Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗМЕНЕНИЕ ПЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Дружба – является одной из самых важных для нашей культуры ценностью. Многочисленные исследования ценностных ориентаций детей и подростков показывают, что именно дружба переживается как наиболее значимая ценность подростками и юношами [2; 5; 10]. Немаловажной она оказывается и для детей младшего школьного возраста [7]. С точки зрения психологии, развитие личности учащихся, являющееся приоритетной целью современного образования, во многом опосредовано отношениями со сверстниками [1; 4; 7; 9]. Значимую роль в личностном развитии детей играет именно дружеский характер взаимоотношений, так как задает возможность понять и принять Другого, увидеть себя со стороны, понять что-то наиболее важное про страну и ее людей. Ценностные ориентации наиболее активно впитываются и закладываются в начальной школе. Поэтому многие учителя, педагоги, психологи, считают создание условий для дружбы – приоритетной целью. В то же время исследования фиксируют, что под влиянием потребительской культуры понятие дружбы девальвирует, приобретает чисто функциональный характер, зачастую сводится к совместному время препровождению.

Даже в младшем школьном возрасте развитие самосознания, личности предполагает с одной стороны создание соответствующей среды с учетом ЗБР [1; 3; 9], с другой стороны собственную внутреннюю работу ученика. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «...личность, бесспорно, является субъектом деятельности и сознания — тем, кто мыслит, чувствует, действует, от кого исходят действия. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано с выработкой цельного мировоззрения» на основе рефлексивно-проектной способности самоопределения к событиям совей жизни и жизненному пути [8, с.328]. В то же время Л.С. Выготский пишет: «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка…» [1, с.315]. Таким образом, задача поиска средств, позволяющих создавать условия для развития ценностных ориентаций и картины мира – остро стоит перед психолого-педагогическим сообществом, так как отношение ребенка к дружбе является значимой частью картины мира ребенка в целом, и в связи с этим представляется важным развитие настоящего представления о дружбе и ее нравственной составляющей у детей.

Целью моей работы является исследование изменений представлений о дружбе у младших школьников при использовании программ детского лагеря, построенных на основе рефлексивно- позиционного подхода и  производных от  него сюжетно-деятельностных  и медиагерменевтических технологий, успешно апробированных в программах основного и дополнительного образования [3; 4; 6]. В основу программ положен принцип создания художественной диалогической среды, способствующей формированию со-бытийной общности, объединенной вокруг творческого дела, значимого для всех участников и практикуемого в поисках ответа на актуальную для детей проблему. Культурной опорой и ресурсом развития оказывается совместно исследуемый и обсуждаемый под руководством опытных ведущих - герменевтов художественный образец, работа с которым как раз и строится в технологиях рефлексивно-позиционного подхода [3; 6].

Важной особенностью программ является также создание модельных ситуаций выбора и художественная среда, способствующая творческому осмыслению оснований такого выбора и представлений его в совместной сценической постановке [3]. С этой целью проводятся рефлексивно- позиционные тренинги на сплочение детей и командообразование. Ребята взаимодействуют друг с другом, познают важность каждого члена команды, совместно проходят различные этапы, преодолевают возникшие конфликты. Эта обстановка создает условия для творческой общности, что очень важно для ребёнка. У детей появляются новые ценности, или же уточняются уже существующие, которые позволяют ребятам реализовывать себя в совместном творчестве. Так же отводится огромная роль самоуправлению, когда старшие отряды активно взаимодействуют с младшими, помогая им, то есть у ребят формировалась ответственность по отношению к другим и к конечному продукту в целом. В рамках сюжетно- деятельностных программ детского отдыха было проведено комплексное диагностическое исследование в начале и в конце смены. Задачей этой работы является представление и интерпретация результатов исследования понимания детьми дружбы, проведенного на двух площадках в прошлом году. В исследовании приняли участие школьники в возрасте от 7 до 10 лет, участники программ лагеря «Родничок» в Иркутской области и участники лагеря «Юные капитаны» в Подмосковье. Проводимые на площадках программы созданы под научным руководством Ковалевой Н.Б. на основе рефлексивно- позиционного подхода.

Ребятам в начале и в конце смены предложили продолжить фразу «друг – это…» или «дружба – это…». При обработке анкет классифицировалось каждое отдельное высказывание по типу выделяемых функций, затем все высказывания классифицируются по ценностям, за ними стоящими. Среди высказываний о дружбе мною были выделены пять блоков ценностей:

Нравственные – высказывания о взаимопомощи, сочувствии, поддержке, («друг тот, кто поможет в трудную минуту» «друг всегда простит», «кто услышит, поймет»), о преданности, честности («человек, который всегда преданный», «не обманывает тебя»);

Социальные – высказывания о  совместном  времяпрепровождении,  где  акцент на  совместности деятельности («любим говорить вместе», «показываем друг другу свои способности», «вместе ходим на карате»);

Развлечения – высказывания с акцентом на развлекательном характере деятельности («любим играть в компьютерные игры», «играем в футбол»)

Инструментальные – высказывания о том, как найти и удержать друга («просто попроси кого- нибудь о дружбе», «уметь просить прощения»);

Экзистенциальные – высказывания о потребности в принятии, доверии, преданности, о поиске своего места в мире («человек не родной, но поддерживает тебя и любит», «тот, кому ты можешь довериться», «кто тебя не предаст», «Когда ты доверяешь человеку», «дружба- это радость», «дружба- это чудо»).

