Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРОГРАММЕ РАБОТЫ С ОСУЖДЁННЫМИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Работа психолога с вновь прибывшими осуждѐнными, особенно на начальных этапах отбывания наказания и в период адаптации в воспитательной колонии, требует качественного нормативно – правового и теоретического обоснования и изучения. В настоящее время существует определѐнная схема работы с вновь прибывшими несовершеннолетними правонарушителями, которая касается совершенно всех осуждѐнных, без разделения по их индивидуальным особенностям и качествам. Также проводилось множество исследований как территориальными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний (например, УФСИН по Самарской области на базе Жигулѐвской воспитательной колонии), а также НИИ ФСИН России, который обобщил опыт пенитенциарных психологов, работающих в колониях для несовершеннолетних. В данных исследованиях проводится изучение семейной ситуации подростков – правонарушителей, их окружения, постоянного круга общения и многих других факторов, влияющих на него. Также в этих работах анализируется вся собранная информация, обобщаются данные и устанавливаются связи между фактами биографии.

Но в данных исследованиях не анализируются и не характеризуются основные индивидуальные, личностные особенности и характерные черты осуждѐнных, отсутствуют рекомендации по индивидуальному подходу к каждому осуждѐнному, описываются либо групповые методы работы либо даются общие рекомендации по работе с вновь прибывшими подростками в колонию для несовершеннолетних без учѐта их личностных свойств и особенностей. Актуальность исследования обосновывается необходимостью выявления основных индивидуальных особенностей несовершеннолетних, их социальных ценностей, важных и значимых событий, что позволит разработать особые программы или рекомендации по дальнейшей ресоциализации воспитанников колоний, их повторной социализации в общество, с акцентом на их жизненный опыт, степень его принятия и усвоения, ценности, важные и положительные социальные связи подростка. Результаты исследования могут быть интересны и актуальны для пенитенциарных психологов, сотрудников воспитательных колоний, специалистов в области юридической и пенитенциарной психологии, преподавателей и студентов учебных заведений, обучающих по соответствующим направлениям по психологии, а также всем, кто, так или иначе, интересуется психологией девиантного поведения и осуждѐнных.

По прибытии в исправительное учреждение осужденный определѐнное время находится в карантине. В этот период с ним работают психологи, воспитатели и другие сотрудники колонии, с целью выявления индивидуальных психологических особенностей и характеристик человека. Также необходимо выявить способность к социализации в условия исполнения наказания и уровень осознавания подростком предъявляемых ему требований. Также проходит процесс обнаружения социальных проблем осуждѐнного и степень оказания социальной помощи данному осуждѐнному. На основе всех полученных сведений составляется Индивидуальная программа психологической, социальной и воспитательной работы с осужденным, состоящая, как правило, из основных частей: характеристика личности осужденного и основные задачи по его ресоциализации; психологическая работа с осужденным; социальная работа с осужденным; воспитательная работа с осужденным. Данная программа учитывает также категорию преступления (например, за убийство, сексуальные преступления, корыстные и т. д.).

Характеристика на воспитанника колонии (раздел 1) составляется начальником отряда карантина или начальником отряда, в котором находится осужденный и сотрудником психологической лаборатории на основе ознакомления с личным делом осужденного и результатам психологического обследования. Характеристика включает в себя следующие сведения: социально-демографические и криминологические сведения, факторы социального риска и правопослушность до осуждения, отношение осужденного к преступлению и наказанию, поведение в местах лишения свободы, личностные и индивидуально-психологические особенности осужденного, степень выраженности криминально значимых свойств личности, общие выводы.

Второй раздел программы отражает содержание психологической работы с осуждѐнным. Сюда включают и консультирование воспитанника по результатам обследования психолога, проведение социально – психологического  тренинга  для  реализации  различных  задач,  при  необходимости  –  обсуждение  с несовершеннолетним индивидуального плана ресоциализации, повторное психологического тестирования, заключение об эффективности программы и иные необходимые сведения.

Третий раздел раскрывает индивидуальную социальную работу с осуждѐнными. В период нахождения воспитанника в карантине проводится социальная диагностика и у него выявляются социальные проблемы, требующие решения. При переходе из карантина на основный этап отбывания наказания с несовершеннолетним продолжается социальная работа, упор которой делается на обретение или восстановление и укрепление социально – полезных связей: с семьей, родственниками, трудовым (учебным) коллективом. На заключительном этапе нахождения в исправительном учреждении главным направлением работы становится подготовка подростка к освобождению, для чего он посещает уроки в «Школе подготовки к освобождению».

Раздел 4 описывает индивидуальную воспитательную работу с осуждѐнным. Как было сказано выше, по прибытии в колонию осуждѐнный находится в карантине, где исследуются его индивидуальные и личностные характеристики, на основе которых и составляется программа, в том числе и такое важное направление работы, как воспитательная. В программе указываются направления индивидуальной воспитательной работы, наиболее распространѐнными являются: нравственное воспитание, правовое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание. Формы воспитательной работы могут быть разнообразными и также указываются в программе (например, индивидуальные беседы, личные поручения осужденному, индивидуальное шефство, аттестация осужденного).Важной составляющей индивидуальной воспитательной работы являются еѐ методы: убеждения (приѐмы разъяснения, научения, обсуждения, тренировки и т.д.) и принуждения (предупреждения об ответственности, порицания, наказания и т.д.).

Таким образом, программа по организации индивидуальной психологической, социальной и воспитательной работы с осужденными состоит, как правило, из 4 разделов:

-   раздел 1. Характеристика личности осужденного и основные задачи по его ресоциализации;

-   раздел 2. Психологическая работа с осужденным;

-   раздел 3. Социальная работа с осужденным;

-   раздел 4. Воспитательная работа с осужденным.

Но данная программа является примерной и допускает в себе изменения с учѐтом региональной специфики и особенностей территориального отдела уголовно – исполнительной системы [13].

Программа является комплексным документом, т.к. в ней отражаются все направления работы с осужденным (социальная, психологическая, воспитательная), и находят себя как средства исправительного воздействия.

Данный документ основывается на принципе законности и стимулирования участия осужденных в составлении своих программ. Данный принцип понимается таким образом, что осуждѐнному обеспечиваются все условия для реализации своих прав и законных интересов в процессе исполнения наказания. Сотрудники колонии должны обеспечить у осуждѐнного понимание того, что участие в психокоррекционных мероприятиях рассматривается как стремление к исправлению.

Ещѐ один важный принцип Программы – принцип практичности, который предполагает удобство для использования практикующими пенитенциарными психологами и дальнейшее применение данной системы для внедрения еѐ в каждодневную практику сотрудника исправительного учреждения.

Таким образом, Программа работы с осуждѐнными является важным ориентиром для сотрудников, осуществляющих ресоциализацию правонарушителей.

 

Список литературы

1.      Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних – М.: Права человека, 2000. – 288 с.

2.      Дебольский М.Г.      Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально- психологический аспект). – М.: Права человека, 2001. – 182 с.;

3.      Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Министерство юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл.; НИИ УИС, 2004 – 123 с.

4.      Психологическое обеспечение несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Сборник положительного опыта. – Москва: УСПВРО ФСИН России, 2006. – 168с.