Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

В современных условиях возрастает значимость психологического фактора в совершенствовании личности и ее мастерства во всех сферах профессиональной деятельности. Любой учебник, учебное пособие или научная статья опираются на определенную научную парадигму – господствующую систему научных идей и теорий, дающих определенное видение мира. В современной психологии прослеживается противоборство парадигм [8]. Утверждается, что ведущими в настоящее время являются естественнонаучная и гуманистическая парадигмы. Доктор психологических наук В.А. Янчук приводит классификацию психологических парадигм и раскрывает их содержание: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая, герменевтическая, социально-конструктивистская, системная, деятельностная, гендерная (феминистская) и синергетическая. Доктор психологических наук В.В. Козлов выделяет семь базовых парадигм в понимании предмета психологии: физиологическая, психоаналитическая, бихивиористическая, экзистенциально-гуманистическая, трансперсональная, коммуникативная, интегративная. В своих работах он обосновывает введение интегративной парадигмы и отмечает, что интегративный подход является принципиально новым смысловым пространством для психологов, социальных работников, психотерапевтов [2, с. 26].

В настоящее время в русле интегративной психологии проводятся научно-практические конференции, публикуются научные работы, защищаются диссертации, проводятся образовательные программы. В.В. Козлов пишет: «Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей – психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого» [2, с. 17].

В научном мире внимание ученых все больше акцентируется на духовной стороне жизни человека. Материалистическая доктрина уходит в прошлое. В.В. Козлов отмечает, что у современной русской психологии существует возможность создать «свою психологию с душой и с духовностью» [2, с. 21]. «В психологии отсутствует восприятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях – от биологического до духовного» [2, с. 48]. Более пятидесяти лет назад Ст. Гроф отмечал: «Мне совершенно ясно, что нам нужна новая психология, более соответствующая уровню современных исследований сознания и дополняющая образ космоса, который начинает складываться в нашем представлении благодаря самым последним достижениям естественных наук» [1, с. 30].

Для целостного понимания природы человека, умственных и душевных процессов, нужна интегральная парадигма. «Интегральная парадигма объединяет законы объективного и субъективного мира человека и понимает их как движение единого сознания-силы» [3, с. 99-100]. Базисная установка интегральной парадигмы заключается в том, чтобы научиться понимать, что за любыми событиями в мире стоит единое сознание (энергия и информация), что все силы-энергии материального и психического миров исходят от универсального сознания.

Новая картина мира формируется в процессе синтеза восточных и западных представлений, на единстве строгого рационального познания и интуиции. Среди гуманитарных наук интегральный подход наиболее полно реализуется в трансперсональной, интегративной и интегральной психологии, интегральной философии. Интегральная парадигма показывает, что не существует отдельного индивидуального или общественного сознания, бессознательного или сверхсознания – есть единое, объективное, универсальное сознание [5], это единство во множестве. Психология изучает природную или внешнюю личность (сущность) человека, его субъективный мир, но в центре ее интересов стоит проблема происхождения и функции целостного (объективного, интегрального) человеческого сознания. Знание законов и закономерностей развития объективного сознания в человеке является основой для правильной организации теоретической и практической работы в области познания человеком самого себя, мира других людей, природных и социальных отношений.

«Сознание – вот что представляет собой единую всеобъемлющую основу, вселенского свидетеля, наблюдающего за развитием мироздания; а органы чувств являются инструментами сознания» [9, с. 23-24]. Вселенная уже была до того, как возникли жизнь и разум, и ей суждено их пережить. Такой подход имеет большое практическое значение, это вопрос о реальности космического бытия, и что еще важнее, вопрос о ценности человеческой жизни. Современная психология постепенно признает наличие высшего сознания в человеческом существе, в то время как психология востока всегда признавала космическое сознание реальностью и целью нашего существования [9, с. 27]. Космическое сознание такая же реальность, как и мир физический, зависящий от него. Сознание и бытие не есть нечто противоположное  и  отдельное,  это  единое  целое,  вечное,  самосущее.

«Сознательная Энергия порождает Сознательное Бытие, составляя с последним неразрывное единство» [там же]. Необходимо найти такую истину, которая позволяла бы примирить противостоящие полюса – материю и дух – и определить для каждого из них соответствующее место в жизни, объяснив их назначение с точки зрения разума. Нужен не компромисс, а истинное примирение, ведущее к внутреннему единству, что позволяет получить прочную основу для установления согласия между внешней и внутренней жизнью человека. Космическое сознание можно считать точкой соприкосновения духа и материи, истины Единства и истины Множества в их взаимодействии, что избавляет от противоречий и примиряет в божественной гармонии [9, с. 32]. Тогда материя предстает перед озаренным интеллектом и просветленными чувствами одной из форм проявления духа. Дух, попадая в материальный мир, проявляет себя как сознание души, дух и материя – это единая по своей сути божественная реальность. Безмолвный дух и динамическая материя – не противоположные и не непримиримые крайности, «они суть единый Брахман в двух ипостасях – позитивной и негативной» [9, с. 33].

