Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТИПЫ ЛЮДЕЙ, УРОВНИ СОЗНАНИЯ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Неисчислимое количество душ проходят эволюцию на Земле, и, естественно, все находятся на разных уровнях своего развития. В беде почти все люди обращаются к Богу, но эти мотивы всегда эгоистичны, они желают решить свои физические, социальные или психические проблемы, просят здоровья, денег, успеха в бизнесе и других видах деятельности. Временно избавившись от затруднений, которые имеют свои ритмы и кармические особенности, они быстро забывают о Всевышнем. Души таких людей Йогананда относит к первому типу, или к «молодым» душам [3, с. 763]. Второй тип – это люди, которые отправляются на поиски мудрости ради реализации своей божественности и разгадки тайны жизни. Они используют свою волю во благо и поэтому стоят выше эгоистичных верующих. «Третий тип людей стремится получить максимум – «Дарителя и Его дары». Они хотят, чтобы Бог дал им возможность заниматься йогой, иметь богатство, друзей, здоровье, власть, хотят обрести блаженство и духовную силу. Четвертая группа состоит из мудрецов, они не ищут знаний, не просят помощи в мирской жизни, они избавились от иллюзорных привязанностей, уже обрели непоколебимую мудрость и способность общаться с Богом. Они живут для Бога, трудятся для него и общаются с ним. Таких людей единицы и они дороже всех Богу.

«До тех пор, пока человек не делает различия между духовным счастьем и мирскими удовольствиями, он не способен вкусить высшее блаженство души» [3, с. 1162]. Радость бессмертной души человека не зависит от органов чувств, но, отождествившись с физическим телом и чувствами, она превращается в псевдодушу (эго). Искусство, поэзия, музыка сами по себе не более  духовны,  чем  философия  или  наука  [1,  с.  318].  Особенность современного человека – это неспособность провести различие между разумом и духом, ментальный, этический или эстетический идеализм ошибочно принимается за духовность. Философы-идеалисты или поэты весьма редко соприкасаются с настоящим духовным опытом.

Единственное, к чему стремится искатель духа, это изменение своего уровня сознания, отождествление с более высокими его уровнями, все остальное для него значения не имеет. Уровней сознания (ума) множество, т.к. сознание бесконечно, и человек может реализовать все эти уровни. Ум – причина всех человеческих удовольствий и скорби, это отражающее зеркало. Аспектами ума являются интеллект, воля, эго, которые подвержены изменениям. В йоге выделяют пять разных уровней ума [3]. Обычный ум или телесное сознание, он необходим для понимания множества физических объектов и явлений в мире, для исследования физического, витального и ментального миров. Как правило, вся система современного образования направлена на развитие обычного ума во множестве его проявлений. Сверх- ум относится к тонкому «телу», где чувства, интеллект, воля, эго, физическое тело отсутствует, есть только сознание. Когда обычный ум бездействует (остановлен), сверх-ум проявляет свою активность, это происходит в состоянии сна. Сверх-ум более силен, чем обычный ум. За несколько секунд, минут он может «показать», охватить всю жизнь человека. Он не имеет пространства и времени, проявляет многочисленные сверхспособности. В состоянии сновидения ум создает свой собственный мир, испытывает удовольствие и боль, горе и страх. Эти иллюзорные образы кажутся реальными только в момент сна, при пробуждении этот мир становятся нереальным и моментально исчезает. То, что истинно и реально, должно существовать и в состоянии бодрствования, и в сновидениях, и в состоянии глубокого сна. Истина реальна в прошлом, настоящем и будущем. Науку и образование мало интересует этот мир, т.к. он не подвержен строгому научному (экспериментальному) исследованию. Но воспитанный сверх-ум может решать те задачи, с которыми не справляется обычный ум. Высший ум активен в состоянии глубокого сна. В этом состоянии нет тревог и мыслей, нет ощущений и переживаний. После пробуждения человек чувствует себя счастливым, хорошо отдохнувшим, бодрым. Это состояние приносит блаженство без всякого опыта. В состоянии глубокого сна есть жизнь, но нет ума, есть только блаженство. Просветленный ум, это Божественное причинное начало, оно лежит в основе всего, что случается в мире. Это сила, освещающая все в мире. Запредельный ум – это Божественность, целостность. В этом состоянии возникает ощущение «Я есть», «Я» во всех существах. Как только человек вышел за пределы ума, он может наслаждаться безграничным космическим сознанием.

Первичная задача человека – познание собственной внутренней реальности и божественности. Чтобы выйти за пределы обычного ума и достичь запредельного ума, нужно избавиться от барьеров, которые существуют между ними. Современное образование учит всему на свете, кроме знания о том, кто мы такие. Огромный односторонний прогресс науки сопровождается ростом невежества, человек развивает умственные способности и постоянно деградирует в нравственной и духовной сферах т.к. наука уводит от реальности высшего «Я». Человеческая жизнь выше, чем жизнь любого другого существа, но она обесценивается.

