Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Ключевой момент в начале учебного года в группах кратковременного пребывания в работе с родителями – получение полной и объективной информации о родительско-детских отношениях.

С этой целью нами используется методика PARI (авторы – Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, в нашей стране адаптирована Т.В.Нещерет, предназначенная для изучения отношения родителей, прежде всего, матери, к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

В рамках рассматриваемой проблемы для нас наиболее важны четыре группы шкал: семейные конфликты, оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, излишняя концентрация на ребёнке. Результаты представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Показатели по группам шкал.

Шкалы

Количество   родителей,   показавший   высокий

уровень по шкалам (средние значения)

 

2011/2012

уч.г.

2012/2013

уч.г.

2013/2014

уч.г.

2014/2015уч.г.

1.Оптимальный

эмоциональный контакт

53%

32%

42%

39%

2.Семейные конфликты

17%

20,5%

18%

18%

3.Излишняя

эмоциональная дистанция (гипоопека)

22%

29%

34%

33%

4.Излишняя

концентрация            на ребёнке (гиперопека)

24%

20%

26,5%

28%

 

 Получаемые результаты дают возможность понять особенности неудавшихся отношений между родителями и детьми, а также зоны напряжений в этих отношениях.

В начале учебного года (сентябрь) оценка уровня сформированности социального развития проводится на основании анкетирования родителей (автор М.М.Безруких), анкета заполняется родителями (лицами, их замещающими). Результаты анкетирования (средние значения) представлены ниже (рис.1).




Анализ результатов анкетирования позволяет констатировать, что с каждым годом становится все больше детей, имеющих низкий уровень сформированности социальных навыков. По результатам 2014/2015 учебного года лишь 11% «домашних» детей, пришедших в группы кратковременного пребывания, умеют общаться со сверстниками, 18% - способны управлять своим поведением, ещё 17% дошкольников легко адаптируются в новой обстановке. Меньше всего, по оценкам родителей, дети, не посещающие ДОУ, умеют общаться (рис.2).

Для составления качественного и количественного отчета по результатам проведенной диагностической работы используется также данные наблюдения и «Социального и эмоционального портрета семьи».

Способы поведения, которые родители демонстрируют ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для эффективного формирования социального, личностного и эмоционального компонентов готовности необходима специальная работа в этом направлении.

В рамках предложенного нами комплексного подхода работа с родителями по выстраиванию взаимодействия начинается ещё до начала занятий (одна-две индивидуальные и две-три групповые консультации, анкетирование родителей, составление социального паспорта семьи).

Направление «Взаимодействие с родителями» схематично может быть представлено следующим образом: просвещение – профилактическая деятельность – диспетчерская работа – консультирование - коррекционная деятельность – организационно-методическая работа.

Первое направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление «восполняет родителям детей, не посещающим ДОО, так называемый «информационный голод» по актуальным проблемам развития и воспитания детей, преемственности дошкольного и начального образования» [5, с.10].

Задача этого направления - повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение знаний родителей: об условиях и закономерностях общего психического, коммуникативного и эмоционального развития старших дошкольников; об особенностях эмоционально-волевой сферы, значении социальных эмоций и чувств в становлении личности ребенка; о роли детско-родительских отношений, семейного микроклимата, родительского стиля общения, характеристик эмоционального взаимодействия в формировании личности ребенка; об особенностях эмпатических отношений, условиях и механизмах их развития у ребенка; о роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка.

С целью углубления и расширения у родителей вышеизложенных знаний мы используем такие формы работы, как: родительское собрание, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары - дискуссии, организация встреч с узкими специалистами, круглые столы.

Предполагается формирование понимания значимости детско- родительских отношений в социоэмоциональном развитии дошкольника; убеждений в необходимости развития эмоциональной сферы ребенка как одного из ведущих факторов его личностного развития и социального благополучия; мотивации к изменению родительского воззрения на стиль общения с ребенком, к переориентации на более гуманистическую, субъект - субъектную позицию во взаимодействии с детьми.

Следующее направление предполагает практическую работу с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми. С этой целью мы используем такие формы работы, как: родительское собрание, самодиагностику родительского стиля воспитания, домашние задания, семинары - дискуссии с игровым моделированием и обсуждением ситуаций взаимодействия, анализ документов, психологический тренинг, ряд групповых и индивидуальных консультаций, круглые столы.

Например, на одном из семинаров мы предложили родителям проанализировать следующую ситуацию. Довольно часто можно услышать такую фразу: «Ребенок в моей жизни сыграл большую роль». А вот какие роли играет родитель в жизни ребенка, кроме того, что он «мама» или «папа»? Рисунок 3 предлагает своеобразную карту ролей родителей.


