Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, снижение качества подготовки в общеобразовательной школе, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности младших подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, снижении обучаемости и воспитуемости, следствием чего является их низкая социальная адаптивность к дальнейшей жизни, неадекватная приспосабливаемость к ней.

Цель нашего исследования: изучить психолого-педагогические особенности младших подростков, имеющих трудности социальной адаптации, охарактеризовать степень социально-психологической дезадаптации младших подростков, проанализировать особенности межличностных отношений, тревожности и самооценки дезадаптированного подростка. Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №3 г.Майкопа. В исследовании приняли участие 39 подростков 6 классов. В исследуемой группе 7 подростков воспитываются в неполных семьях, 3 в многодетных семьях, 3 в малообеспеченных, 3 - в семье переселенцев, беженцев; под опекой числятся 2 человека. В группе риска находятся 3 человека, в том числе на школьном профилактическом учѐте.

В качестве психодиагностических методик были использованы  методика К. Роджерса и Р. Даймонта «Диагностика уровня социально-психологической адаптации», тест Т. Лири для изучения особенностей Я- концепции, методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна «Самооценка личности» и разработанный нами опросник для определения ведущих факторов социализации подростка.

После обработки первичных индивидуальных данных, мы по результатам диагностики методики К. Роджерса и Р. Даймонта «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» разделили наших испытуемых на две группы: адаптированных подростков - 25 учащихся (58,2%), и дезадаптированных подростков - 14 учащихся (41,8%).

Для группы  дезадаптированных подростков характерны нарушения во  взаимодействии с социальным окружением, которые могут появляться из-за несовпадения потребностей, ценностных ориентаций подростка и группы, несоответствия уровня притязаний и реальных условий как в среде подростка, так и в отношениях к нему со стороны окружающих. Это естественно ведет к появлению эмоционального дискомфорта, неустойчивому фону настроения.

В ходе исследования межличностных отношений по методике Т. Лири мы пришли к выводам, что для социально дезадаптированных подростков наименее распространенными являются сотрудничающий – конвенциальный и ответственно-великодушный октанты, только 7% детей стремятся к компромиссному разрешению конфликтных ситуаций, нацелены на сотрудничество, могут проявлять дружелюбие, готовы к общим с группой интересам, 7% подростков принадлежат к недоверчиво-скептическиому октанту, что соответствует проявлению замкнутости, критическому настрою к мнениям окружающих его подростков и взрослых, своей позицией в группе неудовлетворенны, чувствительны к критике и замечаниям по поводу своих поступков и поведения. Дети, относящиеся к группе зависимый – послушный (14%), характеризуются высокой тревожностью, чувствительны к влияниям среды, излишне конформны и зависимы от настроения, мнений и мотиваций других подростков группы.

Авторитарный тип доминирует  у 29%, независимо-доминирующий 14%, агрессивный у 7%. Для них характерно стремление к доминированию, независимости, они в большинстве случаев способны брать на себя ответственность, уверенны в себе. В 7% случаев могут проявлять нетерпимость, критичность к другим, раздражительность.

Для понимания личностных особенностей в межличностном общении младших подростков мы исследовали их самооценку по методике Дембо-Рубинштейна

У данной группы очень высокие показатели по шкале «Умение общаться» показали 14% детей. Данная категории для них оказалась самой значимой, в ходе беседы и наблюдения мы выяснили, что это подростки, претендующие в группе на роль лидеров. Средние показатели преобладают по шкалам «Здоровье», «Умение общаться», «Самоуважение» и «Умственные способности». Обращает на себя внимание большая распространѐнность  среди  опрошенных  дезадаптированных  подростков  низких  показателей  по  шкалам «Авторитет у сверстников» - 21%, «Уверенность в себе» - 14% и «Умственные способности» -28%. Данный факт, возможно, объясняет их дезадаптацию. Заниженная самооценка свидетельствует о неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Для определения ведущих факторов социализации подростков мы разработали анкету «Выявление ведущего фактора социализации современного подростка». Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Анализ анкетирования выявил, что основным фактором социализации большинства подростков называют сверстников (28 человек), на втором месте семья (19 человек) и на третьем за ними месте школа (10 человек).

Место семьи и школы вызвано гипертрофированным чувством взрослости и стремлением к самостоятельности самого младшего подростка, и в случае со школой – возможно плохой неуспеваемостью. Интересно то, что для подростка фактором социализации является интернет (6 человек), это связано с тем, что в последнее время  интернет занимает большое  место в  нашей жизни и, к  сожалению, некоторые подростки «уходят» в виртуальное общение, заменяя им реальную жизнь, реальное общение.

Анализ ответов показал высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Такая высокая самостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации, об одиночестве и чувстве недоверия к миру.  Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим первое место в ряду авторитетов. По исследованиям видно, что, не смотря на высокий авторитет родителей в качестве советчиков, как образцы для подражания они занимают второе место. Традиционно низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 11% подростков отвергают семейные традиции, можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях.

Беспокоит тот факт, что часть участвующих в опросе считают возможным участие своих сверстников криминальных видах деятельности. Это может быть связанно либо с социальной запущенностью детей, либо с тем, что подростки воспринимают эту деятельность как один из атрибутов взрослости.

По результатам анкетирования ведущими факторами социализации являются семья и сверстники. При сложном непрерывном процессе социализации потребности личности адаптируются к потребностям общества. Причем адаптация носит не пассивный характер, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда подросток выстраивает свою роль в обществе, самоактуализируется.

Подведя итог сказанному, можно сделать вывод, что портрет социально дезадаптированного подросток имеет свои особенности: он доминантен, энергичен, раздражителен, критичен по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Одновременно он застенчив, легко смущается, склонен подчиниться более сильному, послушен, не умеет внешне сопротивляться мнению других, что приводит к скрытности и внутренним обидам. Может проявлять доброе и эмоциональное отношение к людям, быть бескорыстным и отзывчивым. Он чувствует себя менее защищенно, имеет более высокий уровень тревожности, больше трудностей в общении. Результаты психодиагностического обследования были обсуждены с педагогом-психологом и социальным педагогом школы, доведены до классных руководителей наших испытуемых с конкретным указанием фамилии подростков, которые нуждаются в социально-психологической поддержке и помощи в решении личностных проблем, изменении отношения к ним и т.п. По результатам проведенного исследования были внесены коррективы в планы работ педагога-психолога и социального педагога школы с целью профилактики и коррекции социальной дезадаптации подростков.

 

Список литературы

1.      Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учѐт и коррекция: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

2.      Вартанова, Э.Г. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы / Э.Г. Вартанова, М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 91–98.

3.      Колитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Колитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др. // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 68–80.

4.      Радина, Н.К. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков / Н.К. Радина, Е.Ю. Терешенкова // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 49–59

5.      Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 497

6.      Тулупьева, Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности / Т.В. Тулупьева. – СПб: Речь, 2005.

7.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.