Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года: «система образования призвана обеспечить … непрерывность образования в течение всей жизни человека». При этом под непрерывностью понимается «обеспечение каждому человеку постоянной возможности осуществлять собственное образование» [3]. Реализация указанного  принципа предполагает создание  в учебном процессе возможностей для формирования у каждого обучающегося ценности непрерывного образования как одного из способов саморазвития и совершенствования.

Формирование ценности непрерывного образования должно осуществляться в процессе обучения различным дисциплинам и определяться возрастными особенностями обучающихся. Одним из ключевых направлений в подготовке специалистов является среднее профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов среднего звена. Особое место в системе среднего профессионального образования отводится техническому профилю подготовки специалистов,  направленному на сохранение и развитие технического потенциала страны. Подготовка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием, готовых к успешной профессиональной деятельности в условиях частой смены производственных технологий – одна из важнейших задач современной образовательной системы.

Практика обучения и психолого-педагогические исследования показывают, что  студенты технических колледжей испытывают затруднения в постановке целей своей учебной деятельности, в большинстве случаев слабо владеют общеучебными приемами деятельности, демонстрируют отсутствие познавательного интереса и мотивации к изучаемым предметам, не видят преемственности между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами профессионального цикла. Особенно значимыми эти проблемы становятся при изучении общеобразовательных дисциплин математического цикла. Абстрактность  понятий курса математики, использование специальной символики, сложная логическая структура определений понятий вызывают у многих обучающихся объективные затруднения. Неумения преодолевать возникающие затруднения, отсутствие понимания значения математических методов для изучения дисциплин профессионального цикла значительно затрудняют продвижение в учебной деятельности и становятся главными причинами нарушения целостности образовательного процесса.

В качестве основного средства ликвидации перечисленных затруднений в процессе обучения математике студентов технических колледжей в контексте непрерывного образования мы рассматриваем методическую систему обучения математике, под которой, согласно В.М. Жучкову [2], мы понимаем «информационную модель, в которой представлены и описаны все взаимосвязанные элементы и сформулированы требования к организации процесса обучения». Под элементами учебного процесса мы понимаем цель обучения, содержание обучения, формы, методы и средства обучения.

Процесс описания методической системы обучения начнем рассматривать с требований к организации процесса обучения. Методическая система обучения в контексте непрерывного образования должна удовлетворять следующим принципам:

1.      Целенаправленности в обучении и воспитании: организация целенаправленной деятельности по развитию человека, составляющая основное содержание непрерывного образования.

2.      Дифференциации  и  индивидуализации  обучения:  учет  в  процессе  обучения  индивидуальных особенностей обучающихся.

3.      Фундаментальности: формирование у обучающихся системы знаний, соответствующей современным научным концепциям.

4.      Самообразования:    ориентация     учебного     процесса     на     самостоятельное     получение     знаний обучающимися.

Системообразующим компонентом любой методической системы обучения является цель обучения. В научной литературе выделяют несколько уровней целей: глобальные – определены государственным заказом и заложены в Государственные стандарты; этапные – цели обучения отдельных этапов обучения, конкретизируют глобальные цели для конкретного этапа обучения; оперативные – цели изучения отдельных тем, конкретизируют этапные цели обучения для каждой учебного предмета, раздела или темы, каждого учебного занятия.

Согласно «Закону об образовании», среднее профессионального образования направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Данная цель является глобальной и достигается на протяжении всего периода обучения. Отметим, что в данную цель изначально заложена идея реализации непрерывности образования, заключающаяся в удовлетворении образовательных потребностей личности.  Достижение глобальной цели складывается из  достижения этапных и оперативных целей, которые формулируются для каждого этапа обучения и для каждой учебной дисциплины. Целью обучения математики является подготовка студента, готового к изучению дисциплин профессионального цикла и дальнейшего продолжения образования. Этапная цель конкретизируется посредством оперативных целей, формулируемых для каждой темы и каждого учебного занятия.

Содержание обучения представляет собой систему знаний, зафиксированных в учебных пособиях, задачниках и других дидактических материалах. В рамках реализации непрерывного образования при отборе содержания обучения математике мы руководствуемся принципами, сформулированными Г.В. Дорофеевым [2]: устойчивости и разумного консерватизма; максимальные возможности для организации полноценной деятельности обучающихся; реализуемость усвоения программных знаний всеми учащимися в условиях уровневой программной дифференциации; максимальные возможности для формирования, поддержания и развития интереса к изучению математики; возможность изучения других дисциплин на современном уровне развития соответствующих наук; выявление  математических и общеинтеллектуальных способностей обучающихся.

Под методом обучения мы понимаем способ взаимодействия между педагогом и обучающимся, направленный на достижение общей цели. С точки зрения реализации непрерывного образования наибольшими возможностями обладают активные методы обучения, включающие в себя проблемный, эвристический и исследовательский методы. Перечисленные методы обучения предполагают включение обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность.

Формы обучения представляют собой формы взаимодействия между учителем и обучающимися. Каждая из организационных форм обладает определенными особенностями, без учета которых невозможна оптимизация процесса обучения. Существует большое количество классификаций форм обучения. Остановимся подробнее на классификации, разделяющей все формы обучения на индивидуальные, групповые и коллективные. Для реализации непрерывного образования наиболее продуктивными являются две первые формы обучения, поскольку предполагают включение каждого обучающегося в деятельность. При коллективной форме обучения обеспечить включение каждого обучающегося в деятельность  представляется возможным далеко не  всегда, однако это не означает, что коллективные формы обучения не должны использоваться. Изучение определенных тем возможно только при коллективной форме организации учебного процесса.

Основным объектом усвоения теоретических знаний и отработки практических умений по математике являются задачи. Спецификой задач является тот факт, что они являются не только целью, но и средством обучения, а, следовательно, являются средством усвоения знаний и умений.

Основными принципами отбора и конструирования задач, на наш взгляд, являются следующие:

1.      Принцип учета индивидуальных особенностей личности – соответствие индивидуальным возможностям обучающихся.

2.      Принцип нарастающей сложности – использование задач с нарастающей степенью сложности.

3.      Принцип учета специфики будущей профессиональной деятельности – включение в задачный материал ситуаций, моделирующих будущую профессиональную деятельность.

Таким образом, методическая система обучения математике студентов технических колледжей, удовлетворяющая описанным положениям, будет способствовать реализации непрерывного образования как одного из факторов развития личности на протяжении всей жизни.

 

Список литературы

1.      Дорофеев, Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования [Текст] / Г.В. Дорофеев // Математика в школе. – 1990. - №6. – С. 2-5.

2.      Жучков, В. М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов [Текст] : монография / В. М. Жучков. — СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 246 с.

3.      Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm..