Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Расстройство аутистического спектра (РАС) – общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами [10]. В настоящее время, РАС рассматривается не только как медицинская и социальная, но и психолого- педагогическая проблема. По данным ВОЗ значительно увеличивается число детей с подобным расстройством. Так в 2000 году распространенность аутизма составляла от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения, а в 2008 году – 1 случай на 150 детей [6]. В современном обществе среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, около 40 % семей детей-аутистов. В таких семьях, как и в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [4, 7, 8, 9], вторичная аутизация – наиболее  часто встречающийся феномен,  проявляющийся в замкнутости самой семейной системы и нежелании взаимодействовать с окружающими. Родители ребенка с расстройством аутистического спектра часто демонстрируют некомпетентность в вопросах его воспитания и межличностного взаимодействия, предъявляя завышенные требовательность и нормативность в отношениях с другими членами семьи, минимизируя тем самым контакты с социумом [5]. Состояние ребенка с РАС напрямую зависит от функционирования семьи, в которой он живет. Родительская компетенция наряду с особенностями  личности  родителей  становится  определяющим  вектором  в  содержании  семейного воспитания [3]. Поэтому очень важно всем членам семьи проявлять родительскую компетенцию в межличностных отношениях, не подчиненных аутичному ребенку, что указывает на необходимость реализации инновационной формы ее психолого-педагогического сопровождения.

В психологической литературе достаточно подробно описываются различные направления работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра: лечебная помощь, собственно коррекционная работа различных специалистов, а также и психотерапевтическая. Достаточно на сегодняшний день традиционной формой психолого-педагогического сопровождения является индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в контексте дифференцированного подхода, что предполагает подбор оптимальных методов и форм работы по его социально-психологической адаптации. Мы предлагаем психологическое сопровождение собственно семьи с позиций компетентностного подхода. Это означает, что наряду, с оказанием комплексной помощи ребенку различных специалистов, обязательной составляющей является психолого-педагогическое сопровождение семьи не только по вопросам семейного воспитания, но и по гармонизации супружеских и детско- родительских отношений. Итак, наряду с психологическим сопровождением ребенка с РАС все более значимой становится проблема роли родительской компетенции в организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра.

Анализ психолого-педагогических источников свидетельствует о многомерности и неоднозначности трактовки самих понятий «компетенция» и «компетентность». В широком смысле под компетентностью понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. С понятием компетентности связано понятие компетенция, понимаемое как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [2].

В нашем исследовании придерживаемся точки зрения Т.В. Коваленко (2016), согласно которой компетентный родитель умеет установить с ребенком доверительный контакт, точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка в каждый конкретный момент жизни, научился чувствовать состояние своего ребенка, понимает его поведение. Родительская компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности родителя, необходимых для эффективной реализации воспитательного воздействия на ребенка, и включающая когнитивную, ценностно-мотивационную, эмоциональную и поведенческую составляющие, между которыми существует тесная взаимосвязь [3]. Компетентное родительство в воспитании ребенка с расстройством аутистического спектра, на наш взгляд, предполагает активную родительскую позицию в получении необходимых педагогических знаний, постоянную готовность пополнять их и применять на практике.

Таким образом, особенности функционирования семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, на психологическом, социальном и соматическом уровне являются основными детерминантами организации ее психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и  системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства [1]. Под психолого-педагогическим сопровождением семьи, воспитывающей ребенка с РАС, понимаем комплексную технологию скоординированной психолого-педагогической поддержки и помощи специалистов «помогающих профессий» ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Задачами психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, являются: снижение внутреннего дискомфорта у родителей в связи с психофизиологическими особенностями ребенка, гармонизация супружеских и детско- родительских отношений, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их психолого-педагогического потенциала, создание условий для взаимодействия родителей и детей с РАС с целью успешной реализации родительской компетенции. В условиях организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей с расстройством аутистического спектра, системообразующую роль выполняет родительская компетенция. Она представлена на когнитивном, ценностно-мотивационном, эмоциональном и поведенческом уровнях совокупностью взаимосвязанных качеств личности родителя, необходимых для эффективной реализации воспитательного воздействия на ребенка.



Список литературы

 

1.        Галочкина Т.Ю., Черенёва Е.А. Модель обучения и психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 116 с.

2.        Звездова А.Б., Орешкин, В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 1.07.2017).

3.        Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования. Автореф. дис…канд.пед. н., Омск, 2016. – 27 с.

4.        Кондратьева Т.В. Особенности функциональности семейных систем, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс]. URL: http://www.autisminrussia.ru/doc/reserch_psy_kondratyeva.pdf (дата обращения: 1.07.2017).

5.        Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 1991.

6.        Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 53–61. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470137.htm (дата обращения: 1.07.2017).

7.        Молчанова Л.Н., Сердюкова Н.С. Особенности функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанная с инвалидностью ребенка» // Перспективы науки и образования.– 2014. – №6 (12). – С. 118-125.

8.        Молчанова Л.Н., Ситникова А.В. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха // Коррекционно-педагогическое образование. – 2015. – №3 (3). – С. 16-27.

9.        Никишина В.Б., Мордич Л.Н. Программы психологической реабилитации детей с нарушениями умственного развития. Учеб. пособие. Курский государственный медицинский ун-т. – Курск: КГМУ, 2003. – 130 с.

10.     Расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практическое руководство / Под ред. Н.В. Симашковой. – М.: Авторская академия, 2013. – 264 с.