05 февраля 2016г.
Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к резкому возрастанию стрессорных нагрузок в разных сферах жизни людей. Этому также способствовали участившиеся военные конфликты, естественные и техногенные катастрофы, а также резкое возрастание информационной нагрузки. Особенно это касается таких восприимчивых слоев населения как школьники и студенты.
Психоэмоциональный стресс, с одной стороны, является защитной приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление всевозможных мешающих нормальной жизнедеятельности препятствий, особенно таких частых конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих жизненно важных биологических и социальных потребностей. С другой стороны, в условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций у отдельных субъектов эмоциональный стресс трансформируется в свою противоположность - патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что приводит, в конечном счете, к формированию разнообразных психосоматических заболеваний [7].
В связи с развитием новых технологий появилась возможность применения современных технических средств для профилактики негативных психических состояний. Одним из методов саморегуляции, тренировки стрессоустойчивости и снижения уровня тревожности является метод биоуправления.
Биоуправление – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической обратной связи. Это не только технология, но и принципиально новый концептуальный подход к регуляции функций и состояний организма человека, широко используемый в диагностических, лечебно-реабилитационных и профилактических целях.
Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях человеком не воспринимаемую [6].
При реализации технологии биоуправления с помощью специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда на экране компьютера. На основе полученной информации с помощью аппаратуры, используя специальные приемы, развиваются навыки саморегуляции, т.е. человек приобретает способность произвольно изменять физиологические функции организма: частоту сердечных сокращений, электрическое сопротивление и температуру кожи, степень напряжения мышц, параметры дыхания и др.
Метод биоуправления может с успехом применяться для нормализации повышенного артериального давления, которое провоцируется хроническим психоэмоциональным напряжением, т.е. - стрессом [8]. Принцип работы биологической обратной связи показан на Рисунок 1:
Рис.1. Схема работы биологической обратной связи
В последнее время все большую популярность приобретают компьютерные приставки для игрового биоуправления, с помощью которых пациент обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажи игры. Выиграть соревнование человек может только в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. Например, чем больше он расслабляет свои мышцы, тем быстрее мчится машина на экране монитора и т. д. В результате лечебный сеанс превращается в увлекательное занятие, которое нравится и взрослым и детям.
В последнее время доказано, что с помощью метода люди могут сознательно снижать частоту сердечных сокращений или путем активации парасимпатической системы, или же за счет торможения симпатической нервной системы [1].
Соревновательный сюжет технологии компьютерного игрового биоуправления является сильным мотивирующим фактором к достижению высоких результатов. Мотивация получения необходимого (положительного) сигнала биологической обратной связи приводит к запуску своеобразного целенаправленного поведения, начинающегося с выработки программы выбора оптимального способа саморегуляции психофизиологической функции. В соответствии с имеющимися у человека представлениями осуществляется перебор способов саморегуляции, в результате которого выбирается оптимальный.
Выделим основные модификации биоуправления, применяемые для коррекции стрессовых состояний:
– Психоэмоциональный релаксационный тренинг ЭЭГ (альфа-тренинг) позволяет провести тренировку и/или коррекцию функциональной активности мозга по динамическим показателям корковой биоэлектрической активности мозга. Тренинг производится на основе спектральной оценки ЭЭГ. Может являться профилактическим методом адаптации к стрессу у людей, занятых в напряженном трудовом процессе или испытывающих длительное или острое личное психоэмоциональное напряжение.
– Биоуправление, основанное на измерении ЧСС, вариабельности сердечного ритма и других параметров сердечно-сосудистой системы (пример ПАК «БОС-пульс») показывает, как сердце отвечает на изменения эмоционального, ментального и физического напряжения и помогает натренировать способность возвращаться в более расслабленное и эффективное состояние. Это помогает достижению общей релаксации и снятию напряжения с сердечно-сосудистой системы.
– Температурно-миографический релаксационный тренинг позволяет отслеживать изменения периферической температуры тела и мышечного напряжения, показан для лечения любой психосоматической патологии и невротических расстройств.
– Биоуправление, основанное на оценке кожно-гальванической реакции (КГР). Являясь
коррелятором психоэмоционального состояния, КГР широко используется при лечении заболеваний ЦНС, неврозов, фобий, депрессивных состояний, различных эмоциональных расстройств, повышения психической устойчивости в стрессогенных условиях.
– БОС-терапия с применением стресс-нагрузок и использованием психотерапевтических техник (тренинг оптимального функционирования у спортсменов, военнослужащих, лиц опасных профессий).
В литературе в качестве минимального рекомендуется курс из 10-ти сеансов [2;5]. Для появления структурных, а не только функциональных изменений может потребоваться до 60 сеансов [4]. Каждая сессия представлена 5-7 попытками. Продолжительность сессии от 20 до 30 минут.
Курс игрового биоуправления способствует снижению ситуативной тревожности, улучшению настроения, снижению нервно-психического напряжения, повышению активности психической деятельности, т.е. благоприятно влияет на общее психическое состояние [3].
Таким образом, технология игрового биоуправления может быть рекомендована как эффективное средство профилактики и коррекции стресса у различных групп населения,
в частности у школьников и студентов.
Список литературы
1.
Джафарова
О. А., Донская О.
Г., Изарова О. И., Путилов А. А.
Метод
игрового биоуправления и регуляция ритма сердца // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. № 1 (91), с. 62-67.
2.
Джафарова О.А. Гребнева О.Л., Григораш Е.Н., Лазарева О.Ю. Биоуправление в школе. Профилактика хронического стресса: методические указания / Под ред. М.Б.Штарка. – Новосибирск: ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, 2004.
3.
Донская О.Г., Джафарова О.А., Гриценко О.В., Очеретная К.Г. Исследование личностных особенностей в группах, различающихся по успешности освоения метода игрового биоуправления. // Биоуправление в медицине и спорте. Омск, 2003, С.12-13.
4.
Колл Р. Немедицинская биологическая
обратная связь //
Биоуправление-3: Теория
и
практика. –Новосибирск, 1998.
5.
Комплекс реабилитационный
психофизиологический для
тренинга
с
биологической обратной
связью «Реакор»: методические указания. – Таганрог: Медиком МТД, 2007.
6.
Субботкина А.Н., Успенский А.Л. Метод биоуправления в рамках предсоревновательной подготовки спортсменов - членов сборных команд России по паралимпийским и сурдолимпийским видам спорта. // Материалы I Всероссийского конгресса «Медицина для спорта». Москва, 2011. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sportmedicine.ru/medforsport-2011-papers/subbotkina2.php.
7.
Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. — М.: ГЭОТАР Медиа, 2010. —112 с.: ил.
8.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).