Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Массовость и доступность телекоммуникационных систем позволяет внедрять определенные установки в общественное сознание, охватывая подавляющее большинство групп населения. Мало кто задумывался о вреде, наносимом современными средствами массовой информации и коммуникации. Однако различные группы отличаются разной степенью подверженности воздействия.

Например, скрытые воздействия на взрослое население и на детей различного возраста через средства массовой информации, воздействие на подростковое поколение через игры, интернет и другие неконтролируемые информационные потоки. Очевиден факт, что чем менее сформированы характер, мораль и нравственность объекта, тем более эффективным может быть воздействие на него извне, тем проще реализовываются новейшие приемы манипулирования сознанием. А, значит, в первую очередь в группу риска попадают дети. И наиболее распространенной формой реализации в средствах массовой информации современных технологий, рассчитанных на данную категорию граждан, являются мультфильмы.

Мультипликационный фильм признан достаточно популярным инструментом воспитания детей. Отечественные ленты помогали формировать положительные качества — честность, отвагу, взаимовыручку, доброту, справедливость, давали представления о дружбе и товариществе, порицали отрицательные черты − жадность, трусость, лживость, лень. Однако в настоящее время опасную популярность набрали зарубежные мультфильмы, которые привлекают юных зрителей своей насыщенной яркостью и динамичностью, но никак не моралью, и при более детальном просмотре и анализе сюжета, поведения, поступков персонажей, а так же их графического представления вызывает все большую тревогу и подозрение у родителей.

Детям свойственно подражать любимым героям литературных произведений, фильмов и мультфильмов − мальчики сравнивают себя с мужскими персонажами, девочки стараются соответствовать женским, и это вполне естественное явление порой может иметь негативные последствия. К примеру, проанализировав известный и коммерчески успешный мультипликационный фильм от студии «Уолт Дисней» «Красавица и Чудовище» 1991г. (признанный Библиотекой Конгресса США культурным достоянием), обнаруживается навязывание определенных стереотипов, в частности образа женщины. Протагонист картины − «красавица» Бэлль, изображенная с излишним реализмом и физиологичностью, незамужняя прекрасная юная девушка, до «странности» увлеченная чтением книг, в одном из эпизодов пересекается с многодетной матерью, которая была нарисована как измученная немолодая некрасивая женщина с уродливой внешностью, окруженная детьми больше похожими на поросят. Так авторы представили самый священный, и главный образ − матери, издревле почитаемый     всеми     народами мира, крайне отталкивающе и непривлекательно, и противопоставили образу Бэллы − счастливой и бездетной. Такое сравнение ведет к тому, что девочки будут воспринимать материнство с отвращением, ведь опираясь на свои подсознательные ощущения, сформированные после просмотра подобных мультипликационных лент, они мечтают всегда быть стройными, красивыми и романтичными, быть похожими на Бэлу, но никак не на ту несчастную и уродливую женщину с поросятовидными младенцами на руках. Таким образом, создается иллюзия очевидного выбора, между привлекательным (ложным) и непривлекательным (ложным), решение которого скрытно вкладывается в сознание.

Основываясь на своих кумиров, девочки формируют модель сексуального поведения, которая в будущем будет определять их норму поведения и критерии оценки своих собственных поступков и поступков внутри социума. Мальчики же перенимают установку, используя которую они будут формировать свой образ идеальной женщины, которую они хотят видеть в качестве своей спутницы жизни. В зарубежной мультипликации девушки-героини изображены с приданием чрезмерной реалистичности их внешности в физиологическом плане, намеренно подчеркнутой откровенными нарядами, а их поведение отличается жесткостью, агрессивностью и зачастую сопровождается насилием, что совершенно не соответствует нравственным принципам − девушка должна быть доброй, скромной, застенчивой, целомудренной. В продолжение темы меж половых отношений между персонажами, любовные чувства в западных мультфильмах обязательно сопровождаются физическим контактом, такое сокровенное действие как поцелуй между героем и героиней демонстрируется открыто и во всех деталях, что провоцирует детей проявлять  несвоевременное  любопытство  к  сексу,  что  приводит  к «интеллектуальному растлению».

 Рассматривая влияние на сознание детей, нужно понимать, что у детей еще не сформирован такой центр психики как цензура (барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира), которая могла бы оградить либо снизить влияние установок и паттернов поведения, продиктованных в общем потоке трансляции телевидения. Дети не всегда понимают, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, что правильно, что ложно, что опасно, что нет. Их внимание намерено захватывают отвлеченными от основной сути объектами и сюжетами, смешными скандальными историями, провоцирующими на эмоции для снижения критичности восприятия. Однако телепередача, на первый взгляд не несущая явно выраженный негативный характер, может заключать в себе определенную программу поведения, результаты и последствия влияния на сознания ребенка которой могут быть скрыты продолжительное время, но в итоге начать демонстрироваться в его действиях.

На этот счёт весьма точно и верно отмечает доктор юридических наук В.Н. Лопатин « культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведёт к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодёжи, подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что наряду с другими условиями, открывают путь для многих из них к правонарушениям [2].

