Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов включает в себя множество компонентов. Но одной из важнейших составляющих является уровень владения грамотной речью, как на естественном языке, так и на языке тех предметных областей, которые преподает учитель. Мы все помним эпизод из известного кинофильма «Доживем до понедельника», снятый еще в 1967 году (т.е. 50лет тому назад), в котором герой В. Тихонова возмущен безграмотной речью учителя начальных классов: «Я им говорю: «Не ложьте зеркало в парту!». А они все равно ложат!».

Проблема формирования речи учителя рассматривалась издавна и нашла отражение еще в трудах Е.О. Гугеля, В.И. Водовозова, А.Г. Ободовского, В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Позже, можно встретить различные аспекты владения речью в трудах В.С. Грехнева, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.К. Маркова, А.В. Мудрика, В.А .Сластенина, Л.Ф. Спирина и мн. др. Есть многочисленные исследования, посвященные речи учителей филологов (Н.И. Кузнецова, Т.А. Ладыженская, Н.И. Махновськая, О.В. Филиппова, М.Р. Савова и др.)

В разное время различные аспекты проблемы формирования культуры речи учащихся при обучении математике занимались В.Г. Болтянский, Н.А. Вавренчук, Н.Я. Виленкин, И.А. Гибш, Б.В. Гнеденко, А. С. Горчаков, Я.И. Груденов, В.А. Далингер, Г.В.Дорофеев, Т. А. Иванова, Дж. Икрамов, А.Г.Мордкович, A.M. Сохор , А.А. Столяр, А.Я.Хинчин, Д.В. Шармин и др.,

Есть ряд работ, посвященных вопросам математической речи учителя математики (Д.А. Зуева, И.Е. Сергеева, В. С. Ежова, А.С. Монгуш, М.В. Танзы, О.М. Танова и др.).

И. А. Гибш отмечал, что «умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. В самой тесной связи с этим умением находятся умения с полной ясностью и с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости» [1]

По мнению А. А. Столяра, без развитой математической речи не возможна полноценная математическая деятельность. Он выделяет три основных аспекта математической деятельности:

-                      деятельность по математизации эмпирического материала (МЭМ);

-                      логическая организация математического материала (ЛОММ);

-                      применение математической теории (ПМТ) [6.].

Как утверждает Д.А. Зуева «Математическую речь учителя можно рассматривать с позиций соотнесенности ее с научной математической речью, а также с точки зрения педагогической речи. Каждая позиция накладывает определенные требования на математическую речь учителя, которые и отражены в коммуникативных качествах речи» [5]

Не потеряли своей актуальности слова Б. В. Гнеденко «Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь. Общество, которое не заботится о наращивании своего интеллектуального потенциала обречено на деградацию. Поэтому все члены педагогического коллектива должны не просто передавать необходимые по программе знания, а ещё и развивать мышление учащихся и приучать к грамотной, правильной, ясной, чёткой и насыщенной смыслом речи. Огромные возможности для такого развития имеет математика, в том числе и школьная. Чтобы успешно ответить на вопрос учителя, доказать теорему, сформулировать определение, правило, мало просто заучить материал, необходимо, прежде всего, самостоятельно размышлять». [2]

В.А. Далингер отмечает, что критериями языковой культуры речи, в том числе и математической, являются точность, логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, богатство, уместность. [4] А.С. Горчаков добавляет к ним: содержательность, осознанность, осмысленность речи, доказательность, логичность высказываний, владение математическим языком: его алфавитом, синтаксисом и семантикой. [3]

Однако качество математической речи не только учителя математики, но и учителя начальных классов, который также преподает математику, имеет большое значение, если не сказать большее значение, но при этом, нами практически не обнаружено специальных исследований в данном направлении.