Если на духовном пути у человека проявляются сверхспособности, он старается использовать их во благо духовного становления не только себя, но и других людей. Все пути развития души, разума и жизненной силы в физическом теле и социуме формируются еще до рождения с учетом кармы индивида, миссии и программы жизни [4, 5]. Сформированная при этом миссия всегда остается неизменной в течение всей жизни, программа же жизни при духовном развитии может существенно корректироваться в лучшую сторону на протяжении всего воплощения. Может измениться и продолжительность жизни в сторону ее увеличения. В земной жизни есть великие Божьи посланники – пророки, святые, мудрецы, аватары, которым свойственно полное осознание своей земной миссии еще в раннем возрасте как поручение Бога.

Духовный (внутренний) возраст человека иногда связывают с периодизацией возрастного развития. Первый уровень духовного развития сознания – это «младенец», затем следует «ребенок», «подросток», «юноша», «взрослый», «старец», «мудрец». Развитие внутренней личности может соответствовать любой из этих стадий независимо от биологического возраста или интеллектуального развития.

В духовной жизни человек постоянно учится отдавать всего себя, свою душу, жизнь, мысли, слова и дела Всевышнему, Божественной Матери и Божественному Отцу, он служит Богу в каждом человеке. Придерживаясь определенного образа жизни и совершая духовные практики, он стремится к достижению доминанты саттвических (создающих гармонию) качеств и к постепенному выходу из-под влияния всех сил природы, жизни и разума. С раскрытием высшего сознания, сосредоточенного в Сахасраре, деятельность материальных энергий индивида на всех уровнях бытия полностью контролируется высшим «Я» и приобретает совершенную гармонию, душа не вовлекается в кармические последствия. Пребывая в высшем «Я», за пределами жизни и разума, человек осознанно трансформирует через переживания все свои кармические наработки прошлых жизней и так же те, что возникали в результате текущей жизни. «Войдя в самадхи… йог может избавиться от кармы незавершенных прошлых действий, переживая множество рождений и смертей в видениях» [3, с. 766]. Этим методом на сверхсознательном уровне йог избавляется от необходимости проходить через многочисленные физические рождения и смерть, благодаря которым человек приобретал мудрость, объективное сознание. Почти освобожденный йог может сознательно создавать видения и посредством этого уничтожать все кармические последствия своих действий и не дать прорасти семенам новых желаний [3, с. 768]. Материализуя в видениях множество жизней, йог ускоряет свою эволюцию, и длинная цепь инкарнаций сжимается до одной жизни.

В йоге отмечается, что человек умирает и рождается с каждым биением сердца, с каждым вдохом и выдохом, с каждым переходом от бодрствующего состояния сознания в сон и обратно. Вещество мозга человека, по утверждению физиологов, обновляется каждые восемь лет. Если это так, то

за 80 лет человек реинкарнирует десять раз. Если посмотреть еще глубже, то можно предположить, что человек, как и вся Вселенная, одновременно постоянно умирает и рождается, оставаясь всегда молодым. Биологическая жизнь человека-индивида ограничена своим природным ритмом «жизнь- смерть», но душа (индивидуальное сознание), как и дух (универсальное сознание) никогда не исчезают. Физический человек, как и весь проявленный мир, постоянно «проявляется» и «исчезает». Единственное, что присутствует всегда, – это целостная форма Божественного. «Человеческая жизнь возникает из Бога, поддерживается Богом и растворяется в Боге» [2, с. 242].

В йоге и оккультных учениях хорошо известна и другая градация сознания (а значит и развитие личности), основанная на центрах сознания. Каждая из семи основных чакр отвечает за определенный аспект (уровень) сознания и физического тела человека. С раскрытием более «высокого» центра, человек приобретает и более «высокое», качественно другое сознание.

Первый уровень сознания («первый», «второй» и т.д. – условное обозначение уровня сознания) определяется развитием Муладхары и эфирного «тела». Этот центр олицетворяет жизнь и смерть, агрессию и любовь, способность выжить на материальном плане, активность, выносливость, жизнерадостность, способность выражать свою агрессию. Характерные черты человека этого уровня: загруженность делами, страхи, тревоги, жадность, алчность, упрямство, ненасытность, накопительство, расточительство, зависть, фобии, попытки суицида, садомазохизм. Этот уровень    развития    осознания    называется    инфантильным,     детским, мистическим, отличается символизмом, верой в чудо, неспособностью анализировать, отсутствием самостоятельности, слепым подражанием и следованием за лидером.

Второй  уровень  сознания  связан   с   Свадхистханой  и   астральным  «телом», с проявлением сексуальной энергии. Развитие силы и энергии этого центра во многом зависит от взаимоотношений матери и ребенка, затем человека с другими людьми. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более он чувствует себя сильным и защищенным, стремится жить, радоваться, делиться своей радостью с другими людьми. Неправильное развитие этого центра приводит к депрессии, нарушению половой идентичности, резкому перепаду психоэмоциональных состояний, к ревности, неспособность выражать свои чувства.

