Новости
05.11.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Красноярск.
16.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
15.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2014г.

История женского образования в России уходит корнями в далекое прошлое. Первое упоминание об обучении девочек в Древней Руси относится к XI веку, когда в 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла училище для девушек при Андреевском монастыре в Киеве.

В Москве и Санкт-Петербурге первые частные светские школы, где могли обучаться и девочки, появились при Петре I. В 1724 году монахиням было предписано воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того, прядению, шитью, другим ремеслам. В 1754 году были утверждены первые акушерские школы в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. В середине XVIII века в России открылись частные пансионы, в том числе и женские, которые содержались иностранцами.

В царствование Екатерины II, императриц Марии Федоровны и Марии Александровны в Петербурге организовались женские рукодельные училища, гимназии, пансионы, частные школы, Высшие курсы, институты- Мариинский, Екатерининский, Смольный и др.

Екатерина II придерживалась мнения, что задача обучения не в сообщении ребенку известного объема знаний, а в возбуждении в нем самостоятельности, поэтому обучение должно быть наглядным. Учение надо делать приятным, чтобы оно казалось ребенку отдыхом, а не трудной работой; не принуждать к нему силой, предоставлять в этом отношении свободу детям, не стеснять их независимость; дисциплина при воспитании должна не подавлять и уничтожать личность ребенка, а напротив, возбуждать и возвышать ее; воспитывать необходимо собственным примером, руководствуясь не прихотью и произволом, а доброжелательностью, воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы не дать времени пороку укрепиться в нем, надо удалять детей от дурного общества, в котором они могут заразиться.

Создавая «Общество благородных девиц», последнему воспитательному принципу императрица придала особое значение [1]. Имея в виду сформулированные Екатериной II цели нового женского учебного заведения, И.И.Бецкой и его сотрудники внимательно изучили материалы о женских учебных заведениях на Западе и разработали Устав «Общества благородных девиц», который вобрал в себя лучшие педагогические идеи и во многом был выше Уставов западноевропейских учебных заведений того времени.

В Уставе «Общества» нашли отражение взгляды Локка, Руссо, Дидро, Гельвеция, мысли аббата де Сен- Пьера, доктора Саншеса. Екатерина хотела давать женщинам не только воспитание, но и образование, и притом общее, а не приспособленное к каким-нибудь специальным «женским» целям. Конечную цель воспитания составители Устава Смольного института видели в том, чтобы «…девицы не привыкли излишне важничать и излишне унылый вид являть, были не по принуждению скромны, ласковы, вежливы и учтивы, умели преобразовывать сведения, не столь ученые, сколь общие» [1].

Всего за время Екатерины получили в «Обществе» воспитание 1316 девушек. При 11 приемах и 7 выпусках окончили курс 850 девиц: 440 на благородной половине и 410 - на мещанской. Среди воспитанниц Смольного были: дочь А.В.Суворова; жена А.Н.Радищева; дочери Ф.И.Тютчева; мать генерала М.Ю.Скобелева. Из стен «Общества» вышло много педагогов: С.И.Сабо - начальница Санкт-Петербургского института принцессы Ольденбургской; Н.К. Неманн - начальница первого женского пансиона в Ярославле. Выпускницами Смольного были многие образованные женщины: физик В.Е. Богдановская, первая в России женщина-архитектор Н.А. Новаковская и др. [3].

Учрежденный в 1764 году Смольный институт сыграл огромную роль в развитии женского образования в России. Многие годы он служил образцом для устройства всевозможных женских заведений: пансионатов для девиц, женских институтов, частных женских пансионов. По образцу Смольного возникли 27 таких же учебных заведений в губернских городах. Но как бы ни играли свою роль институты, их было мало на громадном пространстве России, и далеко не для всех они были доступны.

Впервые горячий призыв к обществу обратить внимание на «вопросы жизни» и воспитания, на привлечение и женщины к благам всестороннего образования, к культурной работе на благо семьи и страны раздался в статьях Н.И. Пирогова [2]. Благодаря профессору педагогики Н.А. Вышнеградскому, инспектору классов в женском Павловском институте, было положено начало открытому гимназическому всесословному образованию женщин в России (По его инициативе было открыто Мариинское училище для приходящих учениц в Петербурге, затем и другие одноименные училища, в 1862 году переименованные в Мариинские гимназии.).