Несмотря на то, что программа обучения учителя начальных классов в вузе содержит достаточно большой объем филологической подготовки, в том числе - курс культуры речи, что, безусловно, положительно влияет на общий уровень развития речи, но как показывают многолетние наблюдения, математическая речь студентов оставляет желать лучшего. Так, например, многие студенты затрудняются в: четкой и грамотной формулировке определений математических понятий, в обосновании решений задач, в чтении математического текста, чтении числительных, особенно если речь идет о чтении многозначных чисел и их склонениях и т.д. Нередко можно услышать во время педагогической практики: «квадрат - это четырехугольник, у которого все стороны равны», « луч – это прямая, ограниченная с одной стороны», «решите выражение», «решите примеры», «найдите вес арбуза» и т.п. Наибольшие затруднения вызывает необходимость доказывать теоремы или решать задачи на доказательство. У многих студентов подготовка к устному экзамену зачастую сводится к зазубриванию теоретического материала, и тогда любое уточнение при ответе вводит в ступор.

Одной из причин такого явления мы видим в отмене в школе устных экзаменов по математике. К сожалению, на факультеты, готовящих будущих учителей начальных классов, идут выпускники с не очень высокими результатами ЕГЭ по математике. Это, как правило, учащиеся решившие задачи, не требующие обоснования (задания базового уровня 1-8, или, в лучшем случае, еще задачи повышенного уровня сложности 9-12 с кратким ответом). Практически весь 11 класс сводится к натаскиванию решения задач подобного типа, а значит, не уделяется достаточно внимания, обоснованиям и анализу решения многих задач, предусмотренных программой 11 класса.

Другую причину, мы видим в тенденции «блогового» общения между молодыми людьми. Мы условно назвали «блоговым» общение с помощью СМС-ок, в чатах и т.п., при котором не прописываются все слова до конца, например, «спб», подразумевая «спасибо», «пжлст», подразумевая «пожалуйста», вместо слов вставляются различные картинки - смайлики и т.д. А теперь, представим ситуацию, в которой предлагается прочитать будущему учителю начальных классов обычную текстовую математическую задачу, в которой важны все слова с окончаниями. Мы столкнулись с тем, что студент, читая обычный текст задачи, проглатывает половину слов, или их окончания. Точно также происходит, когда студент читает теорию в учебнике по математике, который он в принципе не читал до обучения в вузе. Ведь было достаточно научиться решать определенный вид задач, алгоритм решения которого в готовом виде предоставлял учитель и долго его «разжевывал».

При подготовке будущего учителя начальных классов, стандартами предусмотрено изучение таких дисциплин как «Математика» (которая по существу содержит элементы дискретной математики) и «Теоретические основы начального курса математики» (в ней отражены элементы арифметики, геометрии и теории скалярных величин).

Для развития математической речи студентов – будущих учителей начальных классов, мы применяем ряд приемов:

1.        приемы работы с новыми математическими понятиями:

-                      использование таблиц и схем, в которых содержаться символика, определения в словесной формулировке и с помощью языка математики. Например,


Эта таблица может заполняться в ходе лекции, или самостоятельно заполняется студентами при подготовке к практическим занятиям. Выделяются ключевые слова или союзы.

-                      на практическом занятии формулируются определения одного и того же понятия с ошибками. Предлагается найти эти ошибки и обосновать свой выбор. При изучении первоначальных геометрических понятий мы используем различные аксиоматики школьного курса геометрии, наборы неопределяемых понятий. Так понятие «прямая» в большинстве случаев является неопределяемым понятием, а, например, в учебнике А.В. Александрова и др. оно определяется, через понятие «отрезок».

-                      использование традиционных математических диктантов, в которых необходимо либо завершить начатое определение, либо сформулировать начало определения, конец которого известен, либо вставить пропущенные слова в определении

-                      так как программой предусмотрено изучение способов определений понятий, то предлагается выписать из двух-трех школьных учебников математики определения и проанализировать их. Затем рассмотреть определения начального курса математики и обосновать их логическую структуру

-                      использование традиционных устных опросов.

1.        Приемы работы с математическими текстами

-                      Чтение математического текста в учебнике, со слайда, в интернете и т.д. Конспектирование или составление таблиц или опорных схем с применением символических записей. Отыскание в учебной литературе алгоритмов решения некоторых задач и представление их в виде блок- схем и наоборот.

-                      Чтение и пересказ рефератов, например по истории математики, истории возникновения того или иного понятия, с последующим совместным обсуждением глубины и грамотности выступления

-                      Чтение математических задач, выявление в них ключевых слов, величин и зависимостей между ними

-                      Чтение текстов, записанных на языке математическом языке. Проведение сравнений и аналогий.

