03 сентября 2017г.
Наиболее активная профориентационная работа в школах России, как правило, проводится в выпускных классах. Нередко выбор профессии откладывается на последний момент и происходит необдуманно, спонтанно. В этой связи работу по формированию профессиональной направленности школьников целесообразно проводить гораздо раньше. Проанализировав научную литературу по этому вопросу, мы установили, что за рубежом имеется опыт более ранней профориентационной работы. Так, в Соединенных Штатах, например, к шестиклассникам приходят представители разных отраслей [4, С. 111].
Необходимость обращения к этой проблеме в среднем звене школы обусловлена также одной из современных тенденций в образовании – профильным обучением в старших классах школы.
Результаты нашего исследования (в нём приняли участие 200 учащихся 6-8 классов средних школ Вологодской области) показали, что около 75% опрошенных осознают необходимость предпринимать конкретные шаги к выбору профессии. В то же время подростки понимают сложность этого выбора - более половины респондентов (53%) считают, что им нужна чья-либо помощь в профессиональном выборе.
Потребность в поддержке обусловлена не столько инфантильностью современных подростков, сколько быстрыми изменениями в современном мире, к которым приходится приспосабливаться [2, С. 100].
Анализ психологической литературы о структуре профессиональной направленности личности подростка позволил нам выделить в качестве основного мотивационный компонент, который представляет собой систему мотивов будущей профессиональной деятельности. Мотивы неравнозначны: одни являются доминирующими при выборе профессии, другие - менее значимыми.
В исследовании мы использовали тестовую методику О.В. Решетникова «Мотивы-ожидания выбора профессии» [3, С. 32]. Методика позволяет выявить доминирующие мотивы выбора профессии. Автор данной методики выделяет 2 группы мотивов: внешние и внутренние. К первой группе относятся ориентация на размер заработной платы, престижность профессии и комфортные условия труда. Во вторую группу мотивов входят ориентация на личную предрасположенность, личностный смысл и возможности самореализации. Ориентация на вторую группу мотивов представляется нам более продуктивной.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы выяснили, что для 22,5 % подростков (45 человек из 200) более значимы внешние факторы профессионального выбора, для 6,5 % (13 человек из 200) внешние и внутренние факторы выбора профессии равнозначны, для 71% (142 человек из 200) внутренние факторы имеют большее значение. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости актуализации внутренних мотивов профессионального выбора, стимулировании самопознания подростков.
Следует отметить, что в подростковом возрасте появляется важная предпосылка к активизации самопознания – интроспекция. У подростка возникает потребность разобраться в самом себе, в своих чувствах, переживаниях [1, С. 270].
Предпосылкой к созданию образа будущего является развитие абстрактного мышления – у подростка появляется способность размышлять не только о том, что существует в реальности, но и о потенциально возможном.
Изучение научной литературы по данному вопросу и анализ материалов исследования позволили нам определить ряд факторов, препятствующих успешному формированию профессиональной направленности подростка:
1. Недостаточное умение рассуждать, нерациональность в принятии решений.
2. Нерешительность, недостаточный опыт принятия решений.
3. Низкая самооценка и повышенная чувствительность к оценке окружающих. Имея низкую самооценку, подросток может выбрать направление деятельности, которое соответствует не его собственным внутренним устремлениям, а то, которое вызывает одобрение окружающих.
4. Застенчивость, робость, низкий уровень развития социальных навыков.
Таким образом, роль педагога должна заключаться в развитии у подростка самостоятельности мышления, социальных навыков, умения осознавать свои потребности и интересы. Необходимо, чтобы педагог предоставлял подростку возможность самостоятельно принимать решения, делать свой собственный выбор. Важной задачей представляется повышение самооценки подростка.
Педагог может оказать подростку консультативную помощь при использовании различных диагностических методик самопознания. В результате использования таких методик подросток получает развернутую картину личности, что дает ему более широкие возможности для анализа и размышлений о своих профессиональных перспективах.
Педагог должен стимулировать активное «погружение» подростка в самого себя, в свои ценности.
Подростки часто затрудняются представить себя через несколько лет, им сложно сформулировать перспективные цели и пути их достижения. Исключение составляют подростки, которые увлеченно занимаются чем-либо, имеют значительный опыт в какой-либо деятельности. Подростки, имеющие целостную картину будущего, по их словам, много размышляли о себе, о своих желаниях и возможностях, пытались осмыслить свой опыт.
В ходе личных бесед выяснилось, что цельность профессиональной направленности личности чаще всего отсутствует. Подростки называют ближайшие цели (например, окончить школу), иногда есть представление о будущей профессии, но промежуточные цели не обозначены, отсутствует единая непротиворечивая картина будущего. Задача педагога – помочь выстроить целостный образ будущего, осознать логические связи между отдельными жизненными событиями.
Мы разработали программу, которая реализуется в ходе учебной и внеучебной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста (6-8 классы) при взаимодействии с педагогом, обладающим тьюторской позицией.
Тьюторская позиция педагога включает в себя следующие компоненты:
1. Субъект-субъектное взаимодействие педагога и ученика,
Тьюторская позиция предполагает психологически грамотное общение педагога с учеником (для эффективного общения педагогу необходимы эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие ребенка),
2. Беседа (диалог) как наиболее адекватный метод активизации самопознания и саморазвития подростка. Беседа должна строиться по определенным правилам, максимально гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствие какого-либо педагогического давления. Важная особенность таких бесед в том, что педагог избегает оценочных суждений, не навязывает своего мнения, учитывает интересы, чувства и эмоции подростка. Задача педагога – показать возможности, помочь разобраться в многообразии альтернатив. Давая советы, педагог берет ответственность за решение проблемы на себя, при этом ученик теряет ощущение, что он хозяин своей жизни.
В ходе бесед педагог может содействовать раскрытию способностей, склонностей ученика, стимулировать его самопознание, укреплять уверенность ученика в своих силах, создавать оптимистический образ будущего.
3. Имитационно-игровой подход, при котором стимулируется активность школьников и появляется возможность смоделировать ситуации взрослой жизни. Поскольку педагог не всегда может предложить подростку участие в реальной профессиональной деятельности, ему приходится моделировать эту деятельность.
4. Технологии открытого образования (кейс-стади, портфолио, дебаты, презентации). Данные технологии обеспечивают максимальную самостоятельность, подросток является подлинным субъектом деятельности, имеет возможность самостоятельно пройти все этапы деятельности от целеполагания до анализа результатов и рефлексии.
5. Групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги. Эти формы работы высокоэффективны, но сложны в реализации и требуют специальной психологической подготовки, особой компетентности педагога.
6. Письменные работы (эссе, сочинения), в которых подросток рассуждает о своем прошлом, настоящем или будущем, снижают уровень тревожности, повышают уровень рефлексии, развивают способность к прогнозированию своей жизни, повышают уровень осознанности и ответственности за себя в будущем.
Таким образом, необходимыми условиями для успешного формирования профессиональной направленности подростка являются создание педагогом благоприятной психологической обстановки, которая позволит подростку осуществлять разнообразную деятельность, способствующую его самопознанию и саморазвитию.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2005. – 400с.
2. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2014. 816 с.
3. Решетников О. В. Профессиональный интерес // Школьный психолог, 2013, № 9. – С. 30-35.
4. Hurley D., Thorp J. Decisions without direction: career guidance and decision-making among American youth. Available at: http://www/ferris/edu/htmls/administration/president/CI/report/pdf