Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Анализ публикаций последнего десятилетия свидетельствует о том, что семья находится в состоянии кризиса. По мнению ряда специалистов, ценностный конфликт личности и общества, невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, ослабление семьи как союза родственников (родителей и детей, супругов), процесс индивидуализации, автоматизации Я, ослабление триединства родства-родительства-супружества, совместной деятельности родителей и детей и может быть назван кризисом семьи.

О существовании кризиса семьи в России писал в начале XX в. В. В. Розанов: «Семья опустела и запустела; она немножко развратилась, она во всяком случае стала бессодержательна и как бы даже несколько глупа, т.е. опять немного, чуть-чуть, но это такой огромный культурный фактор, где и «чуть- чуть» отзывается последствиями».

Сегодняшний кризис института семьи обусловливается следующими факторами:

-      отсутствие  законов  и  методов  их  реализации  по  защите  нравственных  ценностей,  способных предотвратить разрушение семейных ценностей и морали;

-     семья не в состоянии осознать собственную роль в воспитании детей, продолжая перекладывать ответственность на общество и его социальные институты;

-     частично утеряны вековые традиции семейного воспитания девочки, мальчика, институт отцовства, материнства, семейной педагогики;

-   отсутствие контроля над превращением в доходный товар героизации человеческих пороков в средствах массовых коммуникаций (Интернет, электронные СМИ и т.д.)

Социологи дают следующие признаки кризиса семьи и его причины: а) расслоение общества,

б) снижение физического и психического здоровья, в) снижение работоспособности,

г) криминализация и люмпенизация молодежи, д) осложнение жилищной проблемы и др.

Результатом явилось снижение рождаемости, демографический кризис, отчуждение молодежи от семьи, разрушение регулятивной функции семьи в отношении семейной жизни и воспитания своих новых членов, разрушение института брака, разрыв традиционных связей между поколениями по линии родства, потерей веками сложившегося ореола святости брака, девальвация ценностей «семейного очага».

Но, несмотря на кризисное состояние института семьи, он остается, пожалуй, единственным институтом воспитания и социализации детей и подростков.

Одной из составляющих в преодолении кризиса может стать поддержка со стороны различных общественных структур. В частности, специфическое место в социальных институтах, влияющих на социализацию личности и формирование мировоззрения, являются библиотеки. Семья в условиях кризиса не в состоянии самостоятельно организовать семейные чтения и в этом может помочь библиотека.

Для более эффективной работы библиотеки с семьей необходимо очертить круг проблем, которые следует решить на данном этапе. Большинство общедоступных библиотек ведут работу с семьей, но видят ее лишь как организацию досуга, что явно обедняет деятельность библиотеки по взаимодействию с семьей.

Вместе с тем семейное чтение как вид деятельности воспитывает настоящего читателя, развивает потребность в чтении, закладывает фундамент читательского развития, тем самым формирует личность. В основу концепции библиотеки семейного чтения легла идея о влиянии книги и чтения на семейное воспитание, а через семью – на формирование духовной культуры общества.

Перспективной     представляется    деятельность     библиотек     с     разработанными    блок-модулями специализации семейного чтения. В основу деятельности объединенных двух библиотек (детской и взрослой) заложены четыре блока: 1) организация самостоятельного чтения детей и взрослых, их совместное чтение любимых книг родителей и знакомство родителей с кругом чтения детей; 2) совместный досуг, семейные праздники; 3) информационный блок: информация о книгах для взрослых (психолого- педагогический аспект чтения родителей), информация о книгах для детей (по интересам и в помощь школьной программе); 4) педагогическое самообразование, цикл лекций по проблемам семейного чтения, консультации.

Сегодня библиотека уже перестает быть просто хранилищем книг, постепенно превращаясь в центр социальной помощи своим читателям.

