Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Согласно энциклопедическому словарю, потенциал – это какая-либо возможность, которая может быть использована для решения каких-либо задач или достижения определенной цели [3]. Какой потенциал имеется в семье для того, чтобы ребенок стал творческой личностью? В данной статье пойдет речь о возможностях семьи, которые могут быть использованы для того, чтобы развить творческие способности ребенка, и описаны основные приемы развития творческих способностей.

В настоящее время все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. В творческих личностях заинтересовано общество и государство – это двигатели прогресса. Образовательные организации призваны помогать родителям во всестороннем развитии их ребенка [6]. При этом роль родителей в развитии не менее важна, чем роль педагога. Семья обладает теми возможностями, которыми не обладает ни одно образовательное учреждение [5]. Именно в семье большую часть времени проводит маленький ребенок. Именно семья вводит его в общество, учит излагать мысли, взаимодействовать с людьми, управлять собой. От семьи зависит, по какому пути в будущем пойдет ребенок, каким образом построит свою карьеру [4].

В книге «После трех уже поздно» Масару Ибука говорит о том, что в руках родителей находится вектор дальнейшего развития ребенка. Если родитель вовремя узрит стремления и пристрастия своего чада в раннем возрасте, предоставит ему условия для их развития, ребенок обретет не только развитые способности в будущем, но и жизнерадостность, успешность в карьере [2]. Анализ биографий выдающихся творческих людей говорит о том, что развитие творческого начала происходило еще в детстве по схеме: задатки к какой-либо деятельности или деятельностям→ многократные упражнения → переход на следующий уровень → профессиональное обучение → успешная карьера. При этом следует отметить, что переход на новый уровень развития абсолютно не возможен без систематической практики. При этом не имеет значения: будет ли практика проходить под руководством педагога-специалиста или будет проходить самобытно, развитие произойдет в любом случае, следуя закону логики – количество переходит в качество.

В то время, когда ребенок делает свои первые шаги в творчество, чрезвычайно важным фактором является реакция ближайшего окружения. Пример героя сказки «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери – наглядный пример того, что отрицательная реакция взрослого ведет к регрессу способностей. Опрос, проведенный методом случайной выборки, подтверждает роль родителей в развитии творческих способностей. Интервьюированным предлагалось ответить на вопросы: 1)  какое увлечение было у вас в школьные годы, посещали ли вы какой-либо кружок, секцию и пр.; 2) как относились родители к вашим увлечениям, какую роль они сыграли при этом; 3) каким образом связали профессию со своим увлечением. Респонденты, родители которых поощряли их увлечения в детские и последующие годы, получили развитие своих способностей в полной мере (например, достигли уровня профессионального мастерства). Если родители запрещали или всячески отговаривали ребенка заниматься желанным делом, развитие тормозилось. В случаях нейтрального отношения родителей к склонностям детей до какого-то момента шло развитие способностей. Однако в дальнейшем наступал момент торможения.

Так же было проведено наблюдение среди обучающихся начальных классов МБОУ СОШ № 72 в г. Екатеринбург. Обучающиеся с более развитыми творческими способностями, любят читать книги, их родители часто читали им художественную литературу в детстве. Если никто не читал ребенку литературные произведения, то, будучи школьником, он не любит читать и уровень развития его творческих способностей значительно ниже. Л.С. Выготский говорил, что когда мы читаем (не имеет значения – газету, книгу или письмо), то получаем опыт, а «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека» [1].

Таким образом, в семье действительно есть особенные условия, и она обладает огромным потенциалом для всестороннего развития ребенка, так как именно в период детства закладывается база будущей личности. Для того, чтобы творчески развить ребенка, необходимо: обеспечить обогащение опыта – читать художественную и познавательную литературу, знакомить с окружающим миром; создать условия для практических занятий: обеспечить необходимыми ресурсами, восхищаться продуктами творческого труда. Кто-то может возразить, что для этого необходимы: специальное образование, особенные условия, достаточное количество свободного времени, которые есть не у каждого родителя.