Современные информационные технологии отрицательно воздействуют не только на детей, но и на взрослых. Телевизионные потоки атакуют сознание людей, обрушая на сознание огромное количество некачественных программ, рекламы некачественных услуг и товаров, астрологического мусора и массы искаженной информации о политике, партиях, революциях, истории. Информационное негативное воздействие превращает человека в послушное социальное животное. Подобное оружие массового воздействия отличается тем, что жертва не замечает, что против нее воюют.

Телевидение, признанное на сегодняшний день наиболее массовым и применяемым инструментом манипуляции, обрело свою эффективность так же за счет формирования у человека устойчивой зависимости, которая отмечается практически у всех людей, продолжительно смотрящих телевизор. Особым образом построенная программа подачи материала, насыщенная специфическими аудиовизуальными установками, в совокупности с определенным телесигналом, сначала, расстраивает психику должным образом до появления психопатологических симптомов, а затем устраняет эти симптомы при каждом повторном воздействии. Соответственно когда человек прекращает смотреть телепередачу, он может переживать состояние близкое по описанию и признакам к неврозу, избиваться от симптомов которого можно вернувшись к просмотру.

Таким образом, на зависимости от телетрансляций (подобной никотиновой или наркозависимости) базируется основное действие схем манипуляции. Согласно законам психики, информация вне зависимости от содержания и способа передачи в первую очередь оседает и фиксируется в подсознании, откуда в дальнейшем оказывает воздействие на сознательную часть сознания. И основываясь на эти положения, психика людей программируется по средствам телесигнала. В итоге, с помощью телевидения становится возможным задавать модель поведения не только индивиду, но и целым массам.

Как отмечает доктор медицинских наук и полковник медицинской службы профессор Л.П. Гримак, современное телевидение выступает в качестве самого эффективного средства формирования гипнотической пассивности зрителя, которая способствует прочному закреплению создаваемых психологических установок, поэтому именно телевизионная реклама считается наиболее действенным способом программирования покупателей и потребителей услуг [1]. Действительно, замечено, что во время просмотра телетрансляций зритель находится в состоянии схожем с гипнозом.

Таким образом, его программирование осуществляется послегипнозным внушением, а полученная установка начинает действовать в определенный период после выхода зрителя из состояния транса. Иными словами, через некоторое время после просмотра телевизионной программы, человек испытывает стойкое желание совершить покупку. Именно этот эффект можно обозначить как одну из причин распространения в последние годы психического заболевания − ониомания, т.е. непреодолимое желание совершать покупки без необходимости (в простонародии называют шопоголизм). Таким образом, неконтролируемые информационные потоки могут стать фактором подавления личности и появления психосоматических заболеваний: депрессий, неврозов, истерий, фобий и т.д.

В результате отмены цензуры, а так же повальной коммерциализации, средства массовой информации заполонили эфир передачами, сюжетами, фильмами отечественного и зарубежного производства, содержащих эпизоды насилия в различных видах и проявлениях. Производители таких информационных продуктов зачастую пытаются компенсировать отсутствие сюжетной линии насыщением сценами секса и насилия, которые оказывают воздействие сразу на подсознание человека, влияя на чувства в обход разума. Манипуляторы, таким образом, вмешиваются в развитие подрастающего поколения, провоцируя деградацию, вследствие чего, у молодых людей теряется способность адекватного восприятия реальности. В их психике формируются паттерны поведения, которые будут регулировать повседневную деятельность подростков, определять их реакцию на те, или иные жизненные ситуации и обстановки.

Следует отметить также, что при просмотре телепрограмм и фильмов, воздействие на психику имеет больший манипуляторный эффект, нежели газеты и журналы. Это происходит за счет большего спектра воздействия, расширенного трансляцией по нескольким каналам восприятия: аудиальным, визуальным и кинестетическим, т.е. сочетание звуковых эффектов, видеоизображения и эмоциональной нагрузки, что существенно усиливает степень  влияния на сознание и обеспечивает  внедрению манипуляторных установок.

Средства массовой культуры вносят коррективы в типовое поведение людей, меняя их привычки и вводя в подсознание установки, продиктованные властью/капиталом. Таким образом, происходит кодирование социального сознания, после чего запрограммированные люди, не подозревая и не задумываясь об этом, действуют в интересах манипуляторов.

Формирование и становление молодого человека как личность происходит в непрерывном взаимодействием с окружающим его миром. В настоящее время, когда взрослые более озабоченны насущными бытовыми проблемами, чем воспитанием детей, возрастает влияние средств массовой коммуникации, вызванное повсеместным внедрением продуктов технического прогресса, происходит процесс интерактивного вовлечения молодежи. И поэтому проблема контроля воспитания и развития подростка, его взаимодействие и восприятия транслируемых СМИ потоков информации, стоит особенно остро.

Список литературы

   

1.                  Гримак Л.П. «Гипноз и телевидение». «Прикладная психология». Изд. «Магистр», Москва. 1999. №1.

2.                  Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000.