04 сентября 2016г.
«Время есть величайший из новаторов», – говорил английский философ Френсис Бэкон [1]. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.
Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего «норма, образец, мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала [3; 4].
Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал на всех этапах развития образования нашей страны. Но конкретный документ под названием «государственный образовательный стандарт» общего образования (ГОС ОО) появился и вступил в силу лишь в 2004 г. Нынешние стандарты получили название Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).
Определяющим фактором возникновения стандартизации в России выступает стремление к повышению качества образования. Стандарты всех уровней образования призваны обеспечить общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности. Отметим еще раз, что главная функция стандарта – повышение качества образования.
Качество образования – многокомпонентное явление, включающее не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, а также качество управления и исследований. Эти и ряд других требований к организации образовательного процесса в широком смысле этого слова прописаны в ФГОС [3; 4].
В Кемеровской области накоплен актуальный опыт внедрения ФГОС. Так, ФГОС начального общего образования в регионе внедряется с 2010 г., ФГОС основного общего образования с 2012 г. (в 2016/2017 учебном году в 6-ти образовательных организациях по ФГОС ООО будут обучаться учащиеся 9-х классов), а ФГОС среднего общего образования с 2014 г. (в 2016/2017 учебном году в 10-ти образовательных организациях будет осуществляться пилотная апробация ФГОС СОО). Это позволяет нам, с одной стороны, – выявить основные трудности, испытываемые педагогами при реализации требований ФГОС, а с другой – указать адреса лучших педагогических практик и широко транслировать их в регионе.
Как показывает практика, для того чтобы внедрение ФГОС привело к повышению качества образования, необходимо изменить согласно требованиям стандарта все компоненты образовательного процесса: его цели, содержание, технологии, методы и приемы обучения и воспитания, а также подходы к оценке образовательных достижений учащихся.
Рассмотрим осуществление целеполагания на учебном занятии в соответствии с требованиями ФГОС. Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (педагога и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.
Главной целью образования, согласно ГОС 2004 г. было усвоение учащимися знаний, умений и навыков (ориентация на предметные результаты, на формирование предметных знаний). ФГОС же ставит своей целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся (ориентация на личность ученика, главными стали не сами знания, а умения ими пользоваться). Приоритетной целью образования становится формирования и развитие умений учащихся учиться: способность самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути ее решения, контролировать и оценивать свои достижения и др.
При этом на этапе дошкольного образования и в начальной школе должны закладываться первичные навыки учащихся по самостоятельному поиску знаний. В основной школе – школьники должны приобрести навыки осуществления самостоятельной навигации по основным предметным знаниям при решении конкретных задач. В старшей школе учащиеся должны научиться применять полученные знания в учебной, проектной и учебно- исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Не все педагоги на сегодняшний день готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Педагог не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые трудности, с которыми сталкивается педагог при постановке цели конкретного учебного занятия:
– целеполанием (выявлением целей и задач педагога и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;
– цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного учебного занятия;
– неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;
– подмена цели средствами занятия. Зачастую педагоги получают моральное удовлетворение не от результата занятия, а от того, чем занимались на занятии дети. По сути дела идет подмена целей занятия средствами их достижения и др. [2].
Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели учебного занятия, работающие на повышения качества образования должны быть:
– диагностируемыми;
– конкретными;
– понятными;
– осознанными;
– описывающими желаемый результат;
– реальными;
– побудительными, то есть побуждающими учащихся к действию;
– точными и пр. [2].
Целеполагание на традиционном учебном занятии было связано с необходимостью:
1) Научить учащихся понимать определенные требования.
2) Сформировать знания учащихся.
3) Сформировать умения учащихся работать с разнообразными источниками информации.
4) Сформировать умения учащихся обобщать знания.
5) Научить учеников пользоваться алгоритмом при решении учебных задач.
6) Оценить знаний, умения и навыки учащихся.
7) Закрепить изученный материал.
8) Проанализировать достижения и ошибки учащихся и др. [2].
На «деятельностном» учебном занятии педагог реализует цели, связанные с необходимостью:
1) Научить учащихся формулировать цели.
2) Сформировать умения учащихся видеть проблемы на основе противоречия между имеющимися знаниями и познавательными потребностями.
3) Сформировать умения учащихся искать и избирательно использовать источники информации.
4) Научить учащихся выявлять общее и особенное в изучаемом материале.
5) Научить учеников выбирать способы решения задач.
6) Сформировать критерии оценки, сформировать навыки учащихся по самооцениванию.
7) Научить применять изученный материал.
8) Сформировать рефлексивные умения учащихся [2].
Как показывает педагогический опыт, грамотная постановка цели учебного занятия может существенно повысить его результативность и способствовать повышению качества образования.
Список литературы
1. Афоризмы и цитаты Фрэнсиса Бэкона [Электронный ресурс] / Ф. Бэкон. – Режим доступа: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-frensisa- bekona (свободный).
2. Петунин, О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи [Текст]: монография /О. В. Петунин. – Томск: Изд-во Томского университета, 2010. – 372 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (свободный).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (свободный).