Изучив опыт родителей, педагогов, психологов, специалистов в области развития творческих способностей, можно сделать вывод о том, что организовать процесс творчества можно даже в самых минимальных условиях. Например: во время прогулки с ребенком или во время того, как ребенок учится рисовать.

Развитие вербального творчества

Во время прогулки родителя и ребенка окружает множество предметов. Видя богатое разнообразие неизвестных предметов, явлений, малыш задает огромнейшее количество вопросов взрослому. Взрослый, как правило, принимается отвечать на вопросы юного исследователя. Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» дают рекомендацию предоставить возможность ребенку ответить первым в ситуации нового вида. Это умение – давать ребенку ответить первым – способствует развитию воображения. Ребенок, делая свое предположение первым, получает возможность пофантазировать. Поскольку он еще не обременен шаблоном и стереотипом. Если взрослый дает свой правильный ответ первым – фантазия ребенка закрывается введенным ограничением верного ответа. Можно предложить ребенку свой вопрос. Если на пути встретилась собака с побитой ногой, привлеките ребенка: «Ой, какая красивая собака и с больной лапой. Как ты думаешь, что с ней произошло?» После увлекательного рассказа ребенка, можно придумать завершение истории вопросом: куда она бежит и что с ней там случится? Главное правило такой игры – во всем соглашаться с ребенком, исключать критику его фантазии.

Развитие образного творчества

Рисование облаками во время прогулки очень хорошо развивает воображение ребенка. Каждый замечал, что иногда облака образуют форму известного объекта. Покажите ребенку на одно из таких облаков, восхититесь тем, как поразительно это облако похоже на слона или другой объект (см. приложение). Ребенок тут же начнет выискивать другие облака с известными ему объектами. Конечно, для такой игры понадобятся знания окружающего мира.

Данный способ рисования можно видоизменить любыми другими объектами – цветами, насекомыми (см. Приложение).

Второй вариант сотворчества родителя и ребенка по развитию образного творчества – это рисунки. Каждый малыш начинает рисовать с этапа каляки-маляки. Если внимательнее присмотреться к каракулям, то в них так же, как и в облаке, можно найти известный объект. Суть такой игры сводится к тому, что ребенок рисует каляку, родитель разглядывает в ней известный ему объект. Далее, если ребенок еще совсем мал, родитель обводит образ, дорисовывает при необходимости детали и прочие объекты для завершения картины (см. приложение); если ребенок умеет рисовать – показать ему многообразие образов, помочь выбрать самый интересный и необычный, предоставить ребенку возможность дорисовать картину.

Таким образом, не имея специального образования и дополнительных условий, любой желающий родитель может помочь своему ребенку развить его творческие способности. Выше изложенные примеры игр, способствующие развитию воображения, можно видоизменять и дополнять, исходя из тех ресурсов, которые в данный момент имеются под рукой.


Список литературы

1.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.;

2.      Ибука М. После трех уже поздно / Масару Ибука ; [Пер. с англ. Н. Перовой]. – 3-е изд., испр., с предисловием Макото Ибуки. – М. : Альпина нон-фикшн, 2012. – 224с.;

3.      Потенциал. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] : Большой словарь русского языка [сайт].

URL : http://www.dict.t-mm.ru/all/potenstcial.html (дата обращения: 29.07.2014);

4.      Пугачев А. С. Влияние семьи на личность. [Текст] / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №7. —

С. 310-313. URL: http://www.moluch.ru/archive/42/5051/ (дата обращения: 01.05.2014 г.);

5.      Савченко Т.А. Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVII – конца ХХ веков как социокультурное явление [Текст] : диссертация на соискание ученой  степени доктора педагогических наук : 13.00.05 . – М. , 2011. – 486 с.;

6.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

7.      Фото: личный архив О.Л. Лихачевой, «Лошадка» – Интернет-ресурс.