И в рамках каждой функции каждый из родителей выполняет очень большой набор действий, который и определяет все его многочисленные родительские роли. Например, родитель-воспитатель:

❒ Кормит

❒ Обеспечивает одеждой

❒ Защищает отдых / сон ребенка

❒ Расходует деньги

❒ Следит за чистотой

❒ Наблюдает за окружающей обстановкой

 ❒ Лечит болезни

 ❒ Ведет ребенка на прогулку

❒ Побуждает к действию

Родитель, регулирующий взаимоотношения между людьми:

 ❒ Является собеседником

 ❒ Выступает как слушатель

 ❒ Помогает в разрешении конфликтов

 ❒ Воодушевляет

 ❒ Воспринимает чувства

 ❒ Прощает / просит прощения

 ❒ Поддерживает самостоятельность

 ❒ Проявляет объективность

❒ Регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком

 Можно продолжить этот список. Но вывод, который следует из этого: мы все являемся воспитателями для своих детей, потому что мы живем ВМЕСТЕ и РЯДОМ с ними. Мы действуем, находимся в определенной роли, выражаем свое отношение к чему-то, и уже поэтому, мы воспитываем.

То, как живет родитель, становится моделью жизни для его ребенка. На рисунке 4 показаны основные механизмы воспитания.


Поэтому должно быть соответствие между тем, что ребенок видит в реальности, и о чем ему говорят взрослые. Например, говорят: «Надо здороваться со старшими!», но реально никто не обращает внимание на то, поздоровался ребенок или нет и т.д. и т.п. Все мы ежеминутно воплощаем некие роли (например, заботливая мать, строгий отец, постоянно занятой человек, руководитель фирмы и т.д.) и ребенок повторяет то, что он видит и слышит вокруг себя.

Ежегодно пополняется библиотечка для родителей. Однако опыт работы курсов показывает, что лишь небольшая группа родителей готова читать книги о воспитании детей. Большинство же родителей предпочитают прочитать небольшую по объёму информацию, изложенную популярным языком, не содержащую в обилии терминов. Поэтому уже несколько лет родителям предлагаются так называемые «пособия для родителей» - небольшая по объёму информация на определённую тему по воспитанию, развитию и обучению детей (от двух до шести листов), изложенная популярным языком. Также родителям предлагаются памятки для родителей, информлистки на актуальные темы развития и воспитания детей. Для родителей действуют два стенда: родительский стенд и стенд «Путь к здоровью».

В рамках проводимой просветительской работы большое значение придаётся родительским собраниям и семинарам. Первые собрания – самые трудные: многие родители, проводя большую часть времени на работе, не хотят тратить своё свободное время на «какое-там» собрание, другие родители полагают, что они без посторонней помощи справятся со своими семейными проблемами, третьи – не доверяют учителям, психологу и т.д.

Опросы родителей в начале учебного года в группах кратковременного пребывания на первых собраниях показывают, что только в среднем от 19% до 23% родителей (лиц, их замещающих) считают необходимым систематическое проведение родительских собраний и семинаров с целью повышения их психологического и педагогического мастерства. Примерно 48% респондентов полагают, что достаточно 2-3-х собраний в год с информацией об успехах их детей, ещё примерно 29% опрошенных, полагают, что семинары и собрания можно проводить по конкретной ситуации: конфликтная ситуация и др.

Для того чтобы показать и убедить родителей в важности и значимости общего психического и социоэмоционального развития личности старшего дошкольника, на родительском собрании мы предлагаем мини-лекции на темы: «Социоэмоциональное развитие дошкольника», «Влияние родительского стиля общения на социальные эмоции дошкольника», «Роль семьи, способы и приемы психологической поддержки ребенка в семье», «В первый класс – с шести или с семи лет?», «Я и мой ребёнок – поиски взаимопонимания. Поддержка – как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми», «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье», «Помощь родителей – какой она должна быть? Правила передачи ответственности», «Как найти путь к бесконфликтной дисциплине? Правила о правилах», «Роль игровой деятельности в жизни дошкольника» и др.

После проведения лекции следует дискуссия по обмену семейным опытом воспитания, индивидуальные консультации и беседы по темам:

«Родительский стиль и детские ожидания», «Модель семейных отношений и личностные особенности ребенка», «Взаимоотношения родителей с ребенком с субъектной и объектной позиции», «Зачем и как учить детей сотрудничать» и др.

На этом этапе реализовываются задачи формирования у родителей знаний об условиях, закономерностях и механизмах общего психического развития личности детей и формирования мотивации к изменению родительской позиции на значение построения осознанных позитивных эмпатийных отношений с ребенком.

Организован для родителей постоянно действующий семинар, на котором обсуждаются возрастные и психологические особенности детей, проблемы семейного воспитания, проводится обучение родителей дидактическим играм и занятиям с детьми.

Рисунок 5 напоминает нам о наиболее благоприятных для развития каждого ребенка условиях.