В 1817 году был издан общий план обучения и воспитания для всех 34 учебных заведений. С 1817 по 1828 годы было учреждено еще 6 учебных заведений. Воспитательные дома дали образование 23 тысячам сирот [3].

Потребность в образовании для женщин приводит к открытию в1858 году Мариинской гимназии под попечительством принца Ольденбургского. В том же году появились новые подобные школы: 8 октября открылось Коломенское училище, 1 ноября - Василеостровское, 5 декабря - Петровское.

Учебный строй женских гимназий оставался в общих чертах неизменным до конца ХIХ века. Изменялись лишь их программы. Перемены во все институты внесла реформа 1860 г. - был установлен 7-летний курс обучения с семью классами вместо трехклассного с двухгодичным курсом в каждом классе. Продолжительность урока сократилась, что дало возможность увеличить число уроков для отдельных предметов [2].

В 1882 году в качестве переходной ступени между начальными учебными заведениями были созданы новые Мариинские училища. Они подготавливали девушек к изучению ремесел и к практической деятельности в домашнем хозяйстве. По данным переписи 1897 года, в городах России грамотными были лишь 12,4% женщин, в сельской местности - всего 8,6% [3].

В конце XIX - начале ХХ вв. получило развитие среднее специальное женское образование. Первые педагогические курсы были открыты в 1863 году на базе педагогического класса Петербургской Мариинской гимназии. Такие классы открывались при гимназиях и епархиальных училищах. К 1 января 1915 г. в восьмых педагогических классах 913 гимназий обучалось около 20 тыс. девушек.

Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами. В 1867 году петиция Е.И. Конради о разрешении женщинам посещать университет получила одобрение 1-ого съезда естествоиспытателей. Прошение свыше 400 женщин, поданное ректору Санкт-Петербургского университета в 1868 году по инициативе М.В. Трубниковой, А.П. Шилосовой, Н.В.Стасовой, получило одобрение.

Правительство разрешило открытие частных курсов по программе мужских классических гимназий. В 1870 г. открылись Владимирские курсы в Петербурге, «публичные лекции для мужчин и женщин по словесным и естественным дисциплинам». В 1872 г. при поддержке Д.А.Милютина начали работать курсы для образования акушерок с программой, расширенной доуниверситетской. Тогда же в Москве возникли Высшие женские курсы В.И.Герье, а в 1878 г. Петербургские Высшие женские курсы, возглавляемые профессором А.Н.Бестужевым.

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. прием на Бестужевские курсы был временно прекращен. Права курсов были восстановлены лишь в 1906 году [4].

В 1897 году открылся женский медицинский институт. С 1900 года вновь открываются Высшие женские курсы в Москве, Одессе и Петербурге. В 1910 году заработали высшие курсы П.Ф.Лесгафта. В 1905-1910 гг. открываются высшие женские курсы в Харькове, Казани, Новочеркасске, Варшаве и др., создаются специальные технические женские курсы; женщины получают доступ в высшие учебные заведения Петербурга [1].

В  результате  политики  всеобщего  обязательного  обучения,  открытия  большого  числа  средних общеобразовательных профшкол, средне-специальных и высших учебных заведений уровень женского образования в нашей стране сравнялся с уровнем образования мужчин. Была создана единая система высших педагогических заведений без разделения на мужские и женские.

Все это свидетельствует о прогрессе женского образования в России. Сегодня насущными остаются вопросы о том, как оно будет развиваться в ХХI веке, необходимо ли сегодня раздельное обучение, что может и должно быть использовано сейчас из прежнего опыта?

 

Список литературы

1.   Козлова, Н.И. Из истории женского образования в Санкт-Петербурге. - СПб.,1996.

2.   Корнилов, А.А. Курс истории России ХIХ века. - М.,1993.

3.   Российская педагогическая энциклопедия.Т.1-Т.2. -М.,1993,1999.

4.   Фроянов, И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. -М.,1992.