Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТИПЫ ЛЮДЕЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЫЧНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Перед каждым человеком с самого момента его рождения открываются многочисленные пути-дороги, следуя которым, он совершает свое духовное паломничество на протяжении множества воплощений. Если человек осознанно становится на путь самопознания, то ему необходимо иметь определенные ориентиры и понимать, какую жизнь он хочет вести и не принимать одну за другую. Всё многообразие образов жизни можно выразить критерием, связанным с осознанием своей сущности и цели жизни. Возможно, эти периоды можно связать с понятиями «обычная жизнь», «религиозная жизнь» и «духовная жизнь».

 Жизненное пространство каждого индивида соприкасается с множеством людей, находящихся на разных стадиях психической и духовной эволюции. На Земле множество форм живой и неживой материи. «На одном конце шкалы человеческих характеров расположены звероподобные типы, лишь недавно сменившие животные тела на человеческие; на другом пребывают великие учителя и обожившиеся святые. В промежутке находится остальная (подавляющая) часть человечества» [1, с. 555]. В ведической литературе говориться, что в каждом человеке присутствует четыре естественных начала, а именно: животное, демоническое, человеческое и божественное [2, c. 361]. Человек с божественным началом погружен в созерцание атмана (души), наслаждается душевным блаженством, отвергает корыстные мысли и посвящает каждое мгновение своей жизни добрым делам, служением богу и людям. Он есть реализованная душа и осознает, что душа (внутреннее «Я») есть у каждого человека. Такие люди, находясь в человеческом теле, излучают божественность.

«Человеческий» тип человека действует в строгом соответствии с истиной и праведностью выработанной в том или ином обществе. Он не гонится за положением в обществе, властью, деньгами, славой, живет в гармонии со своими ближними, стремится к раскрытию и выполнению многочисленных добродетелей.

Демонический человек не связан правилами общественного поведения, погружен в деятельность по удовлетворению своих чувственных потребностей, наполнен всеми проявлениями эго и не сдерживает себя, причиняя боль другим людям. Развитое физическое, эмоционально, ментальное и духовное эго доминирует во всех жизненных проявлениях и видах деятельности. Это эгоистичный тип человека.

Животный тип человека сосредотачивает свою деятельность только на удовлетворении своих чувственных потребностей, он совершенно не подозревает о той божественности, что находиться внутри его физического сознания. Человек постепенно развивает свое сознание от животного начала до человеческого и божественного, этот путь он может пройти более сознательно и быстро, если на каждом уровне ему будет оказана помощь от знающих людей. Человек рождается, чтобы в своей жизнедеятельности осознать божественное начало в своем физическом теле. Тело, ум, интеллект и многочисленные качества личности подлежат развитию постольку, поскольку они должны стать надежными инструментами души. Духовность – это искоренение животных и демонических качеств в человеке и проявление божественной природы (Сат-Чит-Ананды) [2, с. 363].

Миллионы людей живут без особых злодеяний, но и без истинных добродетелей, это обычная жизнь человека. Обычная жизнь – это жизнь среднего человека, сознание которого отделено от сознания подлинного «Я» (души). Он живет внешним сознанием, которое безоговорочно подчиняется материальным законам природы, законам подсознания и бессознательного. Деятельность ума и интеллекта бодрствующего сознания искажается инстинктами, рефлексами, программами и привычками, выработанными эволюцией и индивидуальной жизнью.

Существует огромное разнообразие видов обычной жизни: наука, искусство, экономика, спорт, торговля, политика, управление, рабочие профессии, семья и т.д. Главная цель жизни и характерная черта этого уровня бытия – борьба за выживание всеми средствами, достижение власти, богатства, ведущих социальных ролей, известности. Мирской человек не понимает, что любая собственность (в том числе и биологическое тело) не вечно, и игнорирует бессмертную душу. Сознание обыденного человека двойственно, в зависимости от стимулов легко переходит от добрых мыслей, желаний и дел к его противоположным проявлениям. Даже в случае развитого интеллекта может с равным успехом направлять его как на созидание, так и на разрушение жизни, на добро или зло. Во всех видах деятельности может достигать высочайшего мастерства, раскрывая многогранные способности. Познание глубины и горизонтов внешнего мира является его конечной целью, он не стремится к постижению истин духовной науки. Ведущий мотив – материальное богатство и власть, ведущая потребность – секс, он ищет все большего удовольствия, большей радости, большего субъективного счастья. По его мнению, жизнь дается только один раз и от нее нужно взять все, что только возможно. Свою миссию и программу жизни он выполняет автоматически, неосознанно, в очень редких случаях полуосознанно. В своей жизненной программе ничего не может изменить, так как для этого необходима духовная воля. Обыденное сознание личности всегда зависит от силы ума других людей, научных парадигм, групп, партий, организаций, социальных и нравственных установок и т.п. Человек обыденной жизни отождествляет себя с малым «я» в образе тела, или с эмоциями и чувствами, значительно реже – с умом и интеллектом, он думает: «Я мыслю – значит существую». Средний человек считает, что это он думает, желает, чувствует, мечтает, делает, переваривает пищу, управляет дыханием и кровообращением. На самом деле всеми его движениями управляют законы природы и кармы, т.е. силы подсознания и бессознательного. Ум простого человека отождествляется с внешним миром посредством анализаторной системы, где главную функцию в развитии сознания выполняет память. Жизненные функции обеспечиваются умом, интеллектом и энергией жизни, которые действуют в трех нижних центрах сознания (копчиковый, крестцовый, поясничный) [1, с. 1177]. Энергия этих центров стремится наружу, питает нервную систему и экстравертирует человека. Это люди действия, практики, могут стать фанатами в созидании и разрушении. Может показаться, что именно они вершат историю человечества. Люди мирской направленности в целом руководимы тамасическими (темнота, инерция) и раджатсическими (страстность, влечение) силами и некоторым количеством саттвы (ясность, гармония), у них устанавливается своя динамичная гармония между этими природными энергиями/силами и душой.

