневниковых записей – используется как в обучении аспектам языка, так и в обучении видам речевой деятельности. В аспектном преподавании, при котором осуществляется дифференцированное формирование речевых навыков разного типа, на основе использования литературного материала осуществляется формирование произносительных (артикуляционных) навыков, а также лексико-семантических и грамматических.

Синтез этих навыков, отработка их взаимодействия в речи, в процессе коммуникации осуществляется на занятиях по речевой практике, имеющих комплексный характер. Комплексное преподавание на основе литературного материала направлено на формирование коммуникативно-речевых умений на базе речевых навыков разного типа, в его содержание входит обеспечение взаимосвязи разных видов речевой деятельности в практическом обучении. На базе использования литературного материала происходит развитие всех четырех основных видов речевой деятельности: аудирования (прослушивание отрывков литературных произведений в записи), чтения, говорения (диалог, монолог, беседа на основе прослушанного и прочитанного материала, выразительное чтение отрывков наизусть, пересказ), письменной речи (производство собственных текстов различных жанров – изложение, сочинение, отзыв, эссе, авторское стихотворение или рассказ).

На продвинутом этапе обучения литературный материал помогает решить такую задачу, как обучение языку специальности, домашнему  чтению, филологическому анализу художественного текста. Эти функционально-аспектные занятия направлены на формирование коммуникативных умений, дифференцированных по сферам общения.

Особое место при использовании литературного материала на функционально-аспектных занятиях по РКИ принадлежит лингвострановедческому аспекту [8], т.к. язык обладает важным свойством: в процессе развития он накапливает, хранит и отражает факты и явления культуры народа – носителя языка. Факты и явления, известные всем членам языковой общности, могут поставить в тупик иностранцев, поскольку им неизвестны фоновые знания, связанные с лингвокультурологическим и лингвострановедческим аспектом. Слова, имена, топонимы, выражения «водяное общество», «герой  нашего времени», «горец», «башлык», «черкеска», «казаки», Остап Бендер, «Провал», «Цветник» требуют от иностранца знания произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.Ильфа и Е.Петрова, связанных с Кавказом в целом и описанием его отдельных достопримечательных мест в частности. Творчество русских писателей отражает историю, уклад жизни, морально-этические и психологические нормы и ценности жителей Кавказа предшествующих эпох и культуру русского и кавказских народов. Анализ отрывков литературных произведений о Кавказе дает студентам необходимый лингвокраеведческий материал, запас фоновых знаний и безэквивалентной лексики, обеспечивающих продуктивную коммуникацию на русском языке в условиях Северо-Кавказского региона.

Внеаудиторная работа, основанная на использовании литературного материала, способствует приобщению иностранных учащихся к культуре региона, создает положительную мотивацию изучения русского языка, дает дополнительные возможности коммуникации на русском языке, повышает эрудицию обучаемых, формирует хороший литературный читательский вкус. Эта работа реализуется в различных формах: конкурсах чтецов и исполнителей песни, в создании литературно-музыкальной композиции, в чтении произведения по ролям, в написании литературно-критической или научной статьи, художественного текста с последующей их публикацией в студенческой газете, в сборнике научных и публицистических работ.

В настоящее время накоплен достаточный запас научных исследований, акцентирующих внимание студентов на основных темах, персоналиях отечественной литературы [6], малоизвестных именах и литературных фактах, связанных с Кавказом и помогающих понять и грамотно использовать его литературный материал [3, 4, 5], имеется опыт создания учебного пособия с использованием литературного материала лингвокраеведческого и лингвокультурологического характера [7]. Необходимо лишь укрепить и интенсифицировать этот путь движения от теории к практике: шире включать литературный материал о Кавказе в практические занятия по русскому языку как иностранному, создать ряд научно-методических статей, обобщающих существующий опыт, издать соответствующие учебные пособия.

В итоге иностранные студенты, получившие подготовку с учетом литературного материала России в целом и региона в частности, могут стать полноправными, компетентными, всесторонне образованными послами русского языка, российской литературы и культуры в зарубежных странах.

 

Список литературы

1.      Бродзели А.О. Текст как лингвострановедческий ресурс обучения речевому общению в преподавании русского языка как иностранного // Университетские чтения – 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Часть VI. – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. – С. 35-39.

2.      Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / Под ред. А.Н. Щукина. – М.: Рус.яз., 1990. – 231 с.

3.      Очман А.В. Приют муз. Русские поэты Золотого и Серебряного века и Кавказские Минеральные Воды. – Пятигорск, 2007. – 440 с.

4.      Очман А.В., Исаев Л.Н. Елена Ган и Кавказские Минеральные Воды. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. – 338 с.

5.      Очман А.В., Шульженко В.В. Кавминводский текст русской литературы. – М.: Лазурь, 2009. – 542 с.

6.      Петренко А.Ф. Русская литература второй половины XX века: темы и персоналии: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – 326 с.

7.      Современный русский язык в поликультурной среде Северного Кавказа: стилистика и культура речи: Учебное пособие / Составители Алексеева Л.С., Витковская Л.В., Федотова И.Б. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006.–192 с.

8.      Федотова И.Б. Лингвострановедческий аспект в практике коммуникативного обучения русскому языку как иностранному в условиях поликультурной среды Северного Кавказа //  Методика преподавания  РКИ: традиции и современность. Сборник материалов научно-практической конференции (к сорокалетию кафедры преподавания РКИ) 8 апреля 2015 года / Под общ. ред. М.Н. Русецкой и М.А. Осадчего. – М., 2015. – С.198 – 204.

9.      Федотова И.Б. Основные векторы продвижения русского языка и образования на русском языке в современном мире // Университетские чтения – 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Часть I. – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. – С.45 – 51.