03 сентября 2017г.
На сегодняшний день в российской и зарубежной литературе наиболее дискуссионными остаются вопросы подготовки молодых кадров на этапе образования. Каждый работодатель заинтересован получить конкурентоспособного специалиста, так как в дальнейшем это может отразиться на эффективности работы предприятия. Задача, стоящая перед вузами – создать эффективную образовательную среду для формирования конкурентоспособной личности учащегося.
По мнению В.И. Андреева, конкурентоспособная личность отличается стремлением и способностью к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также «к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами» [1,с.26]. Н.Н.Сидорова считает, что конкурентоспособными людьми можно назвать тех, кто центрирован на интеллектуальном развитии, а также стремится к самопознанию и самосовершенствованию, в отличие от людей, озабоченных удовлетворением материальных потребностей и не воспринимающих свое образование и развитие как доминирующую ценность [4].
Л.М. Митина обусловливает феномен конкурентоспособности личности как способность предельного раскрытия собственных возможностей с целью личной самореализации, профессионального, социального и нравственно становления личности. Под конкурентоспособностью личности Л.М. Митина понимает совокупность интегральных характеристик личности - направленность, компетентность и гибкость [2].
Одна из давних, перешедших из ХХ века в XXI век, проблем - это проблема знаниецентристской ориентации образования как в средней, так и в высшей школе. В рамках профессиональной подготовки мы продолжаем выпускать многознающих, но мало способных что-то качественно делать специалистов. Окончательно не решенной проблемой остается проблема реализации деятельностного подхода. К примеру, каким образом стимулировать саморазвитие методологической, творческой культуры деятельности студента - завтрашнего высоквалифицированного специалиста. Да и сам удельный вес творческой, учебно- исследовательской деятельности и в школе, и в вузе остается крайне низким, порядка 0,2-2% времени. Только увеличение удельного веса времени на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, например, студентов в вузе до 10-15% времени дает исключительно высокие результаты в развитии творческого потенциала студентов [1].
Среди большого количества качеств, которые характеризуют конкурентоспособную личность, В.И. Андреевым выделены несколько основополагающих и приоритетных: четкость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; творческое отношений к делу; способность к риску; независимость; способность быть лидером; стремление к непрерывному саморазвитию; стрессоустойчивость; стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [1].
Целью нашего исследования стало изучение конкурентоспособности студентов. В исследовании участвовали студенты - психологи ВГПУ , среди которых 77 учащихся различных курсов: студенты первого куса в количестве 13 человек, студенты второго курса - 20 человек, студенты третьего курса - 19 человек, студенты 4 курса - 25 человек. Нами использовалась методика Андреева В.И. «Оценка уровня конкурентоспособности личности» [1] и методика самооценки стрессоустойчивости личности Н. В. Киршева, Н.В. Рябчикова [3].
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
У студентов первого курса преобладает уровень конкурентоспособности чуть выше среднего (46%), уровень чуть ниже среднего выявлен у 15% первокурсников, средний уровень конкурентоспособности также представлен среди 15% испытуемых. Уровень выше среднего выявлен у 15%, высокий уровень представлен только у 9% студентов - психологов. Очень высокий уровень конкурентоспособности среди первокурсников не выявлен.
Среди студентов - психологов первого курса преобладает уровень стрессоустойчивости выше среднего. Средний уровень стрессоустойчивости выявлен среди 23% студентов, уровень чуть выше среднего также представлен у 23% студентов. Высокий уровень представлен у 8% студентов - психологов первого курса. Такие относительные высокие показатели конкурентоспособности на первом курсе можно связать с высоким уровнем мотивации учебно-профессиональной деятельности на первом курсе.
У студентов - психологов второго курса в равной степени выражены следующие уровни конкурентоспособности: чуть ниже среднего - 20%, средний - 20%, чуть выше среднего также 20%. Среди студентов - психологов второго курса выявлен уровень конкурентоспособности ниже среднего (10% студентов). Уровни «выше среднего» и «высокий» выявлены у 30% второкурсников.
Среди студентов - психологов второго курса преобладает уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего, а именно он представлен у 45% студентов. Уровень чуть ниже среднего выявлен среди 10%, Средним уровнем стрессоустойчивости обладают 20% студентов - психологов второго курса. Высокий уровень стрессоустойчивости выявлен у 15% студентов, очень высоким уровнем стрессоустойчивости обладают 10% студентов - психологов второго курса.
У студентов - психологов третьего курса преобладает средний уровень конкурентоспособности, а именно у 37% студентов - психологов. Уровень конкурентоспособности ниже среднего представлен среди 11% студентов. 5% студентов - психологов имеют высокий уровень конкурентоспособности. К третьему курсу заметно снижается мотивация учебно-профессиональной деятельности. Среди студентов - психологов третьего курса, в основном , представлен уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего (32%).
У студентов - психологов четвертого курса представлен средний уровень конкурентоспособности 28%. Высокий уровень выявлен у 12% студентов - психологов четвёртого курса. У четверокурсников преобладающим является средний уровень стрессоустойчивости (52%). Высокий уровень стрессоустойчивости представлен среди 4% студентов - психологов четвертого курса.
Таким образом, можно говорить о нелинейности проявления высокого уровня конкурентоспособности среди студентов - психологов на разных этапах обучения, а именно на втором курсе наблюдается подъём, а на третьем курсе резкий спад показателя в процентном соотношении. На наш взгляд, это связано с динамикой мотивации учебно-профессиональной деятельности, которая снижается к третьему курсу, затем вновь возрастает. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов в сфере образования, должны учитываться в процессе формирования графика преподавания учебных дисциплин.
Список литературы
1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.
2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина - Воронеж: изд- во НПО «МОДЭК», 2002.- 400 с.
3. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М.:Геликон, 1995. - 220 с.
4. Сидорова Н.Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии: автореферат дис. канд.пед.наук / Н.Н. Сидорова - Сургут, 2002. - 207с.