Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКА

Авторы:
Город:
Вологда
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Наиболее активная профориентационная работа в школах России, как правило, проводится в выпускных классах. Нередко выбор профессии откладывается на последний момент и происходит необдуманно, спонтанно. В этой связи работу по формированию профессиональной направленности школьников целесообразно проводить гораздо раньше. Проанализировав научную литературу по этому вопросу, мы установили, что за рубежом имеется опыт более ранней профориентационной работы. Так, в Соединенных Штатах, например, к шестиклассникам приходят представители разных отраслей [4, С. 111].

Необходимость обращения к этой проблеме в среднем звене школы обусловлена также одной из современных тенденций в образовании – профильным обучением в старших классах школы.

Результаты нашего исследования (в нём приняли участие 200 учащихся 6-8 классов средних школ Вологодской области) показали, что около 75% опрошенных осознают необходимость предпринимать конкретные шаги к выбору профессии. В то же время подростки понимают сложность этого выбора - более половины респондентов (53%) считают, что им нужна чья-либо помощь в профессиональном выборе.

Потребность в поддержке обусловлена не столько инфантильностью современных подростков, сколько быстрыми изменениями в современном мире, к которым приходится приспосабливаться [2, С. 100].

Анализ психологической литературы о структуре профессиональной направленности личности подростка позволил нам выделить в качестве основного мотивационный компонент, который представляет собой систему мотивов будущей профессиональной деятельности. Мотивы неравнозначны: одни являются доминирующими при выборе профессии, другие - менее значимыми.

В исследовании мы использовали тестовую методику О.В. Решетникова «Мотивы-ожидания выбора профессии» [3, С. 32]. Методика позволяет выявить доминирующие мотивы выбора профессии. Автор данной методики выделяет 2 группы мотивов: внешние и внутренние. К первой группе относятся ориентация на размер заработной платы, престижность профессии и комфортные условия труда. Во вторую группу мотивов входят ориентация на личную предрасположенность, личностный смысл и возможности самореализации. Ориентация на вторую группу мотивов представляется нам более продуктивной.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы выяснили, что для 22,5 % подростков (45 человек из 200) более значимы внешние факторы профессионального выбора, для 6,5 % (13 человек из 200) внешние и внутренние факторы выбора профессии равнозначны, для 71% (142 человек из 200) внутренние факторы имеют большее значение. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости актуализации внутренних мотивов профессионального выбора, стимулировании самопознания подростков.

Следует отметить, что в подростковом возрасте появляется важная предпосылка к активизации самопознания –  интроспекция. У подростка возникает потребность разобраться в самом себе, в своих чувствах, переживаниях [1, С. 270].

Предпосылкой к созданию образа будущего является развитие абстрактного мышления – у подростка появляется способность размышлять не только о том, что существует в реальности, но и о потенциально возможном.

Изучение научной литературы по данному вопросу и анализ материалов исследования позволили нам определить ряд факторов, препятствующих успешному формированию профессиональной направленности подростка:

1.                   Недостаточное умение рассуждать, нерациональность в принятии решений.

2.                   Нерешительность, недостаточный опыт принятия решений.

3.                   Низкая самооценка и повышенная чувствительность к оценке окружающих. Имея низкую самооценку, подросток может выбрать направление деятельности, которое соответствует не его собственным внутренним устремлениям, а то, которое вызывает одобрение окружающих.

4.                   Застенчивость, робость, низкий уровень развития социальных навыков.

Таким образом, роль педагога должна заключаться в развитии у подростка самостоятельности мышления, социальных навыков, умения осознавать свои потребности и интересы. Необходимо, чтобы педагог предоставлял подростку возможность самостоятельно принимать решения, делать свой собственный выбор. Важной задачей представляется повышение самооценки подростка.

Педагог может оказать подростку консультативную помощь при использовании различных диагностических методик самопознания. В результате использования таких методик подросток получает развернутую картину личности, что дает ему более широкие возможности для анализа и размышлений о своих профессиональных перспективах.

Педагог должен стимулировать активное «погружение» подростка в самого себя, в свои ценности.

Подростки часто затрудняются представить себя через несколько лет, им сложно сформулировать перспективные цели и пути их достижения. Исключение составляют подростки, которые увлеченно занимаются чем-либо, имеют значительный опыт в какой-либо деятельности. Подростки, имеющие целостную картину будущего, по их словам, много размышляли о себе, о своих желаниях и возможностях, пытались осмыслить свой опыт.

В ходе личных бесед выяснилось, что цельность профессиональной направленности личности чаще всего отсутствует. Подростки называют ближайшие цели (например, окончить школу), иногда есть представление о будущей профессии, но промежуточные цели не обозначены, отсутствует единая непротиворечивая картина будущего. Задача педагога – помочь выстроить целостный образ будущего, осознать логические связи между отдельными жизненными событиями.

Мы разработали программу, которая реализуется в ходе учебной и внеучебной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста (6-8 классы) при взаимодействии с педагогом, обладающим тьюторской позицией.

Тьюторская позиция педагога включает в себя следующие компоненты:

1.                   Субъект-субъектное взаимодействие педагога и ученика,

Тьюторская позиция предполагает психологически грамотное общение педагога с учеником (для эффективного общения педагогу необходимы эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие ребенка),

2.                   Беседа (диалог) как наиболее адекватный метод активизации самопознания и саморазвития подростка. Беседа должна строиться по определенным правилам, максимально гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствие какого-либо педагогического давления. Важная особенность таких бесед в том, что педагог избегает оценочных суждений, не навязывает своего мнения, учитывает интересы, чувства и эмоции подростка. Задача педагога – показать возможности, помочь разобраться в многообразии альтернатив. Давая советы, педагог берет ответственность за решение проблемы на себя, при этом ученик теряет ощущение, что он хозяин своей жизни.

В ходе бесед педагог может содействовать раскрытию способностей, склонностей ученика, стимулировать его самопознание, укреплять уверенность ученика в своих силах, создавать оптимистический образ будущего.

3.                   Имитационно-игровой подход, при котором стимулируется активность школьников и появляется возможность смоделировать ситуации взрослой жизни. Поскольку педагог не всегда может предложить подростку участие в реальной профессиональной деятельности, ему приходится моделировать эту деятельность.

4.                   Технологии открытого образования (кейс-стади, портфолио, дебаты, презентации). Данные технологии обеспечивают максимальную самостоятельность, подросток является подлинным субъектом деятельности, имеет возможность самостоятельно пройти все этапы деятельности от целеполагания до анализа результатов и рефлексии.

5.                   Групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги. Эти формы работы высокоэффективны, но сложны в реализации и требуют специальной психологической подготовки, особой компетентности педагога.

6.                   Письменные работы (эссе, сочинения), в которых подросток рассуждает о своем прошлом, настоящем или будущем, снижают уровень тревожности, повышают уровень рефлексии, развивают способность к прогнозированию своей жизни, повышают уровень осознанности и ответственности за себя в будущем.

Таким образом, необходимыми условиями для успешного формирования профессиональной направленности подростка являются создание педагогом благоприятной психологической обстановки, которая позволит подростку осуществлять разнообразную деятельность, способствующую его самопознанию и саморазвитию.

 

Список литературы

 

1.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2005. – 400с.

2.        Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2014. 816 с.

3.        Решетников О. В. Профессиональный интерес // Школьный психолог, 2013, № 9. – С. 30-35.

4.        Hurley D., Thorp J. Decisions without direction: career guidance and decision-making among American youth. Available at: http://www/ferris/edu/htmls/administration/president/CI/report/pdf