Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Процесс глобализации охватил огромную территорию и сферы человеческой жизни, расширил и усилил все формы общения и взаимодействия стран, народов и их культур. Как утверждает А. П. Садохин, до недавнего времени история человечества была лишь суммой историй отдельных стран, этносов и культур, то сегодня она зримо превращается в единую глобальную историю человечества, в которой все, что происходит в жизни отдельных стран, так или иначе отражается на жизнедеятельности людей в других точках земного шара. В этих условиях каждый народ осознает себя неотъемлемой частью общекультурного мира.

Следует отметить, что формирование культурной ценности мира сопровождается возникновением новых, ранее неизвестных проблем. Расширение межкультурных контактов сталкивается с различного рода сложностями, напряженностью, конфликтными ситуациями, которые связаны с очевидными и скрытыми особенностями культур, различиями между ними. Взаимодействие культур затрагивает каждого человека, ведёт к переоценке характера межкультурных контактов и собственной культурной идентичности. Следовательно, на первый план процесса взаимодействия культур сегодня вышли проблемы компетентности, компетентностного подхода и адекватного восприятия культурных различий в межкультурной коммуникации.

Объективные процессы глобализации,  происходящие  в современном обществе, программируют повышение требования к уровню готовности  человека к  межкультурному взаимодействию как в профессиональном, так и в социальном аспекте. Не случайно, важность этой проблемы подчеркнута в законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования до 2025 года», Федеральных государственных образовательных стандартах по различным направлениям, которые указывают, что содержание образования должно быть направлено « На интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Необходима целенаправленная работа в этом направлении в рамках любых образовательных учреждений, но тем не менее основная работа в этом направлении должна проводиться в школе, так как именно в школьные годы закладываются стереотипы отношения и поведения людей.

На сегодняшний день отечественными исследователями раскрыты некоторые особенности организации процесса обучения с учетом принципа поликультуризма в  начальной (Ф. Н. Зиатдинова), средней (Ю. А. Карягина, Р. Х. Кузнецова) и высшей школе (Г. В.Миронова, Л. Т. Ткач, Н. П. Цыбанев). Впрочем, несмотря на разработанность отельных аспектов поликультурного образования,  пока не существует целостной концепции формирования и развития межкультурного взаимодействия в рамках образовательных учреждений, охватывающего все ступени школьного образования. Как следствие этого, на сегодняшний день отмечаются следующие противоречия:

-         между выдвинутыми государством широкомасштабными задачами патриотического, этнокультурного воспитания и образования России, формирования и развития межкультурного взаимодействия как фактора духовно-нравственного обновления современного российского общества и слабой интеграцией деятельности специалистов образовательных учреждений по решению этих актуальных задач;

-      между этнокультурным разнообразием России и узорностью традиционных подходов к содержанию региональных проектов и программ, направленных на формирование и развитие межкультурного взаимодействия учащихся;

-    между современными потребностями российского общества в воспитании социально-активной, мобильной личности, способной к межкультурному диалогу и недостаточным уровнем разработки педагогических концепций и технологий формирования и развития межкультурного взаимодействия в общеобразовательных учреждения.

Данные противоречия выражаются в ограничении задач формирования и развития межкультурной компетентности в основном задачами формирования и развития терпимости личности к представителям других культур без должного внимания к возможностям той или иной культуры как средства формирования целостной, творческой, гармонично развитой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры. Одним из наиболее острых вопросов является недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов в области межкультурного взаимодействия. Недостаточное владение педагогами методами и приемами развития культуротворческой активности учащихся, их творческой самореализации приводит к чрезмерному увлечению педагогами вербальными средствами обучения. В рамка образовательного учреждения, как правило, отсутствует системный мониторинг эффективности работы в области формирования и развития общей гражданской идентичности и межкультурной компетентности учащихся, что существенно ограничивает возможности применения своевременных правящих действий. Неоднозначным является и вопрос о содержании понятия «межкультурное взаимодействие».

Исходя и вышесказанного, педагогическое проектирование деятельности общеобразовательных учреждений по формированию и развитию межкультурного взаимодействия обеспечит эффективную реализацию такой деятельности, если будет:

-   опираться на социокультурный трансформационный подход и подход «социальных действий», а также концепцию «диалога культур»;

-   учитывать самобытные традиции коренного этноса региона, современное этническое разнообразие населения региона, культурное разнообразие России, общероссийские национально-культурные и культурно-исторические традиции;

-      направлено на выявление, поддержку и развитие социально-ориентированных инициатив учащихся на основе повышения их межкультурного взаимодействия;

-     осуществляться на основе взаимодействия основных участников образовательного процесса школы, специалистов социально-психологической службы, государственных и негосударственных социально-культурных организаций по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности учащихся.

В качестве основных форм работы могут выступать экскурсии, встречи с выдающимися людьми, Дни памяти, факультативные занятия, социальные школы, межрегиональные и международные творческие проекты, лекции, спецкурсы по выбору, фестивали, конкурсы, викторины, олимпиады, деловые игры, художественные события, концерты, спортивные представления и др.

Среди методов работы следует выделить, такие общепедагогические методы, как дискуссионные, исследовательские, игровые, методы социокультурного творчества, и культурологические методы, например, воспитание словом (совет, намек, внушение, увещевание и т.д.), воспитание делом (приучение, упражнение, испытание, требование и т.д.), воспитание искусством (наблюдение, любование, перенимание и т.д.), воспитание игрой (соревнование, ролевая имитация и т.д.), воспитание общественным мнением (признание, одобрение, похвала, осуждение, запрет, укор и т.д.). При этом преобладающими должны быть методы, направленные на организацию «поля опыта» учащихся по самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию себя как личности в социально-значимых проектах и мероприятиях.

Организация системной, комплексной, практико-ориентированной работы по проблеме формирования и развития межкультурной компетентности учащихся в рамках образовательного процесса способствует не только положительной динамике развития межкультурной компетентности основных субъектов образовательного процесса, но и создает условия для повышения общего уровня воспитанности учащихся, их социальной активности, обеспечения единства всех участников образовательного процесса, создания атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, взаимоподдержки, установления активных партнерских отношений с учреждениями образования, науки, культуры, общественными организациями по проблеме межкультурного взаимодействия.

Список литературы

 

1.                    Бессарабова, И.С. К проблеме поликультурного образования в современном обществе [Текст] / Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова // Alma mater. - 2008. – №6. – С.38 – 43.

2.                    Васильева, Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее достижения [Текст] /Н.Н. Васильева. – М.: Дрофа, 1996. – 435 с.

3.                    Королева, Г.М. Основы народной культуры в патриотическом воспитании молодежи. Монография. [Текст] / Г.М. Королева. – М.: МГГУ им М.А. Шолохова, 2009, – 217с.

4.                    Наролина, В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста [Текст]/ В.И.Наролина // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С.1 – 13.

5.                    Сабаненко, Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция [Текст] / Е. И. Сабаненко // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 816-819.

6.                    Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. [Текст] / А.П.Садохин. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 271 с.

7.                    Сафонова, В.В. Изучение международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В.Сафонова – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.

8.                    Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г.Стефаненко. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 368с.

9.                    Хухлаева О.В. Этнопедагогика: Социализация детей и подростков в традиционной культуре: Учебное пособие. – МПСИ, 2008. – 248 с.