Библиосоциальная работа с семьей, должна начинаться с выработки стратегии, т.е. определения и реализации долговременных, наиболее важных целей и задач. Среди первоочередных планируется и реализуется глубокое изучение самой проблемы в широком масштабе. Обращается внимание не только на проблемные характеристики семьи, но и их дифференциацию по категориям (молодая семья, вторичная, неполная, однополая, многодетная, бездетная, пожилая и т.д.)

Такая деятельность библиосоциальных работников значительно расширяет основное содержание работы с семьей и позволяет иначе взглянуть на функции библиотек как социальных учреждений. Так, информационная функция включает: 1) сбор сведений о различных типах семей на обслуживаемой территории, классификацию их проблем и потребностей, вычленение и поиск инстанций, способных помочь семье; 2) определение характера запроса и реального положения дел в семье; 3) информирование семьи о ее праве на поддержку, формах и условиях ее получения, о специалистах (или, например, о кризисном центре для женщин), которые могут наиболее эффективно помочь в решении семейной проблемы; 4) анализ фонда библиотек через призму проблем клиентов и создание аналитических списков литературы.

Как показывает опыт, работа с семьей может быт организована в условиях массовых библиотек любого типа. Специализированные библиотеки, работающие с семьей, называемые библиотеками семейного чтения, создаются в населенных пунктах с хорошо развитой библиотечной сетью, как правило, больших городах. Иногда выделит специализированный филиал семейного чтения удается и в рамках централизованной библиотечной системы сельского типа. Необходимость создания специализированных филиалов решается в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий. Такой филиал получает приоритетное право на комплектование изданиями семейной тематики, по организации быта семьи, домоводству, приусадебному хозяйству, вопросам воспитания детей и другим аспекта семейной жизни. Такие филиалы обслуживают и взрослых, и детей. Это требует особого режима их работы, гибкой расстановки книжного фонда, располагающего к отдыху и неформального общения, интерьера библиотеки. Библиотека семейного чтения – своеобразная школа по вопросам организации чтения семьи. В последнее время библиотеки для обслуживания семьи стали создаваться в различных регионах страны. Каждая из них уникальна по структуре, фондам, формам работы. Во многих регионах создание новых специализированных филиалов стало своеобразной модой, иногда не совсем оправданной. Там же, где есть определенные условия и потребность в специализированных библиотеках, их создание поможет вести обслуживание семей на качественно новом уровне.

Какой же должна быть работа библиотеки с семьей, чтобы в данной ситуации быть привлекательной? Скорее всего, она должна носить комплексный характер, сочетать в себе такие направления, как организация досуга и информационная деятельность. Если говорить об информационной деятельности, то ее содержанием должны быть хорошо продуманные формы, в которых отражается большинство проблем существования семьи. Большинство же из них возникает из-за неумения правильно организовать внутрисемейное общение, взаимоотношения с окружающей средой, то есть из-за отсутствия у ее членов определенных занятий. Не абсолютизируя роль библиотеки в этом отношении можно выделить возможные направления воздействий. Бесспорно, то, что определяющими в семье являются взаимоотношения между супругами. А ведь именно во многих семьях не сложилась нормальная система этих отношений. Для того, чтобы правильно взаимодействовать друг с другом, необходимо, прежде всего, знать себя, свои особенности и другого человека. Конечно, чтобы оказать квалифицированную помощь, необходимы консультации специалистов – психологов. Здесь возможно определенное сотрудничество библиотеки с семейными консультациями или специалистами в этой области. Но на этой основе можно проводить как различные массовые мероприятия – лекции, беседы, проблемные обсуждения и др., так и частные консультации с приглашенными специалистами.

Итак, каждая семья – особый мир, где осознанно и неосознанно «работают» ценностные ориентации отца, матери, старших в семье. Но главное то, что эти ориентации заметно преломляются в индивидуальных читательских, учебных, а более широко – и в жизненных успехах растущих детей. Стало быть, совершенствование воспитательных усилий родителей в настоящее время остается социально значимой задачей библиотек.