Третий уровень сознания – чакра Манипура, ментальное «тело». Активное развитие этого центра начинается с 5-6 лет и продолжается всю жизнь, представляет осознаваемую часть нашей личности. Функции: формирование образов, речи, выражение аффекта, мыслительные процессы, осознанные воспоминания, представления о самом себе, отношения с окружающими. Неправильное формирование центра приводит к чрезмерной интеллектуализации, к желанию логически объяснить то, что нужно ощущать.

Четвёртый уровень сознания – чакра Анахата представляет собой опыт души. Это мир сверхсознательного, интуиции, способности любить себя и других существ. Развитие центра связано с качествами саттвы (терпимость, сострадание, гармония и т.д.).

Пятый уровень сознания – чакра Вишудха, интуитивное «тело». Развитие этого центра определяет способности к общению, обучению, обретению внутренней гармонии, самопознанию, самонаблюдению.

Шестой уровень сознания – чакра Аджна, будхическое «тело». Раскрытие этого центра открывает многие сверхъестественные способности (ясновидение, яснознание и т.д.).

Седьмой уровень сознания – чакра Сахасрара, атмическое «тело», уровень сверхсознания, единения с высшим «Я». Раскрытие этого сознания происходит не раньше раскрытия предыдущих центров. У человека обыденного уровня сознания и жизни, как правило, в разной степени раскрыто сознание первых трех чакр, раскрытие более высоких центров сознания требует больших интеллектуальных, нравственных и духовных усилий. Для раскрытия шестого и седьмого уровня сознания необходимы осознанные занятия духовными практиками.

В йогическом учении говорится, что самореализация возможна только в том случае, если восприятие осуществляется «не с помощью интеллекта, а непосредственно душой» [3, с. 1168]. Духовная жизнь имеет свою направленность жизненных и ментальных сил, что наиболее полно можно отразить интегральной парадигмой развития личности.

Развитие сознания, переход на все более высокие уровни, изменяет жизненные интересы и цели личности. Шри Ауробиндо дает исчерпывающие ответы на вопросы о цели жизни человека, для чего душа воплощается в материальное тело. «Истинной целью рождения души в человеческом теле и тяжкого труда человечества в сменяющих друг друга циклах развития…, является радость самообнаружения, обретаемая в борьбе с трудностями» [6,

c. 334]. Осознанное погружение души во тьму неведения, в материю, в бессознательное, является не проклятием, а божественной возможностью представленной духу (в виде души) обнаружить и воплотить все многообразие универсального сознания и достичь таких возможностей бесконечного существования, которые недостижимы в других условиях, «выстроить из Материи храм, в котором может обитать Божество» [6, c. 335]. Цель путешествия души не в том, чтобы воплотившись в материи как можно скорее вернуться на небеса, где совершенный свет и радость, а в том, чтобы реализовать Ананду «Я» (блаженство, восторг) в условиях и реалиях материального существования.

Каждый     человек     в     своей     основе     есть     саморазвивающееся индивидуальное универсальное сознание, задача общества, человечества, заключается в том, чтобы создать для души все возможности для самораскрытия в физическом теле человека и проявления в нем истинного «Я». Шри Ауробиндо отмечает, что признав наличие высшего «Я», дав ему возможность проявить себя во внешнем мире, оно само заберет большую часть дел воспитания из наших рук и разовьет интегральную личность души в оптимальном направлении с максимальным эффектом. «У нас уже сформирована душевная личность…, которая привносит в наше природное существо тонкий психический элемент» [6, с. 278], однако этот элемент еще не доминирует в нашей обычной природе и действует в ограниченных пределах. Душа лишь опосредованно и неполно направляет наши мысли и поступки, она вынуждена пользоваться ментальными, витальными и физическим инструментами и постоянно подавляется нашим умом и жизненной силой.

Список литературы

 

1.            Ауробиндо, Шри. Письма о йоге (кн. 1). – М.: ООО Изд-во «София»,2011. – 384 с.

 2.            Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Сатья Саи говорит. Т. XXVI. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 416 с.

3.            Йогананда  Парамаханса.  Бхагавадгита.  Беседы   Бога   с   Арджуной.  Царственная наука Богопознания: Новый перевод и комментарии. – М.: София, 2013. – 1232 с.

4.            Корнеенков С.С. Миссия человека и эволюция души в материи (экспериментальное исследование в ИСС) // Вестник интегративной психологии. Ярославль. 12. 2014. – С. 103-106.

5.            Корнеенков С.С. Цели личности и миссия человека в эволюционном восхождении души // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»), – 2014. – № 5. Том 1. – С. 26-38.

6.            Шри Ауробиндо. Собр. соч. – Т. 15. Жизнь божественная – II. – СПб.: Изд-во «Адити», 2015. – 384 с.