Новости
05.11.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Красноярск.
16.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
15.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2014г.

Одна из актуальных проблем в педагогике- это проблема формирования познавательных интересов обучающихся к изучаемым предметам. Соглашаясь с В.К. Буряк, нельзя не отметить, что важнейшим требованием к современному процессу обучения является требование развития у школьников творческих подходов к деятельности[1].Подготовка к творчеству каждого растущего человека, как необходимое условие педагогического процесса в современной школе не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Достаточно ли сегодня молодому педагогу передать культурно-исторические нормы, педагогические традиции, знания предыдущих поколений науки, педагогу, который, входя в класс, имеет дело с человеческим существом, способным в три раза быстрее его самого переработать полезный для себя материал? Современный ученик начальной школы свободно использует компьютерную сеть «Интернет» в подготовке к урокам, поэтому учитель в роли трансформатора для него уже не только не интересен по форме общения, но и малоубедителен по содержанию. Учитель, в свою очередь, быстро находит выход: так, все знаешь, решай задачу (бросая ребенка один на один с задачей, не представив способов её решения)- не хочу! Все понятно: нет мотивации. А познавательная мотивация учащихся и есть показатель уровня педагогической успешности в профессиональной деятельности. Главнейшей задачей сегодня в вопросах формирования личности безопасного типа вырисовывается мотивация обучающегося на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности. Причем тягу человека к творчеству необходимо развивать, воспитывать и в этом случае эта тяга может быть обращена в средство формирования познавательных интересов обучающихся, в средство формирования потребности получать знания в области основ безопасности жизнедеятельности. Совершенно очевидно, что необходимо формировать интерес обучающихся. Соглашаясь с Г.И. Щукиной, необходимо отметить, что познавательный    интерес активизирует все психические процессы человека, побуждает личность к  постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.[51, с.17]. Другими словами познавательный интерес заставляет человека учиться, познавать новое, являясь активатором и стимулятором учебной деятельности. Бесспорно, познавательный интерес очень значим и важен в школьном возрасте, когда маленький человек только начинает познавать окружающий мир. От того насколько высоко сформирован познавательный интерес обучающихся к учебному предмету, в нашем случае к основам безопасности жизнедеятельности, зависит и качество знаний, и уровень сформированности культуры безопасности. Важно побудить обучающегося, то есть замотивировать его на сознательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности на уровне осознанной необходимости, побудить его заниматься активной учебной деятельностью по предмету не только на уроках, но и в повседневной жизни. Изучая сущностные стороны познавательного интереса, Г.И. Щукина определяет его в двух аспектах: как средство и мотив обучения. Как средство обучения он актуализирует важные элементы знаний, а как мотив способствует движению обучающегося к учителю. [4,с.30], к информации, к знаниям. Следовательно, можно заключить, что познавательный интерес развивает личность ребенка, формирует ее. Нельзя не согласиться с великим педагогом К.Д. Ушинским, который утверждал, что «приохотить»  ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его [3,с.28], « не курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а напротив- приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».[3,c.208]. Однако, как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Очевидно, что удобнее работать учителю с теми школьниками, которые хотят и могут учиться, они найдутся в каждом классе. Но есть и такие, которые могут, но не хотят, им просто неинтересно, и те, которые хотят, но не могут в силу разных объективных и субъективных причин. Е.В. Коротаева исследуя позиции обучающихся в системе «хочу»(учиться) и «могу»(учиться), делает акцент на педагоге, на тактике его работы с детьми, которая должна быть разной. Тактика учителя, по ее утверждению, должна опираться на создание такой атмосферы занятий, которая бы снимала у школьника чувство неуверенности, опиралась бы на поддержку эмоциональной активности обучающихся, то есть учителю необходимо предлагать эмоционально привлекательные задания.[2]. Ни один школьный предмет не связан так тесно с окружающей нас действительностью, как предмет основы безопасности жизнедеятельности. И тут нельзя не согласится с В.К. Буряк, который определяет жизненный контекст получаемых знаний, как действенный стимул развития познавательной активности. И это делает процесс познания самостоятельной ценностью [1].Исходя из вышесказанного, совершенно очевидно, что необходимо организовать так познавательную деятельность обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности, чтобы процесс формирования культуры безопасности проходил активно, целенаправленно и интересно. Опыт преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности в средней школе позволил заключить, что применение на уроках в процессе обучения деловых игр, конкурсных творческих заданий, практикумом, конкурсов показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 11 класс.

Итак, совершенно очевидно, что процесс обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности в средней школе должен прежде всего сводится к созданию таких условий преподавателем, которые благоприятствовали бы творчеству обучающихся, что в свою очередь способствует развитию познавательного интереса. Необходимо применять разнообразные формы организации занятий по курсу основы безопасности жизнедеятельности, которые бы этому в полной мере способствовали.

Рассмотрим некоторые из них:

1)   Конференция.

За месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. В школе вывешиваются объявления о предстоящей конференции. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся, в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Целесообразно приглашать специалистов из городских служб и организаций по профилю проводимой конференции в качестве экспертов. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.

Конференции можно проводить по темам: «Здоровый образ жизни», «Взаимоотношение полов», «Вредные привычки», «Дорожная безопасность», « Отсрочки и освобождения от военной службы», «Альтернативная военная служба: плюсы и минусы».

2)   Найди ответ.

-   Ученикам дается задание искать что-либо на улицах города, в лесу, в квартире - нужно найти вариант решения.

Скажем, дается задание: «Опишите городские шумы и дайте им социально-экономическое толкование (поиск, творчество)».

-   Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений. Например:

•     Растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.

•   У нас гибнет растение, найдите причину и вылечите его (в младших классах).

Во всех случаях мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

3)    Соревнование .

Специфика предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает массовый характер обучения и, как следствие, проведение соревнований среди школьников для закрепления практических навыков обучающихся, полученных на уроках. Ни что так не активизирует деятельность обучающихся, как соревновательный процесс. Желание победить, быть лучшим на каком-нибудь этапе – это вполне закономерное, естественное желание любого школьника. А для того, чтобы достичь высокого уровня- необходимо тщательно и кропотливо готовится, тренироваться.

4)    Занятие - «аквариум».

Это разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения отстаивать и аргументировать свою позицию

Иллюстрация некоторых      форм организации учебного процесса      по курсу основы безопасности жизнедеятельности и опыт преподавания данного предмета позволяет сделать следующие выводы:

•    Для более качественного воспитания культуры безопасности в школе необходимо вести кружковую работу.

•       у обучающихся, посещающих кружки по ОБЖ и участвующих в соревнованиях по данному предмету, достаточно высокий познавательный интерес к предмету.

•    кружковая деятельность помогает учителю побудить у подростков желание и сформировать умение пользоваться дополнительной научно-популярной литературой, справочной и научной литературой, находить ответы. Все это способствует развитию творческого мышления обучающихся.

Обязательны следующие кружковые объединения обучающихся:

ü стрелковый кружок «Меткий стрелок»,

ü кружок юных инспекторов дорожного движения (ЮИД) «Дети-Дорога-Жизнь»,

ü кружок юных друзей пожарных (ДЮП) «Школа пожарной безопасности»,

ü секция военно-прикладных видов спорта «Есть такая профессия»,

ü кружок туристической подготовки «Школа выживания»,

ü клуб «Патриот» на базе зала Боевой славы школьного музейного комплекса.

Это тот необходимый минимум кружков, который позволит успешно готовить обучающихся к соревнованиям по основам безопасности жизнедеятельности , более качественно подходить к вопросу воспитания и формирования культуры безопасности и формировать познавательный интерес к предмету. Особенно важным аспектом формирования познавательного интереса обучающихся к предмету основы безопасности жизнедеятельности является создание в школе музейного комплекса. Во внеурочном пространстве педагогической деятельности музейная педагогика занимает одно из значимых  мест. Поисковая работа по накоплению экспонатов музея, а также тематические лекционные курсы для обучающихся разных возрастных групп, родителей, гостей школы позволяют педагогу и ученикам интегрировать познавательный процесс во внеучебное пространство.

Обобщив   вышесказанное,   можно  сформировать   основные  принципы  деятельности  учителя   основ безопасности жизнедеятельности по формированию познавательного интереса обучающихся:

•       Учителю основ безопасности жизнедеятельности необходимо создавать такие условия на уроках, чтобы у обучающихся в полной мере проявлялась когнитивная составляющая при овладении новыми знаниями .

•    Необходимо на каждом уроке вносить разнообразие учебной деятельности при овладении новым учебным материалом.

•       Ставить такие    задачи, которые тесным образом связаны с повседневной жизнью, с сегодняшними реалиями.

•    Использовать систематическую самостоятельную поисковую деятельность обучающихся на уроках и во внеклассных занятиях,

•    Оживлять уроки элементами занимательности с учетом поставленной цели урока.

•    Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам.

•    Реализовывать в образовательном учреждении такое направление, как музейная педагогика.

•   Использовать индивидуальные задания для обучающихся: сообщения, рефераты, изготовление наглядных пособий по курсу ОБЖ.

•   Обеспечить интеграцию познавательного пространства, заданного на уроках с внеурочной деятельностью.

Умелое сочетание указанных выше принципов позволит учителю наиболее успешно сформировать познавательный интерес обучающихся к предмету основы безопасности жизнедеятельности.

 

Список литературы

1.      Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика-М., ОАО «Чеховский полиграфический комбинат»,2007-№8. Буряк В.К.

2.      Познавательная активность: вопросы педагогической тактики//Русский язык в школе-М., ООО «Наш язык»,2008-№2. Коротаева Е.В.

3.      Избранные педагогические сочинения.-М,.1968-С.208. Ушинский К.Д.

4.      Педагогические проблемы познавательных интересов учащихся - М.: Педагогика,1988.-208с.Щукина Г.И.