Новости
05.11.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Красноярск.
16.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
15.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ (В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.)

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2014г.

В Казанском учительском институте преподаванию естествознания и методике её преподавания уделяли большое внимание. Со дня открытия учительского института преподавание данного предмета вел выпускник Казанского университета (1872г.) Н.А. Износков. Он написал учебник по естественной истории, который был издан в 1891 году в Казани под названием «Краткий курс естественной истории». Данный учебник в сжатой и удобной форме знакомил с общими сведениями по зоологии, ботанике, географии, геологии, химии. После его ухода на пенсию естественные науки в Казанском учительском институте преподавали: ученый ботаник К.С. Мережковский, и врач, и автор многочисленных трудов по медицине В.Н. Парин [1,3]. Они также принимали активное участие в переподготовке учителей естественных наук и одновременно пропагандировали передовые идей прогрессивных естествоиспытателей и методистов, в институте проводилась работа по совершенствованию методики преподавания естествознания.

Педагогическая и методическая мысль преподавателей учительского института доходила до многих народных училищ Казанского учебного округа. Учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации, журналы и другие издания учительского института являлись настольными книгами и пособиями для многих учителей города Казани и Казанской губернии.

В Казанском учительском институте в 1917 году создается естественно – географическое отделение, а 1918 году произошло преобразование учительского института в педагогический вуз. Реорганизация учительского института в педагогический институт имела принципиальное значение для улучшения подготовки учительских кадров и развития высшего педагогического образования [1,3].В мае 1918 года в стране было принято решение организовать обучение в педагогических     вузах по четырем  циклам,  одним  из которых был естественно  –географический.

По становлению естественно-географического образования, в том числе биологического и географического в Казанском педагогическом институте были приняты конкретные меры по укреплению кадрового потенциала. Для ведения основных курсов были приглашены ведущие ученые биологи Казанского университета – Н.А.Ливанов, А.Я. Гордягин, А.Ф.Самойлов и ученые географы - Б.П. Кротов, В.Н. Сементовский, Б.Ф Адлер др. [1,3,4,10].

В Высшем институте народного образования (ВИНО) в 1919 году под руководством профессора Б.Ф. Адлера создается биолого-географическое отделение. А с 1921 – 1922 годы он работает директором данного института и при этом уделяет огромное внимание проблемам методики преподавания естественно- географических дисциплин. В эти годы в учебных планах ВИНО значительное место занимали и географические дисциплины, такие как общее землеведение, страноведение, география России и края, методика преподавания географии и др. По инициативе Б.Ф. Адлера для проведения учебных занятий на биолого-географическом отделении создается географический кабинет [2,3,5].

Кроме того, в своей работе Б.Ф. Адлер особое внимание уделял написанию преподавателями учебников, учебно-методических пособий для студентов и учителей школ по предметам географического цикла. Среди них необходимо выделить его работы методического содержания - «Этнография в средней школе», «Новая карта в географическом кабинете Казанского университета», «Музееведение» и др. [1,5 ].

В августе 1919 года Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании педагогических институтов в Высшие институты народного образования. В связи с этим появились большие изменения в учебных планах. В число обязательных курсов для всех отделений включались анатомия и физиология человека, школьная гигиена. Также изучались специальные предметы, связанные с профилем отделения общенаучные дисциплины и методика их преподавания, большое внимание уделялось теории и практике сельского хозяйства. Поэтому все студенты, независимо от специальности, должны были участвовать в работе учебно – опытных хозяйств и ферм.

После преобразования ВИНО в Восточно-педагогический институт (ВПИ) с 1922/23 учебного года создается географическая секция биолого-географического отделения. В дальнейшем расширяются учебные планы, и создается кафедра методики преподавания естествознания и географии. На этой кафедре методику преподавания географии вел преподаватель С.Г. Пархоменко. В эти годы преподаватели данной кафедры в своей научной и учебно - методической работе обращали внимание на изучение проблем местного (родного) края и организации самостоятельной работы студентов в учебное и во внеаудиторное время [1,3,8].

В двадцатых годах ХХ века в Казанском педагогическом институте уделялось значительное внимание укреплению учебно – материальной базы кафедр, отделений и факультетов. Под руководством профессора Казанского университета Н.А.Ливанова в педагогическом институте в 1921 году создается первая биологическая лаборатория, и он становится первым ее руководителем. К работе данной лаборатории привлекались не только студенты университета и педагогического института, но и учителя биологии и учащиеся старших классов базовых школ города Казани.

В 1924 году вместо биолого-географического отделения создается естественно-агрономический факультет, а с 1927 года он называется естественный. Факультет имел свой совет и предметную биолого-географическую комиссию, возглавляемую профессором А.А. Остроумовым [1,4,7].В 1926 году организуется кабинет зоологии, которым заведовал А.Я. Соколов и он же читал лекции по эволюционному учению. Практические занятия по зоологии, эмбриологии вел Д.В. Белихов, а по физиологии человека доцент С.М. Комаров и др. [3,8,10].

