Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Аннотация

В       статье       представлено       краткое       описание       методологической       основы       использованиянейропсихологического подхода в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания, нейропсихологическая коррекция, высшие психические функции. 

По данным различных специалистов, около 90% детей имеют отклонения физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что характеризуется отсутствием сосредоточения, повышенной отвлекаемостью, гиперактивностью и импульсивностью [5]. Следует отметить, что в последние годы число детей, страдающих данной патологией, постоянно увеличивается. Так, согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенных в России, частота встречаемости СДВГ у детей составляет 2-29%, причем мальчиков среди них в 7-10 раз больше чем девочек [6].

В настоящее время СДВГ рассматривается как нейробиологическое нарушение, этиология и патогенез которого носят комбинированный характер. Среди основных причин возникновения СДВГ отмечают повреждения мозга в пре- и перинатальном периодах [1,2,4,6]. Считается, что основные морфо-функциональные нарушения при СДВГ связаны с лобными долями (прежде всего - их префронтальными отделами), подкорковыми структурами мозга (актививирующей ретикулярной формации ствола мозга, таламуса, гипоталамуса и базальных ганглии) и нарушениями взаимодействия этих структур между собой и с другими отделами мозга [4]. Также имеются данные, указывающие на нейротрансмиттерную недостаточность при нарушении метаболизма нейромедиаторов центральной нервной системы-дофамина, норадреналина и сератонина. Известно, что катехоламины (дофамин и норадреналин) участвуют в обеспечении многих поведенческих реакций, таких как: внимание, мотивация, подавление и обеспечение моторного ответа [8,9].

Симптокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудность в обучении и межличностных отношениях. В большинстве случаев для таких детей характерно двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мыслей, неспособность учиться на своем опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения, начатого до конца, болтливость, рассеянность, отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношения со сверстниками, тревожность и низкая самооценка Существующая неудовлетворенность решения этой проблемы определяет актуальность разработки новых подходов и алгоритмов в коррекции СДВГ. Сочетание нейропсихологического сопровождения и медекаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем.

Основы нейропсихологической коррекции представляет учение А.Р.Лурия, о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций. Каждый вид деятельности обеспечивается комплексом мозговых структур, и разделяются на три функциональных блока [7].

Первый функциональный блок, по мнению А.Р.Лурии, связан с уровнем регуляции тонуса и бодрствования, энергоснабжения. Он обеспечивается корково-подкорковыми и межполушарными взаимодействиями. У детей с дефицитом данного функционального блока отмечается запаздывание определения ведущей руки, увеличение числа ошибок к концу заданий, неусидчивость, снижение мотивации, двигательной и эмоциональной расторможенности, изменение темпа деятельности. Для оптимизации нейродинамического обеспечения деятельности необходимы упражнения, направленные на активацию подкорковых образований мозга: дыхательные упражнения; массаж и самомассаж; работа с двигательными расстройствами и патологическими синкинезиями.

Структуры и системы второго функционального блока включают задние отделы коры больших полушарий и отвечают за восприятие, переработку и хранение сенсорной информации. Для таких детей характерно фрагментарность восприятие. При выполнении двигательных проб нарушения у них чаще отмечается в левой руке. Внимание при повторяющихся действиях не снижается, но в ситуациях без правил происходит провокация возникновения гиперактивности с элементами импульсивности. Для оптимизации этого  уровня необходимы упражнения направленные на развитие пространственных представлений и когнитивных функций (внимания, памяти, восприятия).

Морфофункциональные структуры третьего блока включают лобные отделы коры больших полушарий и позволяют выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. У таких детей недостаточно сформирована мелкая моторика, выражены нарушения функции регуляции и контроля, структурно-топологической и координаторной составляющих пространственных представлений, мнестической деятельности в звене избирательности [3]. На данном этапе необходимо расширять адаптационные возможности, развивать коммуникативные навыки, формировать положительную самооценку.

В ходе нейропсихологической коррекции происходит интеграция всех психических процессов, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности, исчезают проявления дезадаптации.

 

Список литературы

1.      Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Синдрома дефицита внимания у детей. М. Медпрактика, 2002. 128 с.

2.      Грибанов А.В., Депутат А.В. Структура интеллекта у детей с СДВГ// Вестник Поморского университета.Серия «Физиологические и психологические науки». 2007. №4. С.67-73

3.      Депутат И.С Характерные особенности структуры интеллекта у детей с СДВГ в младшем школьном возрасте // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия «Медико- биологические науки». 2014. №1. С13-22

4.      Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологические науки». 2007. №4. С.3-7

5.      Клинико-физиологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) /М.Н.Панков, А.В.Грибанов, И.С.Депутат, Л.Ф.Старцева, А.Н.Нехорошкова //Вест. новых мед. технологий.2013.Т.20,№3. С91-97

6.      Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания. СПб., 2005. 280 с.

7.      Рысина Н.Н., Емельянова Т.В. нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия «Медико-биологические науки». 2014. №1. С93-96

8.      Яковлев Н.А., Слюсарь Т.А.., Новоселова М.П. Психоиммунные, метаболические нарушения и подходы к их коррекции у детей с синдромом дефицита внимания-гиперактивности // Материалы конференции «Нейроиммунология». 2001. Т.2. С.223-297.

9.      Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder: A handbook for    diagnosis and treatment (3rd ed.).N.Y   .: Guilford Press, 2006. – 770 p