Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭПОСА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Якутский героический эпос «Олонхо» объявлен одним из победителей организованного ЮНЕСКО конкурса «Шедевры человечества» и был включен во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества. Истоки олонхо восходят концу первого тысячелетия, когда предки якутов жили на своей прежней родине в Северном Прибайкалье и Приангарье и тесно общались с предками Алтая и Саян. Первый исследователь и собиратель устной поэзии якутов, русский ученый И.А. Худяков назвал олонхо «главным родом поэзии, главным средством просвещения». Олонхо как и другие мифологические сказания является посредником между реальностью и внутренним миром, между принципом удовольствия и принципом реальности (Фрейд З.). По К.Г. Юнгу образы мифов и эпоса являются порождениями различных сторон человеческой психики – бессознательного ( Самости и Тени). Юнг отмечает, что образы бессознательного всегда символичны и эмоциональны, согласно образно-интуитивному мировосприятию древних людей. Мы и сегодня в своих снах и фантазиях не перестаем переживать эти древнейшие образы. В образах и символах ставятся и разрешаются вековечные проблемы жизни и смерти, проблема победы человека над враждебными силами общества и природы, проблема уничтожения всего античеловеческого, антисоциального. В олонхо человек бессмертен, он побеждает даже смерть при помощи целебных, живительных вод и соков.

Таким образом, изучая, произведение олонхо якутского народа следует отметить следующие психологические аспекты:

-        В эпосе частая принимаемая гипербола позволяет ярче подчеркнуть разницу между беспомощным уродом и будущим героем. В олонхо калека, урод, дурак должны испытывать комплекс неполноценности, но именно такой герой в олонхо превращается в богатыря, способного преодолевать препятствия. Как отмечает Пропп В.Я.: «Победа слабого над сильным имеет, по-видимому, очень древние корни и древнее происхождение» в мифах всего мира присутствуют нарушения табу, герой олонхо, нарушая запрет, преобразовывается, самосовершенствуется благодаря личным волевым качествам. Главный герой эпоса приобретает нормальный человеческий облик, превращается в человека «неслыханной и невиданной красоты».

-        В мифологическом мире представлены квази-реальность (крылатый конь, беломолочное озеро, железный дом и т.д.) и квази-логика (превращение в птицы, животные разговаривают на человеческом языке и т.д.).

-        Агглютинация - принципиальный процесс порождения нового (мыслей, образов); синтез признаков свойств, качеств нескольких образов, предметов и явлений; соединение двух частей человека и животного (полуконь-получеловек).

-        Вневременность содержания олонхо, позволяющая даже через тысячи лет быть понимаемым на эмоциональных и интеллектуальных уровнях (лук, стрелы, копье и т.д.).

-        Инициация – освещение перехода от детства к взрослости. Рождение и рост героя олонхо имеет полную

аналогию с мотивами волшебной сказки, сразу же после рождения он может начать бегать или говорить, даже рассуждать как взрослый. Божественные персонажи мифа являются на самом деле олицетворением целостной психики, способные в развитии индивидуального самосознания

-        В олонхо находится отражение высокой степени слиянности индивида с окружающим миром, соблюдение традиций, обычаев передалось от поколения к поколению, возможно, поэтому человек осознает себя частицей космоса.

-        Метафоризация - способности выстраивания параллельных миров: объективного и субъективного, и, что самое главное, правильному "переводу" с языка одного мира на язык другого.

-        Личность олонхосута приравнивается с белыми шаманами. Они извлекали («высвобождали») из подсознания образы архетипического, делая их осознанными символами в борьбе за устройство жизни, способны видеть не только во снах, но внутренним взором символы давно прошедших эпох в форме битвы с чудовищами, в образе духов, одухотворенных животных. При проведении исследовательской работы обнаружено, что респонденты выразили уважение к личности олонхосута, исполнителю олонхо. Осознают, что олонхосуты - уникальные личности «свыше», подчеркивают их богатую фантазию и воображение, широкий кругозор, высокую интуицию и феноменальную память.

При сопоставлении положительных и негативных качеств, характеризующих героев эпоса «Ньургун Боотур Стремительный». Большинство респондентов подчеркнули, что современные мужчины владеют такими качествами как храбрость, сила, целеустремленность Ньургун Боотура. Негативный персонаж олонхо Абаасы уола Уот Усутааки (дьявола) из Нижнего мира является образом злодея, преступника, сексуального маньяка и мошенника в современном мире. Более высокий процент женщин (82%) видит в дьяволе (абаасы) человека алкоголика, 72%, злодея 15%, умным – 11%.

Позитивную героиню эпоса красавицу Туйаарыма Куо женщины-респонденты сравнивают одновременно любовью и красотой, мужчины ассоциируют в начале с физической любовью - 56%, затем ценят красоту – 44%.

Негативная героиня эпоса Кыыс Кыскыйдаан в жизни для мужчин – ревнивая (50%). А женщины (68%) считают женщиной негативными качествами, 25% - умной.

Таким образом, наши респонденты осознают, что как в олонхо, так и в современном XXI веке существуют люди с разными укладами характера: добрые и злые. Олонхосутом подробно описываются индивидуально- типологические качества положительных героев как Ньургун Боотур и Туйаарыма Куо. При выборе спутника или спутницы жизни каждый бессознательно руководствуется своим внутренним образом. 50% мужчин в образе Кыыс Кыскыйдаана видят ревнивицу, бессознательно ассоциируя ее с ревнивой женой. В исследовании 67% указал, что элементы из олонхо следует ввести в школах как предмет. Олонхо для ребенка помогает ему формировать концепцию Я. К примеру, в добром, сильном, храбром герое эпоса ребенок видит образ отца, когда он с ним ласков, проявляет любовь, а если отец наказывает ребенка или вид пьяного отца превращается в отрицательного героя эпоса, злодея Уот Усутаки.

В олонхо, как и в других мифах, ребенок учится переживать страх, впоследствии с реальными жизненными ситуациями стрессового характера, он в определенной мере будет к ним подготовлен. С возрастом ребенок учится прятать ненависть, даже от самого себя, вытесняет содержание реальной жизни в бессознательное. Большинство респондентов проявили ответственность и выразили тревожность потери культурного наследия народа.

Олонхо является культурным наследием народа саха и имеет большой духовный потенциал на сознательном и бессознательном уровнях. Олонхо служит психотерапевтическим средством, имеет медитативное свойство, так как позитивные образы эпоса проникают в бессознательное и формируют там энергетический фундамент базовой личности, компенсируя дефицит родительского тепла. Психологический аспект олонхо заключается в становлении и развитии этнического самосознания, связанного с образованием и консолидацией этноса саха.

 

Список литературы

1.      Бурцев Д.Т. Якутский эпос как жанр, - Новосибирск: «Наука», 1998 – 68 с.

2.      Емельянов Н.В. Илларионов В.В. Якутский эпос – олонхо. Якутск: изд-во ЯГУ,2004. – 27 с.

3.      Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народа в воспитании детей. – Пермь: повыш.Квалиф.раб.образ..-1996. -148.

4.      Пропп В.Я Морфология сказки. – М.: Наука, 1969. -168 с.

5.      Сидоров Е.С. Очерки по олонхо – Якутск: Изд-во ЯГУ,2004. 131 с.

6.      Фрейд З. Интерес к психоанализу. Ростов на Дону, 1998.

7.        Уткин К.Д. Мифологические основы Якутского олонхо . – Якутск: «Ситим» ЧИФ. – 1994. -71с.

8.      Юнг К. Психологические типы М.1960.

9.      Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.