Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В профессиональном обучении художников декоративно - прикладного искусства, одной из основных целей является не только подготовка специалиста, владеющего исполнительскими навыками в области декоративного искусства, но и формирование его способностей к активной творческой и исследовательской деятельности, осознанному творческому поиску, а также критической оценке его результатов.

Любая активность человека обеспечивается его потребностями, соответственно творческая активность определяется потребностью в творческой деятельности, в том числе художественной [3]. «Для успешного формирования и реализации потребности в художественном творчестве необходимо формирование интереса к данному виду деятельности в качестве основного его мотива. Вместе с тем, актуализация интересов возможна через вовлечение студентов в активную, разнообразную и эмоционально насыщенную учебно - творческую деятельность…» [3: с.8].

Исследовательская и поисковая активность является главным фактором развития познавательных процессов в обучении и творчестве обучающихся, что является предпосылкой для развития их исследовательских и творческих способностей [1].

Характерными чертами поиска, в том числе и творческого, является его направленность, определенная целью поиска и обеспечивающее отбор результатов, а также вариативность, отражающаяся в наличии нескольких способов решения задачи и отборе из них единственного или наиболее близкого к достижению определенной цели.

Под творческим поиском мы понимаем направленный процесс поиска средств и способов решения художественно - творческой задачи, который обеспечивает субъекту творчества (обучающемуся) активизацию его системы критериев оценки и отбора вариантов решения [1]. Система ценностных ориентиров формируется в процессе личного творческого опыта обучающегося и подвержена изменению в процессе обучения. Следовательно, чем богаче этот опыт, тем совершенней эта система, что, в свою очередь, отражается в качественно более совершенном отборе средств создания художественного произведения. Проблема поиска и отбора художественных средств, связана не только с фактором формирования личной информационной базы, но и способностью обучающегося критически оценивать результаты своей деятельности.

Таким образом, для активизации творческой деятельности обучаемых, при наличии потребности в ней, необходимо действовать в двух направлениях: постановка специфической художественной задачи (не решаемой ранее) и обеспечение вариативности для мотивированного отбора способа ее решения.

В контексте современных задач художественного образования применение методов активизации творческой деятельности для формирования у обучающихся исследовательских способностей, критического мышления, способности к самообразованию и саморазвитию, необходимы для профессиональной подготовки художников в области декоративно - прикладного искусства.

Декоративно - прикладное искусство является чрезвычайно разнообразным по видам, материалам и технологиям их художественной обработки. В связи с этим содержание профессиональной подготовки художника декоративного искусства определяется двумя принципиальными подходами: подготовка узко направленного специалиста в конкретной области (резьба по дереву; лаковая миниатюра; художественная роспись по ткани) и освоение широкого спектра художественных техник для понимания общей методологии создания произведений декоративно - прикладного искусства. В защиту последнего, необходимо сказать, что организация работы с различными материалами и технологиями обогащает творческий опыт учащегося, дает осознание многообразия художественно - выразительных средств декоративного искусства, обеспечивает возможность индивидуального подхода к раскрытию и реализации его творческого потенциала. Это, в свою очередь стимулирует творческое саморазвитие студента, повышает мотивацию к профессиональной деятельности.

Однако, при таком «полихудожественном» подходе (в рамках декоративного искусства) к содержанию подготовки обучающихся необходимо учитывать меру разнообразия художественных техник и соответственно творческих задач, которая  должна  способствовать  преемственности получаемых студентом художественных знаний, умений и навыков. Так, например, обучение различным видам росписи (роспись по ткани, дереву, стеклу) способствует развитию навыков росписи и пониманию возможностей данной техники для решения различных художественных задач. Роль цветного пятна раскрывается по-разному в горячем батике, художественной войлоке и гобелене, но при этом является главным художественным средством при создании композиции в этих видах декоративного искусства.

Процесс решения разнообразных художественных задач, требует мобилизации творческого мышления и активизации творческого поиска, так как, чаще всего, не дают обучающемуся возможность пойти проторенным путем, используя только приобретенный ранее опыт. Кроме того, варианты решения новых задач, требуют тщательной оценки их художественной пригодности и ценности, ибо несоответствие средства цели, не приведет к ее достижению.

Получение результата, удовлетворяющего как учащегося, так и обучающего способствует формированию мотивации к дальнейшей творческой деятельности, а разочарование в результате, соответственно, может привести к ослаблению желания в дальнейшем обучении.

Таким образом, необходимо отметить, что активизация творческой деятельности, выражающаяся в активном поиске способов решения художественных задач (и на более высоком уровне - в самостоятельной постановке этих  задач) зависит от: разнообразия опыта решения творческих задач, формирующего у обучающегося базу решений; характера творческой задачи, требующей активного поиска ее решения; получения в последствии удовлетворительного результата, формирующего у обучающегося уверенность в своих творческих возможностях. К этому необходимо добавить, что в процессе учебно - творческой деятельности, необходимо всячески стимулировать обучающихся представлять наиболее адекватное разнообразие вариантов решений (эскизных разработок) и мотивированно отбирать наиболее удачные, с художественной точки зрения решения.

Процесс проектирования и создания художественных изделий требует от обучающегося мобилизации творческих способностей, необходимых для планирования творческой, проектной деятельности и, самое главное, оценки ее результатов. Изучение закономерностей композиционного построения произведений декоративного искусства, решение художественно  - творческих задач различного уровня и специфики позволяют успешно развивать творческие качества личности учащегося, формировать его культуру мышления, способность к анализу и обобщению, постановке цели и отбору средств ее достижения. Активизация творческой деятельности формирует у студента готовность  к разработке разнообразных  проектных идей, основанных на творческом подходе к решению поставленных творческих задач. Все это определяется организацией творческой поисковой деятельности на занятиях по проектированию и практикуму при подготовке художника декоративного искусства.

Творческая поисковая деятельность в процессе освоения образовательной программы, включающей изучение разнообразных видов декоративного искусства, активизирует формирование у учащихся собственной развивающейся системы художественно - эстетических ценностей.

Таким образом, включая в профессиональную подготовку будущих художников декоративного искусства освоение разнообразных видов художественной обработки материалов, обеспечивающее различный характер творческих задач, мы можем выстроить индивидуальный образовательный маршрут, акцентируя внимание на творческом развитии личности студента, методы проблемного обучения. Тем самым, мы создаем условия для активизации творческой деятельности, что благотворно влияет на развитие творческого сознания, успешного формирования общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, что, несомненно, скажется на повышении качества профессиональной подготовки художника.

 

Список литературы

1.      Ганова, Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. В. Ганова ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1996. –16 с.

2.      Игнатьева А.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02: / А.В. Игнатьева ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1998. – 260 с.

3.      Мамонтов,  К.В.  Формирование  художественно-творческих  потребностей  студентов  на  занятиях скульптурой: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / К.В. Мамонтов ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 2006.- 16 с.