В настоящее время в обществе доминирует три типа людей обычной жизни: животный (физиологический) – доминирует энергия сознания Муладхары, основной вид деятельности – физический труд; витально- эмоциональный – доминирует энергия сознания Свадхистаны (люди искусства, культуры, образования), и ментальный – доминирует энергия сознания Манипуры (политики, юристы, ученые, писатели, философы). Они разительно отличаются друг от друга во всех своих жизненных проявлениях, мотивах и потребностях. Безусловно, о чистом типе говорить не приходится, эти соотношения в разных пропорциях присутствуют во всех людях. Если обычный человек занимается наукой, искусством, образованием, воспитанием, то, как правило, ориентирован на естественнонаучную парадигму, немногие руководствуются гуманистическими идеалами [3], интегральная парадигма, если они с ней встречаются, вызывает полное неприятие [4]. Но, тем не менее, как бы не складывалась их жизнь, божественное (универсальное) сознание всегда присутствует в каждой клеточке его физического тела и психике. Если в настоящее время молодой человек вначале решит обзавестись семьей, добиться положения в обществе, а на поиски души и духа (самого себя) отправиться позднее, это будет большой ошибкой. Семейная и социальная жизнь соткана из бесконечных желаний, дисгармонична, наполнена беспокойством и страхом (конечно, встречаются и исключения). В дальнейших своих поисках смысла жизни, самореализации ему будет очень трудно, почто невозможно, отказаться от биологических и социальных программ/привычек, переключить свой ум на блаженную природу истинного «Я». Глубокое знакомство с религиозной и духовной жизнью, с общечеловеческой моралью должна начинаться с самого раннего возраста.

Религиозная жизнь – это деятельность того же природного сознания, образованного универсальным сознанием, но её особенность заключается в том, что человек постепенно отворачивается от всего земного, чтобы обрести Божественное (или стремится сделать это) после земной жизни, на небесах. Она не обладает истинным знанием, руководствуется догматическими положениями и принципами какого-либо религиозного течения, вероисповедания, претендуя на то, что именно этот путь, этот способ является наиболее верным, чтобы избавиться от пут земного сознания и погрузиться в блаженство потусторонней реальности. Принципы и законы религиозной  жизни  поддерживаются  людьми,  чья  судьба  достаточно выстрадана, они получают соответствующее воспитание и образование. Религиозная жизнь строится на соблюдении высоких моральных принципов (добродетелей), данных в откровениях теми или иными пророками, святыми. Основные религиозные принципы – справедливость и добро – помогают формировать в обществе высокие нравственные идеалы. Любое нарушение регулирующих принципов религии ведет к материальным проблемам и страданиям. Вне зависимости от мировоззрения конкретных людей религия оказывает огромное влияние на развитие сознания современного общества. Все мировые религии указывают на то, чтобы строго исполнялись религиозные обязанности, предписанные священными книгами.

Положения религии не проверяются наукой. Наука может научить многим вещам, однако только религия может научить человека жить по- человечески, основываясь на общечеловеческих ценностях. Поэтому наука должна искать помощи у религии (и наоборот). Великий ученый Эйнштейн утверждал, что религия без науки хрома, а наука без религии слепа, он подчеркивает необходимость разумного сочетания науки и религии для службы человечеству. Обыденная жизнь в ее высших проявлениях, как и религиозная жизнь, может послужить началом духовной жизни. Но, как правило, религиозная жизнь замыкается на обрядах, церемониях, ритуалах, застывших идеях и формах, даже не пытаясь выйти из них. Люди религиозной жизни в целом проявляют меньшую предрасположенность к тамасическому характеру, раджасические качества приобретают светлые тона, доминирующей силой может стать саттва, что выражается в раскрытии добродетелей. Не исключено появление тонких форм раджасического и саттвического эго, фанатизма в своей преданности тому или иному религиозному направлению. Большей частью поведением и желаниями искренне религиозных людей управляют жизненные силы сердечной чакры (Анахата), добродетели души. Сочетание научной и религиозной жизни приводит к созданию гуманистического подхода в науке и образовании.

Вся жизнь человека, мысли, слова и дела – все связано с сознанием души и духа. Духовная жизнь позволяет избавиться от животной, витальной (демонической) и ментальной природы и развивать духовную личность. Духовная жизнь развивается путем трансформации эгоцентричного сознания и отождествления вначале с индивидуальным высшим «Я» (душой), затем с универсальным «Я» (Бог, Абсолют, Единый), где скрывается подлинное существо человека. Мудрый человек осознает все уровни своего сознания, гармонично общается с любым человеком, сохраняя при этом высокую духовную настройку, все его мысли и дела не имеют кармических последствий.

Список литературы

 

 

1.            Йогананда  Парамаханса.  Бхагавадгита.  Беседы   Бога   с   Арджуной. Царственная наука Богопознания: Новый перевод и комментарии. – М.: София, 2013. – 1232 с.

2.            Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Сатья Саи говорит. Т. XXV. – М.: Амрита-Русь, 2006. – 384 с.

3.            Корнеенков С.С. Гуманистическая парадигма в системе высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №7. – С. 26- 37.

4.            Корнеенков С.С. Интегральная технология обучения и саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2011. – № 9 (12). – С. 83-92.