Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АТТЕСТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В настоящее время в практике существуют и действуют различные механизмы повышения профессионального уровня педагогических работников. В этой статье мы представляем опыт организации аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий в Алтайском крае.

В соответствии с целевыми ориентирами аттестация имеет два ключевых назначения:

-      оценку уровня квалификации педагога на основе всестороннего анализа его профессиональной деятельности в целях установления квалификационной категории (первой или высшей);

-      стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты или почему не достигнуты запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.

Для реализации данных задач в Алтайском крае реализуется региональная модель, выстроенная на основе привлечения профессиональной и родительской общественности к оценке профессиональной деятельности педагогических работников в процессе их аттестации в целях установления квалификационных категорий.

Процедура аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (первой/высшей) выстраивается на основе Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2] и Административного регламента по предоставлению государственной услуги по аттестации педагогических работников краевых государственных, муниципальных и частных образовательных организаций на квалификационную категорию [1].

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» [3]: «проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации» - в Алтайском крае это аттестационная комиссия Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края (на рисунке – аттестационная комиссия ГУ). Аттестационная комиссия, находящаяся в непосредственном подчинении начальнику Главного управления является органом государственного управления. В состав аттестационной комиссии  в соответствии  с п. 26 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, входит представитель Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ (на рисунке – профсоюз).

Педагогический работник по собственному желанию подает в аттестационную комиссию Главного управления заявление с указанием должности(ей) и квалификационной категории, что является основанием для проведения аттестации. Аттестация педагогического работника проводится на основе осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности.

Всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников осуществляется представителями профессионально - общественных объединений педагогических работников, родительской общественности и обучающимися (на рисунке этот блок выделен пунктиром и поименован как сообщество экспертов). Остановимся подробнее на характеристике компонентов и связей (внутренних и внешних) данного блока модели. В действующей модели аттестации оценка и анализ профессиональной деятельности педагогических работников строится на основе информации полученной из различных источников и от разных субъектов. Кроме того при организации оценки профессиональной деятельности учитывается специфика системы образования Алтайского края – наличие большого количества сельских малокомплектных школ, удаленных от краевого центра, что определяет большую затратность (временную,  финансовую) выезда специалистов аттестационной комиссии для оценки результатов профессиональной деятельности каждого аттестующегося педагога. В связи с чем в регионе действует двухуровневая система оценки профессиональной деятельности аттестующихся педагогических работников с привлечением профессионально-общественных объединений педагогов. Первый уровень – муниципальный, оценку и анализ профессиональной деятельности аттестующегося на рабочем месте осуществляют представители учебно-методических объединений педагогических работников муниципального уровня. Специалисты учебно-методических объединений муниципального уровня проходят специальное обучение на курсах повышения квалификации по программе «Экспертиза в образовании» или обучение на семинарах, организованных муниципальным органом управления образованием. Состав групп специалистов утверждается приказом муниципального органа управления образованием. В оценке профессиональной деятельности аттестующегося педагога участвуют не менее двух специалистов профессионально - общественного органа муниципального уровня (далее - специалисты МОУО). Для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогов специалисты МОУО собирают и анализируют информацию о профессиональной деятельности аттестующегося педагога. Источниками такой информации являются беседы с представителями общественности – родителями (на рисунке – родительская общественность), обучающимися, руководителем и членами учебно – методического (предметного) объединения педагогических работников уровня образовательной организации, а также с самим педагогом, директором и его заместителями, уроки (учебные занятия), учебная документация, методические разработки учителя, оценка его участия в работе учебно - методического (предметного) объединения педагогов образовательной организации. Собранная и обработанная представителем учебно-методического объединения педагогических работников муниципального уровня фиксируется в оценочном листе, который вместе с материалами аттестационного дела передается для анализа в соответствующую предметную группу специалистов аттестационной комиссии ГУ – второй уровень оценки профессиональной деятельности педагогического работника – региональный (рисунок). В состав групп специалистов входят руководители и члены краевых профессиональных объединений педагогов, ведущие консультанты по вопросам развития образования – представители профессиональной общественности, прошедшие обучение по программе повышения квалификации «Экспертиза в образовании», и имеющие опыт экспертной работы. Результатом работы специалистов аттестационной комиссии является обобщенная оценка результатов профессиональной деятельности аттестующегося педагогического работника, полученная в результате анализа его листа самооценки, оценки специалиста муниципального уровня, которая фиксируется в оценочном листе специалиста аттестационной комиссии Главного управления. Оценочный лист специалиста аттестационной комиссии Главного управления с результатами оценки и анализа результатов профессиональной деятельности аттестующегося является основой для принятия решения аттестационной комиссии ГУ об установлении/ не установлении, заявленной квалификационной категории. Таким образом, итоговая оценка профессиональной деятельности аттестующегося педагогического работника является результатом экспертной деятельности профессионально-общественных педагогических объединений (уровня образовательной организации, муниципалитета). Она основывается на оценке, сделанной представителями родительской общественности и обучающихся. Важнейшей составляющей такой экспертной оценки является консультирование педагогического работника на всех этапах взаимодействия в процессе аттестации. Таким образом, в процессе аттестации на основе представленной модели происходит профессиональное развитие аттестующихся педагогических работников и повышение качества кадрового потенциала образовательной организации.

Кроме того, объединение профессионально-общественных объединений педагогов с общественными в процессе экспертной деятельности способствует становлению сообщества экспертов системы образования Алтайского края.

Несомненно, что вступление в действие профессионального стандарта педагога окажет существенное влияние на содержательную составляющую аттестации педагогических работников.



Список литературы

1.      Административный регламент по предоставлению государственной услуги по аттестации педагогических работников краевых государственных, муниципальных и частных образовательных организаций на квалификационную категорию. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16 октября 2014 г. №5408.

2.      Порядок      проведения      аттестации     педагогических      работников      организаций,     осуществляющих образовательную деятельность. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276.

3.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»