Например, предлагаются записи дистрибутивного закона для разных объектов

(∀А, В, С ∈ М)А ∪ (В ∩ С) = (А ∪ В) ∩ (А ∪ С)

(∀А, В, С ∈ 𝑉)А⋁(В⋀С) = (А⋁В)⋀(А⋁С)

(∀а, в, с ∈ 𝐍)а ∙ (в + с) = а ∙ в + а ∙ с

Предлагается прочитать их устно, выявить множество  объектов,  название свойства  на русском языке.

Обобщить это свойство для любых алгебраических операций

(∀а, в, с ∈ Х)а ∗ (в ∘ с) = (а ∗ в) ∘ (а ∗ с)

2.        Приемы работы при решении математических задач

-                      Семантический и синтаксический анализ текста задачи

-                      Построение вспомогательной модели

-                      Работа со схемами, рисунками

-                      Устное обоснование каждого этапа решения задачи

Например, дан граф бинарного отношения. Необходимо выяснить является ли оно отношением эквивалентности. Для решения этой задачи требуется вспомнить определение отношения эквивалентности, вспомнить особенности графа, обладающего свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности и применить их к данному рисунку.

-                      Как отмечает В.А. Далингер «Эффективным средством формирования целого ряда универсальных учебных действий, отмеченных в стандарте, являются вопросно-ответные процедуры, используемые учителями в процессе обучения математике. Вопрос, также как и суждение, понятие, умозаключение, можно рассматривать как категорию логики. С другой стороны вопрос можно рассматривать как самостоятельную форму мыслительной деятельности, как побудитель мысли». [4]Поэтому эти процедуры также применимы при решении задач

3.        Приемы работы над теоремами.

-                      Выявление логической структуры теоремы: преамбулы, условия и заключения.

-                      Формулировки разных видов теорем (обратной, противоположной данной и обратной)

-                      изучение доказательств

-                      чтение и запись доказательств на языке математике

-                      построение умозаключений как математических, так и нематематических.

В заключение, хотелось бы отметить, что Речь учителя начальных классов должна быть безупречной во всех отношениях. Математическую речь необходимо формировать, начиная со школьной скамьи и продолжая при обучении в вузе. В соответствии со спецификой получаемой профессии, а именно, учителя начальных классов, желательно строить процесс обучения таким образом, чтобы студенты учились говорить самостоятельно:

-                      избегая слов – паразитов, излагать материал,

-                      опираясь на большой словарный запас и знания в области математики;

-                      владеть логикой и синтаксисом как естественного, так и математического языка,

-                      правильно используя необходимые стилистические обороты и словосочетания;

-                      различая особенности устной и письменной речи;

-                      выявляя  и  реализовывая  адекватную  форму  изложения  материала,  включая  образность  и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания

-                      соблюдая научность и литературность

-                      улучшая и постоянно обогащать фразеологию

-                      подробно объясняя, почему именно это выражение, этот оборот правильно и точно передаёт мысль

-                      сопровождая примерами разного характера, в том числе применительно к начальному курсу математики.

Список литературы

 

1.        Гибш И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики/ И. А. Гибш // Математика в школе. 1995. № 6. С. 2-5

2.        Гнеденко,  Б.  В. Развитие мышления и речи при  изучении математики /  Б.  В. Гнеденко // Математика в школе. - 1991. - №4. - С. 3-9.

3.        Горчаков А. С. Развитие математической речи школьников в контексте деятельностного подхода: дисс….к.п.н./А.С .Горчаков – Нижний Новгород,2014. – 224с

4.        Далингер В.А. Развитие математической речи учащихся при обучении математике / В.А. Далингер// Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 83-85; - URL: https://top- technologies.ru/ru/article/view?id=34682 Зуева Д. А. Культура математической речи учителя: основные      качества    и          условия         их          развития/         Д.А.           Зуева-         URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-matematicheskoy-rechi-uchitelya-osnovnye-kachestva-i- usloviya-ih-razvitiya

5.        Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. - Минск.: Вышейшая школа. - 1986. - 414