Надо сказать, что «психологическая безопасность» - вообще одно из основных условий всякого нормального развития. Поскольку потребность в безопасности, защищенности является базовой потребностью человека. А разрушение этой потребности приводит к

❒    невротизации;

 ❒    депрессивным состояниям;

 ❒    потере веры в себя;

❒    потере жизненных перспектив.

 

Когда разрушается ощущение защищенности? В частности,

         когда не удовлетворяются основные нужды и потребности ребенка (ну это уж совсем никуда не годится!);

        когда ребенок испытывает постоянное принуждение делать что- то против его желания (а ведь любого человека можно УГОВОРИТЬ, УБЕДИТЬ делать что-то);

        когда ребенок постоянно слышит угрозы в свой адрес (неужели вы так боитесь собственного ребенка, что вынуждены все время угрожать ему, чтобы защититься?);

        когда его интересы, желания или он сам игнорируются (если родитель почему-либо не может или не хочет выполнять желания ребенка, он может ОБЪЯСНИТЬ, почему это происходит);

        когда ребенка постоянно оценивают или сравнивают с другими детьми (а не является ли этот успешный Валерик вашим настоящим ребенком в отличие от постоянно критикуемого Пети?);

        когда родитель часто раздражается, кричит, бьет ребенка;

         когда ребенка высмеивают, обзывают или оскорбляют публично.

 Все эти действия рассматриваются в профессиональной литературе как психологическое насилие над личностью.

Выяснить и понять характер отношений ребенка с родителями также помогают семинары с использованием игровой деятельности, на которых воспроизводящие различные аспекты семейных отношений. С этой целью можно использовать рисунки из детских книг и журналов, на которых изображены ситуации взаимодействия взрослых детей. Все это помогает лучше понять психологический климат в семье, родительские установки, отношение родителей к детям.

Результативность нашей работы мы исследовали с помощью комплекса диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности детей к обучению в школе, а также уровни адаптации к первому классу детей, посещавших группы кратковременного пребывания и детей, не охваченных дошкольным образованием, степень удовлетворенности родителей пребыванием ребенка в группах кратковременного пребывания.

К концу обучения в группах кратковременного пребывания обнаруживается общая тенденция снижения деформаций в развитии личности ребенка (трудности в общении, конфликтность, враждебность, недоверие к себе, тревожность).

В конце учебного года повторно используется методика PARI (авторы  – Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, адаптированная Т.В.Нещерет), предназначенная для изучения отношения родителей, прежде всего, матери, к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Результаты итоговой диагностики представлены в таблице № 2.

Таблица № 2. 

Результаты тестирования.


Шкалы

Количество    родителей,    показавший    высокий

уровень по шкалам (средние значения: начало и конец года)

 

2013/2014 уч. г.

2014/2015 уч. г.

1.Семейные конфликты

14%/ 8%

18%/ 12%

2.Оптимальный

эмоциональный контакт

53%/ 58%

39%/ 61%

3.Излишняя

эмоциональная дистанция

22%/ 12%

33%/ 16%

4.Излишняя

концентрация             на ребёнке

24%/ 15%

28%/ 12%

 

 

Получаемые результаты позволяют говорить о позитивном изменении отношений между родителями и детьми, об уменьшении зоны напряжений в этих отношениях; обнаружена тенденция к значимым различиям в начале и в конце учебного года.

Обсуждение полученных результатов проводится путем индивидуальной работы с членами семьи, а иногда, и с приглашением всех членов семьи одновременно, включая самого ребенка. Форма такого консультирования выбирается, исходя из конкретных выясненных обстоятельств и особенностей ребенка.

За время работы групп кратковременного пребывания составлено для родителей 36 выступлений на актуальные темы воспитания, развития детей, коррекции семейного воспитания, подготовлено пять телевыступлений, 22 «методических пособия» для родителей.

 К концу каждого учебного года нам удаётся изменить отношение большой группы родителей к вопросам воспитания, развития и образования детей. Если в начале года не более 20% родителей считают важной работу педагогов по таким направлениям, как просветительская и профилактическая деятельность, сотрудничество с родителями, то по окончании занятий 61% опрошенных родителей уверены в необходимости диалога, тесного сотрудничества в вопросах воспитания и развития детей» [4, с.20]. В течение учебного года появляется так называемый родительский актив.

Проводимая работа «помогает родителям подготовиться к школьному труду и выработать свое родительское отношение к особенностям своих детей» [5, с.9].

Список литературы

 

 

1.                       Акутина С.П. Воспитание = семья и школа // Классный руководитель. - М., 2006. - №7. - С.27-43.

2.                     Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р.Р. и С.А. Римских. - М., 1997.

3.                     Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей.- М.: Дрофа, 2000.

4.                     Буршит И.Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника – шаг на пути к школьной успешности/ И.Е.Буршит// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2008. - №12. - С. 20.

5.                     Буршит И.Е. Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад/ И.Е.Буршит// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2010. - № 10. – С. 9.

6.          Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №10. - С.89-92.

7.                Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка:3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.