В диаграммах представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций до и после смены. На рисунке 1 можно видеть, что в 6 отряде лагеря «Родничок» (всего в исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 7 до 10 лет) до смены 7 человек затруднились дать ответ, после смены не ответивших нет. Количество высказываний формального характера не изменилось, но прослеживается изменение ответа у конкретного ребенка. Так ответивший до смены «друг – это человек», в конце смены продолжил фразу «друг – это» словами «тот, которому я могу довериться».       Чаще звучат высказывания с опорой на нравственные ценности «тот, кто услышит, поймет, поможет», «самый лучший из твоих соседей, помогает», «помощник товарищу». Возросло количество высказываний о доверии, преданности, тех, что я отношу к блоку экзистенциальных ценностей. «Человек, который всегда (на век) предан», «Человек не родной, но поддерживает тебя и любит».На рисунке 2 можно видеть, ответы 8 участников сюжетно-деятельностной программы в лагере « Юные капитаны» в возрасте 7-10 лет. Ребята заканчивали фразу «дружба – это…» и «что значит дружить?». В начале смены 2 формальных ответа вроде «дружба – это когда у тебя есть друг». 5 высказываний о дружбе как возможности развлекаться, например, «можно поиграть в любые игры», «играть в футбол».  К концу смены возрастает количество высказываний о совместном времяпрепровождении «говорим и делаем вместе», «вместе ходим на карате», «мы с ним вместе собираем лего». Заметно возрастает количество высказываний о дружбе как о взаимопомощи, сочувствии, поддержке. Появляются высказывания с экзистенциальными ценностями «это чудо, когда человек дружит с другим человеком», «дружба – это когда ты доверяешь человеку». Чаще упоминается о способах найти и удержать друга «ты можешь найти друга просто: с любым познакомиться, делать и помогать друг другу», «просто попроси кого- нибудь о дружбе».



На рисунке 2 можно видеть, ответы 8 участников сюжетно-деятельностной программы в лагере « Юные капитаны» в возрасте 7-10 лет. Ребята заканчивали фразу «дружба – это…» и «что значит дружить?». В начале смены 2 формальных ответа вроде «дружба – это когда у тебя есть друг». 5 высказываний о дружбе как возможности развлекаться, например, «можно поиграть в любые игры», «играть в футбол». К концу смены возрастает количество высказываний о совместном времяпрепровождении «говорим и делаем вместе», «вместе ходим на карате», «мы с ним вместе собираем лего». Заметно возрастает количество высказываний о дружбе как о взаимопомощи, сочувствии, поддержке. Появляются высказывания с экзистенциальными ценностями «это чудо, когда человек дружит с другим человеком», «дружба – это когда ты доверяешь человеку». Чаще упоминается о способах найти и удержать друга «ты можешь найти друга просто: с любым познакомиться, делать и помогать друг другу», «просто попроси кого- нибудь о дружбе».

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет зафиксировать, что у детей снизилось отношение к дружбе как к развлекательной деятельности. Появилось понимание дружбы как взаимопомощи, поддержки, сочувствии. Заметно возросло к концу смены число высказываний экзистенциального плана. Самое главное, что на сменах, построенных на основе рефлексивно-позиционного подхода, многие ребята смогли почувствовать свою значимость, востребованность, уникальность - то есть была удовлетворена базовая потребность быть принятым в мире, доверять  миру. Полученные данные подтверждают, что применение технологий и методов рефлексивно-позиционного подхода создает условия для развития ценностных ориентиров и установок детей, в частности способствует развитию настоящего представления о дружбе.

 

Список литературы

 

1.        Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т; Т. 3 - М.: Педагогика, 1983. 368 с.

2.        Жданова С.Ю., Фон-Дер-Флаасс Е.Д. Представления о дружбе в поздней взрослости // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 306–310.

3.        Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М.: МПГУ, 2015. 204 с.

4.        Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения, обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете в 5 томах: Т. 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33.

5.         Кон И.С. Дружба – Этико-психологический очерк - М.: Изд-во политической литературы, 1980.– 256 с.

6.        Михеева О.В. Рефлексивно-позиционный подход к формированию диалогического пространства в программах духовного развития детей и молодежи г. Иркутска // Символ науки. 2016. № 7-2 (19). С. 146-149.

7.        Мохова Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем возрасте: автореферат диссертации канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.

8.        Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Пб.: Питер, 2003. — 512 с..

9.        Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61-73.

10.     Шмерлина И.А. Дружба как духовная и социальная реальность // Социальная реальность. –2006. – № 5. – С. 29–50.