Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Дошкольный возраст - именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья.

В ФГОС ДО отмечается, что задача состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Интеграция дополнительного и дошкольного образования позволяет нам обеспечить продуктивность деятельности дошкольника. Это гарантируется реализацией индивидуального подхода в работе, структурированием и интеграцией познавательного материала, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и внутрипредметного), его практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности.

Деятельность, организованная в интеграции двух видов образования, позволяет актуализировать разные уровни познавательной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно - образного и создать основы словесно - логического и теоретического).

Индивидуализация обучения, которая реально существует в коллективах дополнительного образования, распространяется  на  детей  разных  типов  по  характеру  познавательной  деятельности,  эмоционально коммуникативным особенностям, по половому признаку. Она обеспечивает разные уровни индивидуальной меры помощи ребенку для успешного выполнения каждого задания; возможность выбора дошкольником формы выполнения задания.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяет представить в учебном материале целостную широкую картину мира, отразить существенные связи между фактами и явлениями, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Исходя из принципа гармоничности образования, для органического вхождения ребенка в современный мир, дополнительное образование позволяет осуществить широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание (ознакомление с природой и миром, изобразительная деятельность и знакомство с искусством, развитие математических представлений и легоконструирование, лепка, аппликация, физическая культура и хареография и др.) становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Интеграция позволяет реализовать принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Воспитатели и педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны средствами произведений устного народного творчества, хороводных игр, народной музыки и танцев, декоративно-прикладного искусства народов России.

В результате интеграции помимо обязательных занятий в ДОУ для родителей предлагается спектр дополнительных образовательных услуг для их ребенка  (английский язык,  театральное  мастерство,  фитнес, обучение чтению).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем пол- нее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Особое место в деятельности занимают наиболее близкие и естественные  для ребенка виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Линия чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоциональ- но-комфортное состояние ребенка в группах общения со взрослыми и сверстниками. Для ребенка принадлежность к некоторой группе автоматически  означает,  что  он должен как –  то взаимодействовать с остальными членами группы. Созданная творческая  игровая среда дает возможность детям развить умения моделирования своего поведения и поведения других членов группы, учится действовать по очереди и делиться с окружающими.

Выбирая объект деятельности помимо группы, дети могут делиться на игровые пары, разрабатывая и выполняя свой замысел. Объединяясь с другими парами, выстраивают общую сюжетную линию, и воплощают в жизнь игровой замысел, в процессе которого идет развитие ролевого поведения. Познание норм поведения в обществе, особенностей этикета при взаимодействии в разных коммуникациях выводит педагога к работе еще в одном направлении – моделировании этики реальных общественных отношений.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяют создать атмосферу дошкольного воспитания насыщенной разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, где каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной творческой деятельности

Познание и развитие происходит в деятельности, при этом и сам процесс деятельности и итоги его должны радовать ребенка и окружающих его взрослых. При организации занятий воспитатель имеет возможность использовать в работе опыт специалистов дополнительного образования. В работе с детьми они используют разнообразные виды деятельности: моделирование, общение, игра, учебная деятельность, художественная деятельность и др. Свое отражение находит разнопорядковая деятельность. Например, знакомство с элементами логической грамотности, с элементами математики идет на невербальном уровне, т.к. необходимо сделать эти знания доступными для восприятия дошкольника.

Интеграция позволяет обогатить процесс организации самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Педагоги интегрируют образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Познавательный материал содержит достаточно таких ситуаций, когда сведения сталкиваются, вступают друг с другом в противоречия или дополняют друг друга, чем больше точек рассмотрения одного и того же явления, тем глубже оно познается. Прежние и новые знания включаются в единую структуру, что позволяет активизировать весь жизненный опыт ребенка, активизировать все связи, поднять все слои, которые были раньше. Это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям,  связанным с природой,  решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Признание приоритета семейного воспитания требует от нас создания открытой социально-педагогической подсистемы в работе с родителями: отказ со стороны педагогов, от жалоб на родителей и «призывов разобраться»;беседы с родителями перед занятиями и консультации после занятий; посещений занятий родителями в удобное для них время, что позволяет родителям взять на вооружение более удачные приемы в работе педагога и увидеть ребенка в непривычной для них обстановке; организация индивидуальных консультаций психолога и логопеда; показ родителям своих работ после рабочего дня; проведение совместных игровых программ и др.

 

Список литературы

1.      Интеграция  дошкольного  и  дополнительного  образования.//  Сборник  статей.  -Челябинск:  ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2009, 92с.

2.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013  г. N 1155 г. Москва

3.      Соколова, Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условияхдополнительного образования детей./Н.А. Соколова –Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005, 231с.

4.      Федеральный         государственный         образовательный        стандарт        дошкольного         образования- http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

5.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).