Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Орехово-Зуево
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современных условиях развития рынка образовательных услуг существенно меняется содержательная основа учебных материалов, и в практику преподавания вводятся принципиально новые интерактивные технологии. Одним из перспективных направлений обеспечения интерактивности обучения является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Задачей данной статьи было изучить характеристики и дидактические возможности электронных образовательных ресурсов на уроке иностранного языка. В заключении статьи в качестве примеров были приведены виды деятельности с применением ЭОР, опробованные нами на практике.

Занятия с использованием ЭОР – это, на наш взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в обучении иностранному языку. Использование интерактивных электронных технологий на занятиях способствует значительному повышению качества образования и ведет к решению главной задачи образовательной политики в области преподавания иностранных языков – формированию коммуникативной компетенции.

Электронные образовательные ресурсы являются практически идеальным средством обучения иностранному языку, во-первых, благодаря педагогическим инструментам, которые заложены в ЭОР, во-вторых, из-за их внутренней структуры и, в-третьих, за счет используемых форм электронных образовательных ресурсов. Рассмотрим сказанное подробнее.

И так, педагогических инструментов, которые используются в ЭОР, пять - это:

• их мультимедийность – т.е. представление учебных объектов с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, в электронных образовательных ресурсах используется всѐ, что человек способен воспринимать зрительно или на слух.

•      интерактивность электронных образовательных ресурсов, которая позволяет развивать активно- деятельностные формы обучения и давать реальную возможность расширения самостоятельной учебной работы обучаемых.

•      моделинг, как электронный образовательный ресурс, дает реальное представление фрагмента существующего или воображаемого мира вместо традиционного символического описания.

•    коммуникативность – это возможность непосредственного общения, т.е. с точки зрения ЭОР это, во- первых, возможность on-line  коммуникации пользователей при выполнении учебных заданий и, во-вторых, быстрый доступ ко всем образовательным ресурсам.

•    наконец, пятый педагогический инструмент – производительность труда, поскольку эффективность учебной деятельности обучаемых существенно возрастает благодаря автоматизации однообразных операций и использованию в них творческого компонента [1, с. 4].

Перейдем к рассмотрению дидактических возможностей внутренней структуры электронных образовательных ресурсов. Известно, что структурной единицей ЭОР является тема, представленная тремя типами электронных учебных модулей: модуль информационный, модуль практический и модуль контроля. Другими словами, внутренняя структура ЭОР позволяет успешно реализовать формирование знаний, умений и навыков (ЗУН) на уроке иностранного языка.

С точки зрения формы электронные образовательные ресурсы представлены:

1.      Наглядными пособиями или демонстрационными материалами: иллюстрациями, рисунками, фотографиями, плакатами, презентациями, текстами и схемами с текстовым сопровождением. К демонстрационным материалам также относятся анимации или видеоролики. Анимации представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии, сюда же можно отнести видеоролики - результаты реальной видеосъемки.

2.      Источниками учебной информации, т.е. интерактивными таблицами, правилами и учебными текстами.

Подобные интерактивные ресурсы обеспечивают обратную связь с учащимися, несут демонстрационную функцию, служат опорой для анализа языкового и речевого материала, а также  стимулируют их устные  и письменные высказывания по изучаемой теме. Интерактивные источники учебной информации при выполнении учебных действий могут, например, анимировать рисунки или выделять фрагменты текста, объясняющие те или иные языковые явления в сопровождении аудиоматериалов;

К источникам учебной информации можно отнести и учебные словари, которые делают работу по чтению и переводу текста, поиску значения незнакомых слов более удобной, поскольку при нажатии на экране на слова, инструкции или языковые примеры воспроизводится их аудиозапись, что важно для формирования правильных языковых навыков обучаемых.

3.      Тренажерами, средствами диагностики и контроля уровня сформированности иноязычных умений и навыков. К данной  категории ЭОР относятся электронные задания, которые могут быть ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу, в связи с чем, они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основные функции таких заданий - тренировочная на этапе закрепления материала и контролирующая на этапе контроля его усвоения.

Итак, вышерассмотренные виды и характеристики электронных образовательных ресурсов позволили нам изучить их дидактические возможности на занятиях по английскому языку как второму иностранному.

В ходе опытного обучения с применением ЭОР нами были использованы интерактивные образовательные программы «Objective Pet» и «Английский для студентов вузов»,  а также некоторые электронные учебные модули из центрального хранилища Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Ниже приведѐм в качестве примеров виды деятельности с применением ЭОР, использованные нами на практике с указанием некоторых источников их нахождения.

1.      С точки зрения дидактических возможностей внутренней структуры электронных образовательных ресурсов, они применяются на разных этапах урока:

· на этапе презентации нового материала можно использовать различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации, иллюстрации, интерактивные таблицы, правила, учебные тексты и т.д. (Рисунок 1).


· на этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки («Objective Pet»).

· на этапе контроля, который осуществляется обычно при помощи тестов или интерактивных заданий (Рисунок 2).


1.      Рассматривая ЭОР с точки зрения потенциала формирования коммуникативной компетенции, они нашли успешное применение при формировании всех ее составляющих:

· Языковой  – (интерактивные  модули  по лексике, фонетике, грамматике  образовательной программы «Английский для студентов вузов»)


· Речевой – (интерактивные модули по чтению, говорению, слушанию и письму образовательной программы «Objective Pet»)


· Страноведческой – (интерактивные модули по истории и культуре страны изучаемого языка в образовательной программе «Английский для студентов вузов»)


1.      Если подойти к ЭОР с точки зрения видов работы с ними, то они могут применяться для получения информации, для тренировочных упражнений на практических занятиях и как средство контроля (http://www.learnenglish.org.uk/).

В дополнение к рассмотренным выше примерам, которые, безусловно, не исчерпывают возможности ЭОР, укажем, что они могут использоваться как в классе, так и дистанционно (https://sites.google.com/) при работе с домашними заданиями, а также при подготовке к урокам и внеклассным занятиям (http://www.learnenglish.org.uk/, http://learningapps.org/). Кроме того, учителя английского языка пользуются электронными образовательными ресурсами для построения авторских учебных курсов и индивидуальных образовательных программ, например: http://eduenglishirina.ucoz.ru/index/ - сайт учителя Мирошниченко И.А, https://sites.google.com/site/irinairinaalex/ - сайт учителя Алексеевой И.К., http://teacherportfolio2013.jimdo.com/- сайт учителя Нурмухамедовой В.Т.

И так, практика показала, что использование электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия и объем выполняемой работы; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; совершенствовать контроль знаний; проводить кросс - культурное сравнение; формировать навыки исследовательской деятельности обучаемых; обеспечить доступ к различным справочным материалам и т.д.

Проведя анализ применения ЭОР на занятиях по иностранному языку можно утверждать, что внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс при условии их правильного сочетания с другими традиционными или инновационными средствами обучения расширяет возможности обучения иностранному языку и способствует решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов.

 

Список литературы

1.      Осин А.В., Калина И.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах.ФГНУ "Республиканский мультимедиа центр" Москва. 2007. 28 с.

2.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

3.      Интерактивный     образовательный    курс»     Английский     для    студентов    вузов»     Cloud-Издательство «Мультимедиа Технологии», 2013.

4.      Hashemi L., Thomas B. Objective Pet. CD-ROM. Cambridge University Press. Second edition. 2010.