Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

«Время есть величайший из новаторов», – говорил английский философ Френсис Бэкон [1]. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего «норма, образец, мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала [3; 4].

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал на всех этапах развития образования  нашей  страны.  Но  конкретный  документ  под  названием «государственный образовательный стандарт» общего образования (ГОС ОО) появился и вступил в силу лишь в 2004 г. Нынешние стандарты получили название Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).

Определяющим фактором возникновения стандартизации в России выступает стремление к повышению качества образования. Стандарты всех уровней       образования       призваны       обеспечить       общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности. Отметим еще раз, что главная функция стандарта – повышение качества образования.

Качество образования – многокомпонентное явление, включающее не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, а также качество управления и исследований. Эти и ряд других требований к организации образовательного процесса в широком смысле этого слова прописаны в ФГОС [3; 4].

В Кемеровской области накоплен актуальный опыт внедрения ФГОС. Так, ФГОС начального общего образования в регионе внедряется с 2010 г., ФГОС основного общего образования с 2012 г. (в 2016/2017 учебном году в 6-ти образовательных организациях по ФГОС ООО будут обучаться учащиеся 9-х классов), а ФГОС среднего общего образования с 2014 г. (в 2016/2017 учебном году в 10-ти образовательных организациях будет осуществляться пилотная апробация ФГОС СОО). Это позволяет нам, с одной стороны, – выявить основные трудности, испытываемые педагогами при реализации требований ФГОС, а с другой – указать адреса лучших педагогических практик и широко транслировать их в регионе.

Как показывает практика, для того чтобы внедрение ФГОС привело к повышению качества образования, необходимо изменить согласно требованиям стандарта все компоненты образовательного процесса: его цели, содержание, технологии, методы и приемы обучения и воспитания, а также подходы к оценке образовательных достижений учащихся.

Рассмотрим осуществление целеполагания на учебном занятии в соответствии с требованиями ФГОС. Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (педагога и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Главной целью образования, согласно ГОС 2004 г. было усвоение учащимися знаний, умений и навыков (ориентация на предметные результаты, на формирование предметных знаний). ФГОС же ставит своей целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся (ориентация на личность ученика, главными стали не сами знания, а умения ими пользоваться). Приоритетной целью образования становится формирования и развитие умений учащихся учиться: способность самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути ее решения, контролировать и оценивать свои достижения и др.

При этом на этапе дошкольного образования и в начальной школе должны закладываться первичные навыки учащихся по самостоятельному поиску знаний. В основной школе – школьники должны приобрести навыки осуществления самостоятельной навигации по основным предметным знаниям при решении конкретных задач. В старшей школе учащиеся должны научиться применять полученные знания в учебной, проектной и учебно- исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Не все педагоги на сегодняшний день готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Педагог не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые трудности, с которыми сталкивается педагог при постановке цели конкретного учебного занятия:

–    целеполанием (выявлением целей и задач педагога и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

–     цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного учебного занятия;

–   неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

–      подмена цели средствами занятия. Зачастую педагоги получают моральное удовлетворение не от результата занятия, а от того, чем занимались на занятии дети. По сути дела идет подмена целей занятия средствами их достижения и др. [2].

Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели учебного занятия, работающие на повышения качества образования должны быть:

– диагностируемыми;

– конкретными;

– понятными;

– осознанными;

– описывающими желаемый результат;

– реальными;

 – побудительными, то есть побуждающими учащихся к действию;

 – точными и пр. [2].

 Целеполагание на традиционном учебном занятии было связано с необходимостью:

1) Научить учащихся понимать определенные требования.

 2) Сформировать знания учащихся.

 3) Сформировать  умения    учащихся   работать   с    разнообразными источниками информации.

4) Сформировать умения учащихся обобщать знания.

5) Научить учеников пользоваться алгоритмом при решении учебных задач.

6) Оценить знаний, умения и навыки учащихся.

 7) Закрепить изученный материал.

 8) Проанализировать достижения и ошибки учащихся и др. [2].

На   «деятельностном»  учебном   занятии  педагог  реализует   цели, связанные с необходимостью:

1) Научить учащихся формулировать цели.

2) Сформировать умения учащихся видеть проблемы на основе противоречия между имеющимися знаниями и познавательными потребностями.

3)            Сформировать умения учащихся искать и избирательно использовать источники информации.

4) Научить учащихся выявлять общее и особенное в изучаемом материале.

5) Научить учеников выбирать способы решения задач.

6) Сформировать критерии оценки, сформировать навыки учащихся по самооцениванию.

7) Научить применять изученный материал.

8) Сформировать рефлексивные умения учащихся [2].

 Как показывает педагогический опыт, грамотная постановка цели учебного занятия может существенно повысить его результативность и способствовать повышению качества образования.

 

 

Список литературы

 

 

1. Афоризмы и цитаты Фрэнсиса Бэкона [Электронный ресурс] / Ф. Бэкон.   –   Режим   доступа:   http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-frensisa- bekona (свободный).

2. Петунин, О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи [Текст]: монография /О. В. Петунин. – Томск: Изд-во Томского университета, 2010. – 372 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (свободный).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (свободный).