В 1926 году в педагогическом институте начинает функционировать кафедра ботаники. Она была создана на базе существовавшего кабинета естествознания. Заведующим кафедрой был избран известный ученый, профессор А.П. Пономарев. Он же читал лекции и вел практические занятия по физиологии растений. Лекции по морфологии и систематике растений читал профессор КГУ А.Я. Гордягин, по растениеводству -профессор В.П. Мосолов [3,10]. Большое влияние эти ученые оказали и на развитие научно-исследовательской работы кафедры ботаники Восточного педагогического института. В 1929 году кафедру ботаники возглавил известный ученый, профессор А.М. Алексеев. С самого начала создания кафедры ботаники выделились два направления научных исследований - геоботаническое и физиологическое[3].

Ученые КГУ, работавшие по совместительству в ВПИ, профессора А.Я. Гордягин, А.Н. Григорьев, Н.-З. Векслин изучали флору и геоботанику Татарской и Чувашской республик, экономику сельского хозяйства Среднего Поволжья. Как было сказано выше, на кафедре ботаники ВПИ успешно развивалось научное направление по геоботанике. Основателями этого направления были А.Д.Плетнева – Соколова, В.С.Порфирьев. А.Д.Плетнева – Соколова еще в 1926 году начала изучать флору и растительность Чувашской АССР. Ее труды до сих пор не потеряли своего значения и пользуются известностью среди ученых ботаников вузов и НИИ Среднего Поволжья. Преподаватели кафедры ботаники уделяли значительное внимание научно – исследовательской работе студентов, наиболее талантливые студенты привлекались к исследовательской и педагогической работе в вузе[6,8,10].

По мнению доцента КГПИ И.П. Разинова, на кафедре зоологии научно – исследовательская работа проводилась в нескольких направлениях: А.Я.Соколов изучал биологию выхухоли, Д.В. Белихов выполнял гидробиологические исследования реки Волги и др. В 1930 году  штатным ассистентом кафедры зоологии становится выпускник ВПИ О.Д. Курмаев, он читал лекции и вел лабораторно - практические занятия по возрастной физиологии[6,8,10].

С 1922 года в Восточном педагогическом институте работал преподавателем выпускник Казанского университета доцент Н.И. Воробьев. С 1932 года он избирается заведующим кафедрой географии и одновременно назначается руководителем географического отделения Восточного педагогического института. С 1934 по 1943 годы Н.И. Воробьев работал деканом географического факультета Казанского педагогического института. Став первым деканом географического факультета, он оказывал необходимую научно-методическую помощь школам, участвовал в работе методических семинаров и совещаний учителей географии, где выступал с докладами по актуальным проблемам географии и методики её преподавания [1,3,6,9].

С середины 20-х годов экономическую географию преподавал выпускник Восточного педагогического института (КГПИ) Н.-Б.З. Векслин. С 1931 по 1935 годы он работал директором Казанского государственного университета и одновременно продолжал читать лекции для студентов по экономической географии СССР и ТАССР в Казанском педагогическом институте. В эти годы в КГПИ работали преподавателями З.А. Бурлянд, М.С. Присадский, И.Ф. Фафурина и др. [1, 3, 8, 9].

Таким образом, в начале ХХ века в Казанском учительском, а в дальнейшем педагогическом институте преподаватели естественно-географических дисциплин Казанского университета вели большую учебную и научно-методическую работу среди студентов и преподавателей. В 20-30х годах ХХ века под руководством учёных Казанского университета Н.А. Ливанова, А.А. Остроумова, А.П. Пономарева, А.Я. Гордягина, В.Ф. Адлера, Н.И. Воробьева создаются специализированные учебные кабинеты и лаборатории по естествознанию, ботанике, зоологии, методике естествознания, географии. С 1926 года в КГПИ на базе этих лаборатории создаются кафедры ботаники, зоологии, методики естествознания и географии. Также в институте открываются отделения: естественно-географическое, биолого-географическое и факультеты: естественно-агрономический, естественный, географический, химико-биологический.

 

Список литературы

1.      Бурлянд З.А.,  Заслоновский В.С. История географического  факультета и кафедры географии      КГПИ./Вопросы географии и геологии. Сб.5. Ученые записки КГПИ. –Казань, КГПИ. 1970. –С.3-14.

2.      Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Николай Йосифович Воробьев, 1894-1967. –Казань: Изд-во Казанского ун-та,2002. -28с.

3.      Гайсин Р.И. Географическое образование в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете: становление и развитие: монография. –Казань, Отечество, 2013. -187с.

4.      Дедков А.П., Сементовский Ю.В. Владимир Николаевич Сементовский, 1882-1969. –Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. -16с.

5.      Зорин Н.В. Бруно Фридрихович Адлер, 1874-1932 –Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. -36с.

6.      Казанский государственный педагогический институт. Ученые записки. Вып. 132. –Казань:КГПИ,1974. -196с.

7. НА РТ. Ф 1487.оп.2,л.2

8.      Научные исследования Казанского     государственного педагогического института. Ученые записки. Казань: КГПИ, 1976. -167с.

9.      Стёпин А.Г. Прошлое и настоящее экономической географии в Казанском федеральном университете: учебное пособие. /под ред. д.г.н.. проф. В.А. Рубцова. – Казань, К(П)ФУ, 2012. -114с.

10.   Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.- Казань: изд-во « Идел–пресс»,2006.-288с.