Психика, жизнь и ум человека представляют собой бесконечно многогранный феномен единения материи и духа, в его изучении невозможно избежать процесса дифференциации, что порождает разветвленность психологических знаний на множество отдельных направлений. Психология внешней личности (социального, природно- исторического существа), которую в большинстве своем изучает современная психология, и психология внутренней личности (сущности, души) должны стать единой наукой об эволюции сознания человека. Дифференциация в природе дополняется встречным движением – интеграцией. Современная психология по своей сути является дифференциальной наукой. Для глубокого понимания своего объекта и предмета исследования психология неизбежно должна прийти к интегральному видению, к интегральной психологии [3], основанной на едином законе универсального сознания-силы объединяющей мир человека (микрокосм) и вселенную (макрокосм). Интегральный подход в психологии стремится объединить в себе наработки различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняет свою специфическую сферу, но ни одна не может претендовать на истину. Собственно говоря, природу человека, личности, как и все психические процессы, способности, характер и т.д. можно рассматривать как дифференциальную структуру и бесконечно ее дробить, и как интегральное, целостное образование. Например, в концепции В.С. Мерлина человек рассматривается как интегральная индивидуальность [7] имеющая свои уровни: биохимический, общесоматический, нейродинамический, психодинамический, психические свойства личности, социально- психологический, социально-исторический. В этой системе, на наш взгляд, не хватает самой его существенной стороны – душевно-духовной, так как без силы духа не может быть не только единения всех остальных структурных образований, но даже их существования. Сила Абсолютного сознания творит, дробит и объединяет природные, физические, социальные, психические, жизненные силы-энергии человека.

Понятие «интегральная личность» вбирает в себя психические образования всех уровней сознания индивида. С древних времен человек верил в единство мира, в Единого Человека, в первоисточник (Единый, Абсолют, Мировая Душа, Дух, Бог), который порождает многообразие форм материи, жизни и видов сознания. Психология интегральной личности выводит человеческую мысль на более высокий и глубокий уровень познания, что способно сделать психологию объективной наукой.

Психология – наука о законах развития внутреннего мира человека, о проявлениях сознания, бессознательного и сверхсознания во всех сферах человеческого бытия. А.Р. Лурия отмечал, что «…предметом психологии является не внутренний мир человека сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью» [6, с. 23]. Почему бы психологии не задаться целью изучения не отраженного в психике внешнего мира (ведь отражение изменить невозможно! каким бы «живым» оно не казалось), а самого сознания, которое творит жизнь, физические миры и человека, наделяя последнего способностью самопознания и осознания? Тело человека, жизненная энергия, ум, душа есть интегральное образование, воспринимаемое умом как разные формы самопроявления духа (высшего «Я»).

 Для наиболее успешного взаимодействия ума с внешним миром в плане эволюции интегральной личности [4] необходимо полученные знания проверять и применять на практике. Духовные знания (внутренние), как и знания, получаемые человеком от внешнего мира, без активного их применения в жизни не имеют смысла. В самом человеке скрываются все знания и силы вселенной, постепенное раскрытие которых приводит к эволюции самого человека и материального мира. Эволюция, в ее обычном понимании, – это процесс изменения чего-либо от одного качественного состояния к другому. У живых организмов она происходит в результате приспособления к условиям окружающей среды и ее переменам. Естественная биологическая эволюция есть крайне медленное и неуправляемое явление. Человек – конечный продукт естественной эволюции. С появлением людей начинается осознанная эволюция. Осознанная эволюция это феномен, приковывающий внимание современного общества.

Сила сознания души способна объединить все существующие в человеке энергии. Чем сильнее и полнее раскрытие индивидуальности, тем большими возможностями и способностями обладает человек-личность. Все концепции человечности и гуманизма основываются на идее общности, присущей всем людям. Во всех основных религиях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме, индуизме, джайнизме утверждается, что одни и те же психические законы распространяются на всех людей. Мы только живем под влиянием иллюзии отдельности и нерушимости нашего «я» (эго). У всех людей одни и те же страдания и радости, ад и рай, общее стремление к счастью и миру. Преодолеть  иллюзию  обособленности  можно,  когда  убраны  границы эгоистичного, ограниченного «я», пробудившись к восприятию истины, которая управляет нашим существованием, или открывшись Единому в своем сердце.

Мы привычно повторяем, что жизнь человека детерминирована генетической программой, отношениями в социуме и природе, сформированными психическими образованиями. Порой мы совершенно забываем, что Человек, как и Вселенная, самодетерминированное существо, порождение Единого Сознания, которое само себя проявляет в бесконечном множестве. Сознание человека (человечества) постоянно меняется (развивается) и при этом изменяет и творит внешний мир с его проблемами и противоречиями. Отсюда ясно следует необходимость глубинного изучения объективного сознания человека для адекватного понимания его движущих сил, которые складываются в природе и обществе. От того как физически, интеллектуально, нравственно и духовно развита интегральная личность зависит благосостояние и счастье не только индивида, но и всего человечества.

Список литературы

 

 

1.       Гроф С, Гроф К. Неистовый поиск себя. – М.: ТПИ, 1966б. – 345 с.  

2.       Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007. – 528 с.

3.       Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 412 с.

4.       Корнеенков С.С. Психология развития и функции внешней, внутренней и интегральной личности в структуре человека // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2012. – № 1 (17). Рига-Москва. С. 294-302.

5.       Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия: Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ. 2005. – 384 с.

6.       Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979 . – 320 с.

7.       Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 c

8.       Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред.: А.П. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юркевич. – М.: Ин-т психологии РАН. 2012. – 468 c.

9.       Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 14. Жизнь божественная – I. – СПб.: Изд-во «Адити», 2005. – 324 c.